Совет 1: Что такое критический реализм

Полтора столетия назад появилось и постепенно окрепло философское направление, представители которого критически оценивали достижения идеалистического мировоззрения. Под влиянием критического подхода в философии также получил развитие реализм в литературе и искусстве. Критические реалисты стали обличителями современной им действительности.

Критический реализм как направление в философии

Во второй половине XIX века в европейской и американской философии появилось течение, которое впоследствии стало называться критическим реализмом. Его приверженцы признавали, что реальность существует независимо от сознания. Одновременно они считали важным различать объект познания и тот образ, который этот объект создавал в голове человека.
Критический реализм хоть и был неоднородным течением, но все же стал одним из сильных философских направлений, противостоявших неогегельянству и прагматизму.

В США в качестве самостоятельного философского направления критический реализм полностью оформился к началу 20-х годов прошлого века, когда ряд философов опубликовали программный сборник очерков, посвященных проблемам этого течения в науке. Центральное место в воззрениях приверженцев критического направления занимали процессы познания, в частности, восприятие. Критические реалисты обосновывали возможность познания объектов физического мира тем, что опыт человека ориентирован на восприятие внешнего мира.

Разные представители критического реализма по-своему трактовали природу объектов, на которые направлено человеческое познание. Эти теоретические разногласия вскоре привели к распаду философского течения. Отдельные ученые выступили со своими частными теориями, в которых отстаивали принципы «персонального» (Дж. Пратт) или «физического» (Р. Селлерс) реализма.

Критический реализм в изобразительном искусстве и литературе

Развитие философского течения, известного как критический реализм, способствовало появлению одноименного художественного направления. Оно ставило перед собой цель как можно правдивее изображать обыденную повседневную жизнь. Характерными образами критического реализма в живописи и литературе стали страдающие люди, влачившие безрадостное существование. Многие писатели и художники обратились к злободневным сюжетам, которые черпали из реальной жизни.

Основой критического реализма в области искусства стало обличение существующей действительности и критика самых разных проявлений социальной несправедливости. В центре своих произведений мастера кисти и художественного слова ставили вопросы нравственности. Особенно ярко и в полной мере критический реализм нашел отражение в работах русских художников середины XIX века, к которым относился, к примеру, В. Перов.
Своими произведениями деятели искусства старались разоблачить негативную сущность современной им действительности и пробудить в людях чувство сострадания к обездоленным.

В русской литературе наиболее яркими представителями критического реализма стали Н.В. Гоголь и М.Е. Салтыков-Щедрин. Эти авторы старались правдиво описывать жизнь в любых проявлениях и не боялись концентрировать внимание на социальных проблемах действительности. В произведениях критических реалистов нашли отражение пороки общества, безнравственность и несправедливость. Такой активный критический подход давал возможность не только описывать недостатки жизни, но и воздействовать на общество.

Совет 2: Что такое реализм

«Будь реалистом», - такое поучительное наставление часто слышит человек, чьи взгляды на жизнь отличаются детской наивностью и завышенными ожиданиями по отношению к действительности. Но значит ли это, что всякое отсутствие инфантилизма есть реализм?

Реализм (от лат. realis - существенный, действительный) - направление в искусстве, культивирующее объективную реальность, образ мышления, а также объективистская доктрина в философии.

Бытовой реализм

Когда человеку советуют быть реалистом, обычно имеют в виду трезвое и ясное восприятие действительности. Человек, мыслящий реалистично, должен уметь давать адекватную оценку своей деятельности и происходящему вокруг.

Реализм в литературе

Сам термин «реализм» появился в русской литературе благодаря Дмитрию Писареву, который ввел его в обиход критиков и публицистов. До этого «реализм» использовался Герценом в его философских трактатах. В воззрениях Герцена реализм синонимичен материализму и противопоставлен идеализму.

В реализме действительность изображается такой, какая она есть на самом деле. Без прикрас и с минимумом субъективных вложений - эмоций, импульсивных порывов, чувственного восприятия. Образцами реализма в русской литературе являются работы Пушкина - «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов», - Лермонтова - «Герой нашего времени», а также Гоголя - «Мертвые души».

Одно из более узких литературных направлений - критический реализм. Здесь наряду с объективным отображением действительности дается подробный критический анализ внутреннего мира человека. Этот метод наиболее характерен для работ Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Чехова.

Реализм в живописи

Понятие реализма в живописи сложно и противоречиво. Как правило, под ним понимают эстетическую позицию, направленную на точную и детальную фиксацию картины действительности.

Зарождение реализма в живописи часто ассоциируют с французским художником Гюставом Курбе, хотя многие живописцы работали в реалистической манере и до него. В 1855 году Гюстав Курбе открыл в Париже собственную выставку «Павильон реализма».

Реализм в философии

Реализм в качестве философского термина употребляется для обозначения направления, постулирующего независимость существования мира от человеческого сознания. В разные времена философский реализм противопоставлялся номинализму, концептуализму, идеализму и антиреализму.

Видео по теме

Совет 3: Что такое высокоточное спутниковое позиционирование

Можно ли подцепить яйцо ковшом экскаватора? Можно, если он оборудован системами автоматизации управления (САУ) на основе ГЛОНАСС/GPS.

Высокоточное спутниковое позиционирование - распространенная на Западе технология, относительно недавно пришедшая в Россию. Суть технологии - в уточнении сигнала, получаемого с навигационных спутников систем ГЛОНАСС и GPS (есть и другие спутниковые системы - Beidou, QZSS и Galileo, но говорить об их широком применении пока рано) за счет их обработки наземными аппаратно-программными комплексами - сетями референцных станций.

Зачем это нужно? У всех есть мобильный телефон или автомобильный навигатор. Возможно, вы сталкивались с ситуацией - вы ведете машину, полагаясь на показания навигатора. В какой-то момент он говорит «Поверните направо». Но вы видите, что на самом деле поворот вы уже проехали. Это вызвано тем, что в самом лучшем случае бытовой навигатор дает точность местоопределения не лучше 5 метров, а обычно – в пятне от 10 до 100 метров (в зависимости от многих условий). Такая низкая точность объясняется тем, что между спутниками и поверхностью Земли – почти 20 тыс. километров. Радиосигнал, поступающий на ваш навигатор, меняется в результате фазовых искажений и атмосферных неоднородностей. Для того, чтобы повысить точность спутникового сигнала, создаются наземные аппаратно-программные комплексы, уточняющие спутниковый сигнал до 1 см в плане и 2 по высоте путем введения так называемых спутниковых поправок.

Такая точность не нужна обычному человеку. Даже учитывая погрешности и неудобства при ошибках навигаторов, существующая точность вполне достаточна. Высокоточная спутниковая навигация на основе сетей референцных станций нужна для промышленного использования - автоматизации работы машин и механизмов, деформационного мониторинга критически важных и опасных объектов, повышения точности геодезических работ.

Использование высокоточных навигационных поправок позволяет сэкономить большие средства за счет экономии материалов, оптимизации работ при одновременном повышении качества работ и их эффективности. Созданием сетей высокоточного спутникового позиционирования в России занимается только одна организация: совместное предприятие, созданное американской компанией Trimble и ОАО "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем" - "Руснавгеосеть"

Источники:
  • Сеть высокоточного спутникового позиционирования
  • Использование спутниковых поправок в различных отраслях
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше