Совет 1: Как собирать живицу

Целебная смола, называемая живицей, обладает уникальными лечебными свойствами. Такое ценнейшее лекарство щедро дарят людям лиственницы, кедры, сосны, ели, пихты и другие хвойные деревья. Существует несколько способов сбора живицы. Выбор подходящего зависит от того, в каком состоянии находится смола - жидком или затвердевшем.
Как собирать живицу
Вам понадобится
  • - емкость, плотно закрывающаяся;
  • - шнур 150 см.;
  • - тканевая салфетка, пропитанная растительным маслом;
  • - шило с тонким жалом;
  • - нож.
Инструкция
1
Сбор живицы для ее максимальной полезности производите вдали от городских поселений и автострад. Выбирайте деревья, растущие на сухой почве, так как они обладают большей смолистостью, чем деревья, произрастающие на влажной почве.
2
Сбор затвердевшей (застывшей) живицыЗастывшую смолу можно заготавливать круглый год. Собираясь на сбор живицы, подготовьте емкость с крышкой, нож и промасленную салфетку. Зайдя в хвойный лес, найдите деревья с естественными трещинами или нанесенными ранее повреждениями коры, из которых сочилась и застыла смоляная жидкость. На таких деревьях достаточно пригодных для сбора капель и наплывов затвердевшей смолы.
3
Выбрав подходящее дерево, приступайте к сбору. Протрите нож промасленной салфеткой, чтобы смола не липла к ножу. Срежьте наплыв и поместите живицу в подготовленную емкость. Не срезайте смолу большими пластами - из-за ее тягучих свойств это проблематично. Помните, что в холодное время года смола менее липкая, и собирать ее намного удобнее.
4
Сбор свежей прозрачной живицыСбор свежей живицы производите с начала сокодвижения хвойных деревьев, которое начинается ранней весной и длится до наступления осени.
5
В жаркую погоду смола накапливается интенсивнее и имеет более щедрую отдачу. Помните, что чем выше температура воздуха, тем более жидкое состояние имеет смола. Не собирайте свежую живицу в дождливую или холодную погоду - в такое время отдача смоленой жидкости очень скудная.
6
Зайдя в хвойный лесной массив, выберите молодое деревце. Подготовьте емкость для сбора смолы и шнур, с помощью которого можно привязать емкость к дереву. У основания одной из толстых веток деревца сделайте надрез глубиной на толщу коры, длиной 5-6 см и подставьте под него емкость для сбора.
7
Для сбора живицы с пихты подготовьте шило с тонким жалом, а также баночку из темного стекла с плотно закрывающейся крышкой. Находясь в хвойном лесу, обратите внимания на ствол пихты. Его особенностью являются небольшие бугорки под корой, которые заполнены живительной смолой. Такие бугорки расположены по всей высоте дерева, но сбор преимущественно производят в нижней части, наиболее доступной для заготовительных работ. В нижней доле найденного бугорка сделайте прокол шилом. Подставьте под прокол емкость для сбора живицы. Надавите на бугорок и выдавите смолу.
8
Живица достаточно быстро затвердевает на открытом воздухе, поэтому емкость всегда держите закрытой. При желании залейте смолу растительным маслом, чтобы она дольше оставалась жидкой и прозрачной.

Совет 2: Как собрать смолу

Смола – это органическое вещество, которое является продуктом метаболизма растений, имеет сложный химический состав. Большинство смол имеют твёрдую или полутвёрдую консистенцию, обладают ярко выраженными ароматическими свойствами. Для деревьев смола является своеобразным заживляющим фактором, защищающим древесину от растрескивания и высыхания, препятствующим вредителям. Смолу собирают в весенне-летний период с древесины и коры хвойных пород деревьев. Из нее производят канифоль, скипидар и камфару.
Как собрать смолу
Инструкция
1
Изготовьте конусообразную ёмкость для сбора смолы или возьмите готовую. Чтобы можно было её прикрепить на ствол дерева, на широкой части должен быть предусмотрен небольшой отворот. Либо возьмите для этих целей канцелярский скотч.
2
Процедура сбора смолы называется подсочкой и производится в лесах, предназначенных для вырубки. Для изготовления изделий, например, из сосны, берётся древесина с подсоченных деревьев. Иначе изделие ещё долгое время при тепловом воздействии будет выделять смолу. Выберите дерево с диаметром ствола не менее тридцати сантиметров.
3
Закрепите воронку в нижней части ствола широкой частью вверх, конусом вниз, на уровне вашего пояса или чуть выше.
4
Когда ёмкость для сбора смолы закреплена, выше по стволу до середины вертикали начинайте делать широкие неглубокие, параллельные друг другу надрезы-насечки – примерно двадцать-тридцать. Они должны располагаться под углом сорок пять градусов сверху от края ствола и вниз к центру. Зеркально нанесите такие насечки на другой половине. Должны получиться сходящиеся книзу в воронку неглубокие линии.
5
Если такие насечки уже производились в предыдущий год, то сместите их нанесение по направлению, например, от восточной стороны ствола на северную. На следующий год наносите насечки уже с западной стороны, ещё через год – на южной стороне. На пятый год дереву дают отдых, после чего пятилетний цикл сбора можно повторить.
6
Оставьте набираться смолу на несколько дней. Периодически навещайте место сбора для контроля достаточности наполнения ёмкости или прекращения выделения смолы.
7
Когда смола перестанет выделяться, открепите наполненную ёмкость от ствола, а надрезы слегка замажьте садовым варом.
Источники:
  • Камеди, смолы, бальзамы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500