Совет 1: Что такое критическое мышление

Критическое мышление представляет собой совокупность суждений, на основе которых формируются определенные выводы, и делается оценка объектов критики. Оно особенно свойственно исследователям и ученым всех отраслей науки. Критическое мышление занимает более высокую ступень по сравнению с обыденным.

Ценность опыта в формировании критического мышления



Сложно анализировать и делать выводы относительно того, в чем плохо разбираешься. Следовательно, чтобы научиться мыслить критически, необходимо изучать объекты во всевозможных связях и взаимоотношениях с другими явлениями. А также большое значение в данном деле имеет владение информацией о подобных объектах, умение выстраивать логические цепочки суждений и делать обоснованные выводы.

К примеру, судить о ценности художественного произведения можно только зная достаточно много других плодов литературной деятельности. При этом неплохо быть знатоком истории развития человечества, становления литературы и литературной критики. В отрыве от исторического контекста произведение может потерять заложенный в него смысл. Чтобы оценка художественного произведения была достаточно полной и обоснованной, необходимо также использовать свои литературоведческие знания, которые включают в себя правила построения художественного текста в рамках отдельных жанров, систему различных литературных приемов, классификацию и анализ существующих стилей и направлений в литературе и т.д. При этом важным является и изучение внутренней логики сюжета, последовательности действий, расстановки и взаимодействия персонажей художественного произведения.

Особенности критического мышления



Среди прочих особенностей критического мышления можно выделить следующие:
- знания об исследуемом объекте являются лишь отправной точкой для дальнейшей мозговой деятельности, связанной с построением логических цепочек;
- последовательно выстроенные и основанные на здравом смысле рассуждения приводят к выявлению истинной и ошибочной информации об изучаемом объекте;
- критическое мышление всегда связано с оценкой имеющейся информации о данном объекте и соответствующими выводами, оценка же, в свою очередь, связана с уже имеющимися навыками.

В отличие от обыденного мышления, критическое не подчинено слепой вере. Критическое мышление позволяет с помощью целой системы суждений об объекте критики постичь ее суть, выявить истинные знания о ней и опровергнуть ложные. Оно основано на логике, глубине и полноте изучения, правдивости, адекватности и последовательности суждений. При этом очевидные и давно доказанные утверждения принимаются как постулаты и не требуют повторного доказательства и оценки.

Совет 2: Как развивать критическое мышление

Критическое мышление – это тот самый «фильтр», что позволяет приходить к наиболее логичным выводам при решении любых задач и отсеивать все неподходящие. Если у человека не сформирован данный тип умственных операций, ему будет очень трудно понять, верное решение он принял или нет.
Инструкция
1
Развивать критическое мышление нужно начинать с самых ранних лет. Уже в детском саду или в младшей школе постарайтесь «навести порядок» в знаниях ребенка. Сейчас детям приходится быстро усваивать огромное количество знаний, и все эти сведения об окружающем «путаются в голове». Если спросить у малыша, у которого еще не сформирован навык критически мыслить: «Сколько будет 2х2?», он тут же выкрикнет: «8! А может 9? Нет, 10», то есть попросту будет перебирать все возможные ответы. Если же развивать навык критического отношения к своим знаниям, то ребенок сможет отсеивать неверные ответы: «не 8, не 6, а 4!» Какие упражнения можно использовать?
2
Используйте игровые формы заданий. Ребенку должно быть интересно отличать правильное от неправильного, поэтому можно, например, поставить такое условие: «Сейчас я расскажу тебе одну сказку. Но если ты заметишь, что такого не может быть, скажи: так не бывает. В море жил маленький зайчик. Его лучшим другом был волк Вася…» И так далее. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть сказочная ситуация. Так, в веселой и непринужденной форме вы научите малыша отличать возможное от невозможного, а значит, подтолкнете его к развитию умения мыслить критически.
3
Примените методики развития с использованием картинок. Например, на картинке изображено смешение времен года, несуществующее животное или какое-либо невозможное событие. Спросите у ребенка: что напутал художник? Дети дошкольного возраста должны отличать возможное от несуществующего. Что интересно, даже прабабушки понимали необходимость развития критического мышления, рассказывая детям «небывальщины» - стишки, в которых описывались невозможные события.
4
Для более старших детей подготовьте карточки с математическими примерами, в которых допущены ошибки. Предложите ребенку поиграть в «учителя» и исправить ошибки красной ручкой. Как правило, детям это интересно, кроме того, такой тип заданий позволяет перейти от более конкретных примеров к абстрактным понятиям.
Видео по теме

Совет 3: Критическое мышление у ребенка: что с этим делать?

По мнению детских психологов и педагогов, период детства до поступления ребенка в школу, является наиболее важным для малыша. До трехлетнего возраста ребенок получает опыт, который крайне важен для определения его склада ума, характера и мировоззрения. Критическое мышление начинает развиваться с полутора лет – так как же помочь малышу сформировать его правильно?

Все о критическом мышлении



Психология считает критическое мышление одним из наиболее сложных мыслительных процессов, который позволяет анализировать и интерпретировать полученную извне информацию. Также с помощью критического мышления дошкольник начинает задавать вопросы, интересуясь ответом, приводит аргументы в защиту своего мнения и делает логические выводы.
Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировать свою позицию, основываясь на логике собеседника.


Развивать данный вид мышления у ребенка необходимо с детства, отвечая на все «зачем» и «почему» ребенка. Ведь именно его семья должна объяснить малышу устройство мира, внимательно относясь к желанию ребенка узнать все и обо всем. Так он сможет сделать выводы о поступившей информации и сформировать свое отношение к тем или иным вещам.

Если ребенок не согласен с вами или своими сверстниками, постарайтесь аккуратно выяснить у него причину его упорства. Если он сумеет адекватно аргументировать свое несогласие, значит, несмотря на дошкольный возраст, его критический мыслительный уровень достаточно высок. В противном случае развитие критического мышления явно заторможено, и вы должны ребенку в этом помочь.

Как развивать критическое мышление



В первую очередь старайтесь приучить малыша мыслить логически – логика должна присутствовать в его высказываниях с самого раннего возраста. Для этого нужно в присутствии ребенка высказывать свои суждения, одновременно обосновывая их. Также развитие критического мышления может проходить как игра – предложите ребенку сделать вывод после прочтения сказки, сравнить предметы и найти их общие черты.
При аргументации мнения отвергайте довод «я так хочу» или «мне так нравится» - это может исказить формирование критического мышления.


Чтобы критическое мышление развивалось, научите его сомневаться и не доверять всем фактам подряд. Обязательно поощряйте любознательность ребенка, чтобы он задавал как можно больше вопросов – так малыш значительно расширит свой кругозор и в будущем вырастет более образованным человеком.

Помните, что ребенок не должен учиться делать поспешные выводы: пусть сначала узнает всю информацию, а потом уже думает, что с ней делать. Неплохо будет, если он начнет указывать на погрешности в ваших суждениях – это означает, что уровень его критического мышления развивается семимильными шагами. Не бойтесь этого, у вас просто очень умный ребенок.

Совет 4: Как стать человеком, замечающим все

Внимательность помогает человеку быть в курсе тех фактов, которые ускользают от поверхностных взглядов других людей, лучше разбираться в текущей ситуации и прогнозировать развитие событий.

Развивайте внимательность



Если вы задумывались, почему одни люди замечают все, а другие видят намного меньше, вам наверняка приходилось знакомиться со следующей информацией. В подсознании человека есть конкретные фильтры, которые как бы заслоняют от него якобы неважные детали окружающей действительности. Эти фильтры определяются многими факторами, например, мировоззрением, уровнем интеллекта, интересом к жизни, настроением, состоянием здоровья, воспитанием, общественным мнением и так далее.

Выходит, что ваш мозг сознательно упускает из виду те стороны происходящего, которые считает привычными или несущественными. Чтобы освободиться от такой предвзятости, вам нужно научиться жить здесь и сейчас и полностью погружаться в мир, который окружает вас в данный момент. Приобретите полезную привычку воспринимать картину в общем, не упуская деталей. Не углубляйтесь в собственные мысли.

Для тренировки внимания и памяти есть специальные упражнения. Выполняйте их, чтобы всегда видеть больше, чем некоторые окружающие. Вам помогут логические игры, например, на поиск предметов. Кроме того, вы сами можете изобретать для себя задания по запоминанию группы предметов и дальнейшему воспроизведению картинки по памяти в мыслях. Меняйте местами предметы и вспоминайте, как они были расположены изначально.

Не будьте наивны



Видят больше те индивиды, которые не верят пустым словам и обращают внимание на другие знаки. Если вы слишком наивны и доверчивы, вас будет легко сбить с толку и обмануть. Включите критическое мышление. Сопоставляйте факты, находите взаимосвязи между ними. Ищите подтверждения слов, которые слышите, в поступках и внешних аспектах.

Это не означает, что вам следует стать подозрительной личностью. До паранойяльного состояния доходить не нужно. Просто живите фактами, а не мечтами. Не выдавайте желаемое за действительное. Думайте о том, какие мотивы могут быть у людей, с которыми вы общаетесь. Человек, который видит только то, что хотят остальные, и знает исключительно то, что ему говорят, никогда не будет владеть полной информацией.

Избавьтесь от стереотипов и ожиданий по поводу поступков или слов других людей. Не нужно думать, что вы знаете, что может сделать тот или иной индивид. Не додумывайте за окружающих. Так вы обманываете сами себя.

При общении с человеком обращайте внимание не только на смысл произносимых им слов, но и на то, с какой интонацией он их говорит, какое выражение лица у него при этом. Такая наблюдательность поможет вам вникнуть в истинное значение фраз, которые вы слышите от кого-то. Развивайте свою проницательность, и будете замечать очень многое вокруг.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше