Совет 1: Какие есть кустарники тайги

Хмурую и суровую красоту таежного леса оживляет подлесок. По берегам рек - это заросли ольхи и ивняка, а в лесу - кустарники и кустарнички. Среди последних - можжевельник и шиповник, жимолость и таволга. Богата тайга и ягодными кустарниками: малиной и ежевикой, брусникой и голубикой, морошкой и клюквой.

Распространенные кустарники тайги

Можжевельник

Самый распространенный кустарник в тайге. Его также называют тетеревинымм ягодами, вересником, можевелом. На этом хвойном кустарнике на второй год созревают шишкоягоды, богатые микроэлементами, органическими кислотами, сахарами, фитонцидами. Ими лечат бронхиты и заболевания почек.

Кедровый стланик

Растет на границе тундры и тайги, преимущественно на каменистой почве. Растет медленно, но может прожить 250 лет. Орешки стланика не менее полезны, чем кедровые. Его живица (смола) идет на скипидар. В хвое кустарника каротина больше, чем в моркови, богата она и другими витаминами. Именно поэтому стланик может использоваться как витаминный препарат.

Багульник

Вечнозеленый кустарник высотой 45-130 см с кожистыми листьями. Растет в заболоченных сосновых лесах и на болотах. Цветки белые на длинных цветоножках, размещаются на концах веточек большими зонтиковидными щитками. Время цветения – май-июнь. У багульника весьма сильный запах.
Во время цветения багульника долго находиться в его зарослях не рекомендуют. Могут появиться головокружение и тошнота. Он отличный медонос, но мед считается условно ядовитым. В пищу можно использовать после прогревания.

Крушина

Этот кустарник листья распускает позже других кустов, цветет все лето, и ягоды на нем созревают неравномерно. Кусты крушины покрыты одновременно зелеными, красными и черными ягодами. Вкус у них неприятный, однако, она нравится птицам, особенно дроздам.

Волчье лыко

Редко встречается в ельниках из-за ранних красивых цветов, напоминающих цветки сирени, с приятным сильным ароматом. Приземистый кустарник на несколько веточек. Ягодки красные блестящие, но ядовитые, как и все растение, включая листья и ветки, даже корни.

Ягодные кустарники

Брусника

Вечнозеленый кустарничек с листьями, способными поглощать дождевую воду и зимовать два-три раза под слоем снега. Растет на торфяниках и в сухих лесах. Популярная и вкусная ягода, которую замораживают, варят варенье, едят свежей. В ягоде брусники присутствует натуральная бензойная кислота, поэтому брусника не портится при хранении. Полезна она гипертоникам, при ревматизме, диабете, заболеваниях почек.

Черника

Небольшой кустарничек, стелющийся в траве. Размножается тонкими ползучими корневищами, из которых со временем вырастают новые кустики. Цветы похожи на горошины зеленоватого или розового цвета. Ягоды созревают к середине лета, имеют черно-синий с сизым налетом, цвет. Черника весьма полезна для глаз, помогает при заболеваниях ЖКТ.

Клюква

Это болотное растение, растет рядом со мхами сфагнумами. Вечнозеленый кустарничек до 80 см высотой с тонкими ветвящимися стеблями. В мае-июне покрывается белыми или розоватыми мелкими цветочками. Созревают ягоды в сентябре-начале октября, и на кустарнике могут сохраняться до самой весны. Они богаты на различные микроэлементы, содержат бензойную кислоту, благодаря чему долго не портится. Ягоды клюквы выводят радионуклиды, прекрасно справляется с воспалениями в почках.
Встречаются в тайге ягодные кустарники, которые привыкли считать садовыми. Это малина, смородина, а также не совсем садовый, но не менее известный шиповник.

Голубика

Кустарничек растет в гористой местности ближе к тундре на каменистых пригорках. Ягоды похожи на чернику. Ягоды обладают свойствами укреплять кровеносные сосуды и даже замедлять рост раковых клеток. Снимают усталость глаз, помогают восстановлению зрения.

Водяника

Растет этот кустарник, как и голубика, ближе к тундре, но выбирает при этом болотистые места. На вкус ягода водянистая, богата витамином С, каротином и марганцем.

Совет 2: Какие органы есть у мхов

У мхов есть такие органы, как архегонии и антеридии, в которых созревают женские и мужские половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки. Такой половой способ размножения обеспечивает появление новых растений, но мхи могут размножаться и бесполым способом.
Инструкция
1
Мхи проживают на нашей планете сотни миллионов лет. Отдел моховидных насчитывает более 20 тысяч видов растений, произрастающих во всех природных зонах, в том числе и Антарктиде. Выделяют три класса мхов: печеночники, антоцеротовые и собственно, мхи. Последние делятся на андреэевые, сфагновые и бриевые. А какие органы есть у мхов?
2
Два поколения мхов: гаметофиты и спорофиты сменяют друг друга в своем жизненном цикле. Размножаются мхи спорами и на вновь появившемся гаметофите через много-много лет образуются половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Но прежде чем растение сможет приступить к размножению, оно должно вырасти, обзавестись листьями и ризоидами, которые выполняют роль корней. У слоевищных мхов половые органы располагаются на верхней поверхности слоевища, а у листостебельных – в верхушечной части побегов. Наконец, в специальных органах – архегониях и антеридиях созревают половые клетки. Если и те, и другие развиваются на одном растении, то его называют однодомным, а если на разных, то двудомным.
3
Перемещаются сперматозоиды с помощью воды. Если воды в месте обитания мха недостаточно, сперматозоиды «ждут» дождя или хотя бы росы. После того, как произойдет слияние половых клеток, яйцеклетка станет зиготой и даст жизнь новому поколению спорофит. Правда, у моховидных его называют спорогоном, который не является самостоятельным растением, а всего лишь паразитом на теле гематофита. Спорогон представляет собой тонкую ножку с коробочкой на конце – спорангием. Внутри такой коробочки зреют споры и когда приходит время их рассеивания, крышечка коробочки открывается, обеспечивая выход спор наружу.
4
С помощью спор происходит размножение и расселение моховидных. Сначала спора дает жизнь многоклеточной тонкой зеленой нити – протонеме. Она, в свою очередь, обеспечивает дальнейшее формирование пластинчатых таллом или облиственных побегов. Вновь образованные коробочки снова рассыпают свои споры и весь цикл развития мха повторяется вновь. Зеленое растение, которое произросло из споры, называют, как уже было сказано, гаметофитом, потому что в его верхушечной части находятся особые органы, обеспечивающие образование гамет. В своем цикле развития моховидные чередуют половой и бесполый способы размножения.
5
Лесные мхи являются важнейшим компонентом природных комплексов. Эти фотосинтезирующие растения усваивают неорганические вещества и обеспечивают создание органики. Мхи создают запасы торфа на болотах и широко применяются в медицине за счет своих антисептических свойств.
Видео по теме

Совет 3: Какие деревья растут в тайге

Тайга протянулась широкой полосой по территории России от запада до востока. Ее называют царством вечнозеленых хвойных деревьев. Лето в тайге достаточно теплое, но короткое, а зима очень холодная, долгая и снежная. Хвойные деревья отлично переносят холода.
Инструкция
1
Вечнозеленую тайгу ученые делят на светлохвойную, которая состоит из сосны и лиственницы, и темнохвойную, где растет кедр, ель и пихта. Это самые сумрачные леса на земном шаре. Кроны ели и пихты практически не пропускают солнечный свет и поэтому под деревьями не растут кустарники и травы. Наземный покров таких лесов обычно состоит из сплошного ковра из мхов и лишайников.
2
По берегам таежных рек и озер также растут лиственные деревья - рябина, береза, ольха, осина, в южной части встречаются дуб, липа, клен остролистный, заросли дикой малины и смородины. Светлохвойная лиственничная тайга имеет богатый подлесок из самых разнообразных кустарников - бересклета, лещины, жимолости, калины, спиреи. Вьющиеся кустарники - амурский виноград, лимонник, актинидия - обвивают деревья.
3
Ель сибирская

Это один из главных представителей темнохвойной тайги. Большинство видов ели отличаются прямыми стволами высотой 40-60 метров. Хвоя ели короткая и жесткая, богата эфирными маслами и витаминами. Ели растут очень медленно в первые годы, и к десятилетнему возрасту не превышает двух метров, но к 30 годам вырастает уже до 30 метров. Ель живет долго, до 500-600 лет. Еловая древесина — это основное сырье для производства бумаги.
4
Пихта сибирская

Пихта — это красивое дерево с прямым стволом, имеет узкую коническую крону и густую хвою. Живет в среднем до 250 лет, вырастает до 40 метров. От ели отличается более длинной и мягкой хвоей, а также черновато-серой корой. Мягкая древесина пихты не является ценным материалом и используется для изготовления сувениров. Из ее хвои получают масло.
5
Сибирский кедр

Кедр сибирский относят к роду сосен. Настоящие кедры растут в странах с теплым климатом. Дерево достигает больших размеров, но густые кроны образует лишь на просторе. Живет до 500-700 лет, поперечник ствола может достигать двух метров. Хвоя трехгранная, длинная, растет пучками по пять хвоинок вместе. Древесина кедра прочная, но мягкая. Большую известность кедр сибирский имеет благодаря своим вкусным семенам - кедровыми орешкам.
6
Сосна

Сосна — неприхотливое дерево. Дает наиболее ценную древесину. Хвоя расположена двухвойными пучками. Деревья высокие, прямые, без сучьев, стволы как колонны. Ажурные кроны пропускают много света. Живица сосны - ценное сырье для химической промышленности.
7
Лиственница

Это самое морозоустойчивое дерево тайги, может выдерживать температуры ниже -70оC. Мягкая хвоя лиственницы каждую осень опадает и весной вырастает заново. Древесина ценится из-за плотности и сопротивляемости влаге, употребляется в кораблестроении, идет на железнодорожные шпалы.

Совет 4: Какие растения растут в тайге

Таежные леса являются крупнейшей экосистемой, растения которой представлены различными мхами, кустарниками, хвойными деревьями и лишайниками. В некоторых лесах тайги преобладают светлохвойные или темнохвойные деревья – однако, какие таежные растения наиболее распространены в этом девственном уголке живой природы?

Таежные ягоды

Черника в большом количестве произрастает в тайге на болотах, представляя собой небольшие кустарники со сладкими ягодами, которые применяют при лечении желудочно-кишечного тракта и глаз. Листья черники широко используют в народной медицине. Земляника растет на полянках светлохвойной тайги в смешанных или сосновых лесах и считается одной из наиболее вкусных лесных ягод. В ней содержится огромное количество витаминов, микроэлементов, кислот и других полезных веществ. Земляникой лечат атеросклероз, бессонницу, неврастению, гипертонию и заболевания ЖКТ.

Таежные леса покрывают почти весь север суши, а также горные массивы Карпат, Альп и североамериканских Скалистых гор.

Славится тайга и брусникой, произрастающей в сухих смешанных лесах и на торфяных болотах. Ягоды брусники не подвержены порче, поскольку в них содержится натуральный консервант – бензойная кислота. Из листьев брусники готовят отвар, который прекрасно помогает при болезнях почек, гипертонии, диабете, туберкулезе и ревматизме. Также широко распространена в тайге клюква, которая богата витаминами и микроэлементами, помогает выводить из организма радионуклиды. Полны таежные леса и голубикой, водяникой, шиповником, малиной, черной смородиной и морошкой.

Таежные мхи и лишайники

Наиболее распространенным видом мха в тайге является сфагнум, растущий на заболоченной почве. Из этого гигроскопичного мха образуется торф – кроме того, сфагнум широко применяется строителями, которые затыкают им щели между бревнами. В состав сфагнума входят консервирующие вещества, препятствующие его гниению. При отсутствии медикаментов этот мох можно использовать в качестве перевязочного материала, поскольку он ускоряет заживление ран.

Таежные растения очень популярны среди охотников и промысловиков, которые используют их как первую помощь при болезнях или травмах.

Еще одним представителем мхов в таежных лесах средней и северной полосы является кукушкин лен, растущий в сырых лесных районах, а также на болотах и мокрых лугах. Также широко известен белый мох или ягель, который еще называют оленьим мхом, поскольку его едят олени. Он устойчив к любым морозам и обладает антибактериальными свойствами, поэтому коренные народы севера хранят в нем сырое мясо. Кроме этого, ягель славится своей большой питательной ценностью, которая делает его пригодным для употребления в пищу людей.

Совет 5: Как высаживать кустарники

Кустарники, как правило, не требуют особого ухода и прекрасно украшают участок, поэтому они очень популярны среди ландшафтных дизайнеров. Высадить кустарник можно в центре участка или вдоль забора, чтобы он образовал изгородь.
Вам понадобится
  • - саженец;
  • - лопата;
  • - компост;
  • - удобрения;
  • - вода;
  • - кол;
  • - подвязка из мягкой ткани;
  • - солома, кора, трава и т.д.
Инструкция
1
Подберите удачное время для пересадки кустарников. Лиственные кустарники высаживайте поздней осенью или ранней весной, а хвойные и вечнозеленые – либо в апреле-мае, либо в августе-сентябре, когда рост уже прекращается.
2
Чтобы не ошибиться при высаживании, узнайте точное название своего кустарника и прочитайте в специальной литературе, какие почвы он предпочитает, его требования к освещенности и условиям роста.
3
Садите кусты с учетом того размера, которого они достигнут через несколько лет. Медленно растущие кустарники располагайте на расстоянии 2-3 метров, но если вы планируете сделать изгородь, расстояние между кустами может быть и меньше.
4
Выкопайте яму, примерно в 1,5 раза больше земляного кома корневой системы саженца. Глубина ямы должна быть примерно на 20 см глубже.
5
Вынутую из ямы землю смешайте с компостом, на одну часть земли две части компоста. Разрыхлите боковые стенки и дно ямы.
6
Увлажните корни растений перед посадкой, для этого погрузите кустарник с обнаженными корнями в воду на несколько часов, а растение с земляным комом – на полчаса. Поврежденные, слишком длинные, отмерзшие корни отрежьте секатором, а срез обработайте золой.
7
Вбейте в дно ямы кол длиной 30-40 см. Засыпьте дно смесью земли, компоста и удобрений. Для улучшения структуры почвы можно также добавить пылевидный кремнезем.
8
Опустите саженец в землю, но не ниже, чем он рос на предыдущем месте. Проследите, чтобы земля заполнила все пустоты между корнями, подвигайте его в разные стороны. Придерживая растение строго вертикально, засыпьте яму землей.
9
Постепенно уплотняйте почву, чтобы кустарник располагался устойчиво. Действуйте осторожно, чтобы не обломить корни. Во время засыпки можно немного полить почву, в таком случая вся масса земли пропитается водой равномерно.
10
Сформируйте вокруг куста поливочный круг, сделайте небольшую насыпь высотой 5-7 см. Внутри этого круга покройте поверхность травой, перепревшим навозом, корой, соломой, чтобы защитить почву от пересыхания. Хорошо полейте высаженный куст и привяжите к вкопанному колу мягкой тканью.

Совет 6: Какие животные водятся в тайге

Тайга является уникальным местом. В ней можно встретить огромное количество редких животных, которые сумели приспособиться к суровым климатическим условиям и населить громадные хвойные леса. Какие же звери являются хозяевами этого природного заповедника?

Таежные животные

В тайге водятся такие млекопитающие как кабарга, лось, белка, бурундук, бурый медведь, белка-летяга, рысь, ласка, однатра и горностай. Лоси – одни из самых характерных ее представителей, живут в лесах, на берегах озер, болотах и в низменных местах с молодыми лиственными породами. Они не боятся волков, поскольку их огромная сила и копыта позволяют отбиться от любого хищника – конечно, если тот не нападет со спины. Кабарга является самым мелким лесным копытным животным. У нее сильно развиты клыки, а самцы кабарги известны своим мешочком с мускусом, сильно пахнущим натуральным веществом, которое широко используется в парфюмерной отрасли.

Проживает в тайге и самый ценный пушной зверек – соболь, который выбирает местом своего обитания самые глухие участки тайги с речками и ручьями. Привязан соболь также к непролазному кедровому стланику, устраивая под его корнями свои гнезда. Еще один мелкий хищник тайги, бурундук, обитает в норах под валежником, пнями и камнями. Более крупный хищник, рысь, в тайге является единственным видом дикой кошки, которая ведет наземный образ жизни и отлично лазит по деревьям. Живет в тайге и росомаха, обладающая невероятной выносливостью и ведущая бродячий образ жизни. Белка-летяга внешне напоминает обычную белку, однако ее кожа по бокам образует меховую складку, которая растягивается и превращается в некое подобие крыльев, позволяющих летяге планировать в прыжке.

Жизнь таежных животных

Суровый климат тайги значительно усложняет жизнь, однако ее обитатели давно приспособились к нему. Многие животные отращивают на зиму длинный густой мех, некоторые из них используют снег в качестве временного жилища, а заяц-беляк, рысь и росомаха могут ходить по снегу благодаря широким лапам с длинными жесткими волосами на них.

Добывать корм в тайге довольно непросто, поэтому таежные животные сумели выработать собственную систему запасания пищи. Так, северные олени достают из-под снега ягель, зайцы обгрызают кору кустарников и деревьев, а соболи, медведи и рыси едят кедровые орехи и семена хвойных деревьев. Белки, живущие на территории тайги, запасаются на зиму едой заранее, а барсуки и медведи впадают в зимнюю спячку. Бурундук запасает корм еще с осени, а в зимний сезон следует примеру медведей и барсуков, поедая свои запасы весной. Летом таежные жители питаются ягодами и грибами, а хищники охотятся на мелких грызунов.

Совет 7: Какие животные живут в хвойных лесах

Хвойные леса состоят главным образом из елей, сосен, пихт, лиственниц. Они в основном располагаются в зоне тайги, в северной части Евразии и Северной Америки. Поскольку это зона довольно холодного климата, обитают там приспособленные к такому климату животные.

Крупные животные

Один из самых крупных обитателей хвойных лесов - медведь. Это всеядное животное, которое летом питается рыбой и ягодами, чтобы накопить жир для долгой зимней спячки. С появлением снега он уходит в берлогу до самой весны.

Еще один обитатель этих мест - рысь, так называемая лесная кошка, ведущая ночной образ жизни. Она охотится на маленьких хищников, птиц и зайцев. Когда меняются времена года, меняется и цвет шерсти рыси, что позволяет ей быть незаметной. Летом она имеет светло-коричневый окрас с темными пятнышками, а зимой - белый. Рысь легко лазает по деревьям, хорошо плавает. Питается она зайцами, мелкими грызунами, птицами, лисами, оленями, часто поедает больных и слабых животных.

Лесным великаном называют в народе лося. Он поедает лишайники и мох, объедает ветви молодых деревьев и кустарников. Зимой он отдыхает в углублениях в снегу, пряча ноги под теплое брюхо. Лось предпочитает молодые леса и густые заросли возле водоемов и болот, благо он достаточно ловок и способен преодолевать даже топкие болота.
Травоядные представители фауны питаются грибами, ягодами, семенами шишек, травой, листьями и ветками деревьев и кустарников.

Олени ведут себя довольно тихо, на рассвете и на закате поедают на лужайках траву. Однако в брачный период они становятся задиристыми и опасными, устраивая поединки в борьбе за самок.

Лиса - типичная представительница фауны хвойного леса. Она является хищником и питается мелкими грызунами. Еще один крупный хищник и родственник лисы - волк. Он охотится как за мелкими грызунами и птицами, так и за крупной добычей - лосями, кабанами, поедает он и падаль.

Средние и мелкие животные

Типичный представитель фауны хвойного леса - белка. Зимой она серого цвета, а летом - рыжеватого. Гнездо она устраивает в дупле или на ветках, поближе к стволу. Белка выстилает гнездо сухими травинками, листочками, лишайником, мхом и шерстью. Там она и зимует, питаясь заготовленными осенью запасами. В гнезде обычно один-два входа, которые белка в мороз закрывает лишайником или собственным хвостом.
В целом животные, обитающие в хвойных лесах, отличаются более темной окраской и более густым мехом. Птицы также имеют неяркую окраску и слой пуха, который согревает их.

Зайцы питаются веточками и корой березы, осины, орешника, дуба, клена, а также подсохшей травой. Днем они прячутся в укромных местах - около пней, стволов, в кустах. Когда приходит мороз, зайцы роют себе глубокие норы. Спят они с открытыми глазами. Широкие крепкие лапы позволяют животному легко передвигаться в лесу, в том числе по снегу, и спасаться от хищников.

Различные виды семейства куньих хорошо приспособлены к жизни в тайге. Это куницы, соболи, ласки, норки, росомахи, горностаи и т.д.

Среди мелких животных, населяющих хвойные леса, - лемминги, полевки, бурундуки, ежи и другие. Среди пресмыкающихся встречаются ящерицы, ужи, гадюки.

Совет 8: Как обрезать кустарники

Весна для дачника – горячая пора. Впереди много самой разной и не всегда приятной работы. Кроме заботы о грядках с овощами, следует уделить внимание и плодовым кустарникам, чтобы собрать хороший урожай смородины, малины и крыжовника.
Вам понадобится
  • - заточенный секатор;
  • - садовый вар;
  • - садовый нож.
Инструкция
1
После таяния снега на участке, пока почки на кустах крыжовника и смородины еще не пошли в рост, приступите к обрезке растений. Подготовьте садовый инструмент, который вам понадобится для этой работы.
2
Побеги кустарника нужно вырезать у основания, практически на уровне земли. Не оставляйте пеньки, они могут дать малоурожайные побеги, которые вам совсем не нужны. Они же могут стать рассадниками плесневых грибков, которые повредят все растение.
3
Не делайте косых срезов, поверхность повреждения должна быть минимальной. Секатор держите режущей стороной к пеньку, так вы добьетесь более ровного среза. Травмированную поверхность диаметром более одного сантиметра замажьте садовым варом.
4
При обрезке ваша задача – формирование плодоносящего здорового куста. Если эту работу не делать, растение через несколько лет зарастет, и урожайным ветвям не будет хватать питания и света. Такие неблагоприятные условия могут привести к развитию болезней.
5
Отметьте отмершие и поломанные ветви. Кора на них будет сморщенной, почек нет, древесина не гибкая, а ломкая. Эти ветки удалите сразу же. Хороший куст черной смородины имеет 15-20 ветвей. Для этого из каждого молодого прироста выбирайте 5-6 самых сильных побегов, они должны быть расположены симметрично.
6
Без сожаления обрезайте отвисшие лежащие на земле ветки, растущие внутрь куста побеги. Удалите и старые побеги, вы узнаете их по темной коре и короткому приросту.
7
Сожгите все, что вы обрезали, так как именно в старых и больных ветвях заводятся вредители. Не оставляйте костер без присмотра, уходя, загасите огонь и прикопайте угли землей.
8
Как только почва будет готова для обработки, произведите рыхление приствольных участков и обогатите землю азотными и комплексными удобрениями. Это позволит вам собрать хороший урожай вкусных ягод.
Источники:
  • Обрезка ягодных кустарников.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше