Совет 1: Что способствует усвоению железа

Для лечения железодефицитной анемии применяются железосодержащие препараты. Однако прием этих лекарственных средств требует соблюдения определенных условий – если железо, попадающее в организм, будет плохо усваиваться, терапия будет неэффективной. Поэтому при лечении анемии и для ее профилактики требуется соблюдать специальную диету, употреблять продукты, способствующие усвоению железа, и избегать пищи, которая мешает его всасыванию.
Что способствует усвоению железа

Что помогает усвоению железа?

Хотя продукты животного происхождения в целом беднее железом, чем продукты растительного происхождения, лучше всего усваивается именно гемовая форма железа, которая в растительных продуктах отсутствует. В гемовой форме этот необходимый для нормальной деятельности организма микроэлемент присутствует в мясе, особенно красном, субпродуктах (печень, сердце), рыбе, устрицах и мидиях.

Усвоению железа из продуктов животного происхождения способствуют продукты, богатые медью, кобальтом, цинком. Цинк, кобальт и медь в больших количествах содержатся в печени, какао, морепродуктах.

Железо из растительных продуктов хорошо усваивается, если сочетать их прием с употреблением мясных продуктов, при этом всасывание железа из мяса будет несколько затруднено. Также способствуют усвоению этого микроэлемента аскорбиновая кислота, фруктоза, лимонная и янтарная кислоты. Поэтому кашу из богатой железом гречневой крупы, например, лучше всего сочетать с тушеными овощами, в качестве приправы к мясу использовать лимонный сок, богатый витамином С. Желающим повысить уровень гемоглобина рекомендуется употреблять землянику, клубнику, болгарский перец и цветную капусту, много аскорбиновой кислоты также содержится в киви и томатах.

Для хорошего усвоения железа также необходимо употреблять достаточно продуктов, в которых содержится фолиевая кислота – петрушку, молодую крапиву, курагу.

Какие продукты ухудшают усвоение железа?

Естественные антагонисты железа – кальций и магний. Продукты, богатые этими веществами, необходимо употреблять не ранее чем через два часа после продуктов, содержащих много железа, или лекарственных препаратов для лечения анемии и за два часа до их употребления. Кальция много в молочных и кисломолочных продуктах, магния – в орехах и злаках.

Серьезно затрудняют усвоение железа кофеин и танин. Поэтому кофе, чай, в том числе зеленый, красное вино на время лечения анемии или соблюдения лечебной диеты для повышения уровня гемоглобина лучше исключить из рациона совсем или хотя бы свести к минимуму, при этом не следует запивать еду чаем или кофе – их лучше пить отдельно от любой еды.

Не способствуют всасыванию железа фосфаты, фитаты (соли фитиновой кислоты), в изобилии содержащиеся в злаках (пшенице, кукурузе, сое), а также в бобовых и яйцах. Блюда из этих продуктов не рекомендуется сочетать с мясными – лучше всего употреблять их отдельно.

Кроме того, хорошему усвоению железа препятствуют щавелевая кислота, содержащаяся в шпинате, щавеле, чернике, помешает и высокое содержание жира или пищевых волокон в продуктах.

Совет 2 : Как усваивается железо

Микроэлементы играют огромную роль в жизнедеятельности организма. Благодаря им возможен нормальный обмен веществ и энергии и другие биохимические процессы. Они влияют на рост и репродуктивные функции. К одному из важнейших микроэлементов относят железо.
Как усваивается железо
Инструкция
1
Железа содержится 2-5 г в организме взрослого человека и 340-400 мг у новорожденного. Однако столь малые концентрации не уменьшают значимости этого микроэлемента. Железо входит в состав крови и участвует в транспорте кислорода от легких к тканям и органам, а также углекислого газа на обратном пути. Без кислорода было бы невозможным высвобождение энергии из питательных веществ.
2
Непосредственный перенос кислорода осуществляет гемоглобин. Он состоит из крупной белковой молекулы глобина и небелковой структуры – гема. В сердцевине встроенного в глобин гема и располагается ион железа, вступающего в связь с кислородом.
3
При дефиците железа у человека может наблюдаться низкий уровень гемоглобина. Это ведет к развитию железодефицитной анемии, последствия которой неприятны и в ряде случаев даже опасны для жизни. Диагноз «анемия» или «малокровие» ставится детям при уровне гемоглобина ниже 110 г/л, взрослым – 120 г/л. При нехватке железа снижается иммунитет, увеличивается риск инфекционных заболеваний. Дефицит может проявляться также усталостью, эмоциональной неустойчивостью, бледностью кожи и слизистых, ломкостью волос и ногтей, одышкой, тахикардией, снижением аппетита, неустойчивым стулом и т.д.
4
Поступающее с пищей железо всасывается в кишечнике и направляется в кровеносное русло, захватываясь транспортным белком трансферрином. Функция трансферрина сходна с функцией гемоглобина, только он транспортирует не кислород, а железо. Далее микроэлемент направляется в красный костный мозг, где образуются форменные элементы крови, в частности, эритроциты. Продолжительность жизни красных кровяных телец – 120-130 суток.
5
Кальций и железо в случае совместного употребления конкурируют за усвоение организмом. При отдельном от кальция применении железо усваивается на 45% лучше, и это необходимо учитывать при подборе витаминных комплексов. А вот способствует всасыванию микроэлемента витамин A: так, при совместном приеме железа и витамина A уровень гемоглобина обычно выше, чем при изолированном употреблении только железа.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500