Совет 1: Что такое личное пространство?

Личное пространство - не просто термин. Любой человек нуждается в уединении, где он ощущает себя вне чужих манипуляций, в полной безопасности, чувствует себя хозяином своего времени, мыслей, ощущая полную свободу. Как организовать жизнь, чтобы чувствовать психологический комфорт и обезопасить личное пространство от нежелательных вторжений?
Что такое личное пространство?

Личное пространство окружает каждого человека. Можно заметить это невооруженным глазом на примере того, на какое расстояние мы подпускаем к себе разных людей. Незнакомых людей мы стараемся держать подальше - на расстоянии полутора метров. Если незнакомый или малознакомый человек пересекает воображаемую черту - это вторжение, приятное или неприятное - уже второй вопрос. В радиусе полутора метров могут находиться только «свои». А вот любимый человек сокращает это расстояние до нуля - и это признак доверия с нашей стороны. На самом деле «личное пространство» имеет несколько измерений: материальное, духовное или психологическое, и совсем интимное. Именно здесь, наедине с собой, мы можем привести в порядок мысли, ощутить вдохновение, заглянуть к себе в душу, продумать планы на будущее, побеседовать с собственной совестью, залечить психологические травмы, успокоиться и ощутить гармонию и тишину в себе самом.

Материальные границы личного пространства

У каждого человека есть потребность в собственных вещах, в собственном пространстве, где он чувствует себя «в своей тарелке», в относительной безопасности. Чем шире границы материального личного пространства, тем более защищенными мы чувствуем себя от внешнего мира. Заметим, как мы чувствуем себя, например, на чужой кухне. Усталость от напряжения наступает очень быстро. Зато на своей - мы можем находиться часами. Личное пространство начинается с собственного полотенца, к которому никто кроме вас не прикасается, личной авторучки, письменного стола, персонального компьютера, собственной комнаты, где вы можете закрыть дверь и ощутить себя независимым, побыть наедине с собой. Где заканчиваются материального границы личного пространства? Скорее всего там, где находится «общая» территория, где вы пересекаетесь с теми, кто живет рядом. Человек, у которого с личным пространством все в порядке, редко станет посягать на чужую личную территорию. Впрочем, есть индивидуумы, с легкостью вторгающиеся, а иногда и подчиняющие себе личное пространство другого, даже если это чревато конфликтом.

Психологическое личное пространство

Если с границами материального пространства более-менее все очевидно, то психологическое личное пространство - понятие тонкое и сложное. Можно назвать это внутренним миром, в котором находятся очень личные эмоции, воспоминания, привязанности, любовь, дружба, личные человеческие ценности. Казалось бы, в эту бесплотную область трудно проникнуть. Но на деле оказывается, что сделать это легче простого. Некорректные вопросы "Не хотите ли вы завести ребенка?", "А спишь ли ты с..." и другие вопросы личного характера - уже означают, что в ваше личное пространство вторгаются. Особенно болезненно, когда на внутренний мир посягают близкие люди. Бдительная мама находит дневник дочери и публично обсуждает сделанные записи. Любимый человек пытается контролировать ваши мысли, распорядок дня, личную переписку. Ревнивая жена роется в мобильном телефоне или выискивает в вашем компьютере «следы преступлений». Домашний тиран (муж, отец, брат) критикует ваш внешний вид и запрещает носить слишком сексуальное, на его взгляд, платье или употреблять макияж. Лучшая подруга выпытывает подробности вашей интимной жизни. Постоянный контроль может сделать человека неприкаянным, несчастным! В таких случаях человек замыкается, становится скрытным. И не всегда потому, что в чем-то виноват. Просто тяжело жить, когда кто-то постоянно заглядывает тебе через плечо в интимный мир, бесцеремонно лезет в душу.

Как вести себя, чтобы сохранить личную суверенность?

Наберитесь смелости и терпения, объясните близким, тактично и деликатно, что вам неприятно, когда в вашу комнату входят без стука, роются в ваших вещах, пользуются вашим полотенцем или анализируют содержимое сумки, компьютера, мобильного телефона, платяного шкафа. Постарайтесь убедить близких, вторгающихся в ваше психологическое пространство, что подобный путь приведет к ухудшению взаимоотношений. Нарисуйте безрадостную перспективу - как вы начнете врать, замыкаться, скрытничать, прятаться, ограждать себя от контактов, в результате чего ваши надоедливые "контролеры" рискуют потерять ваше доверие, искреннее отношение и драгоценное общение, которое станет сухим и формальным. Действуйте смело, не жалея слов. Постарайтесь стать на время "художником слова"! Тот, кто пытается подчинить себе вашу душу, автоматически превращается во врага, а врагам правды не говорят. А одним из самых неприятных наказаний для человека, принудительно лишенного свободы, является тотальный контроль и слежка за его личным пространством - но ведь семья не тюрьма? Не бойтесь показаться излишне патетическим. Аргументы должны быть точными и убедительными, но разговор не должен быть нервозным. Говорите спокойно и рассудительно. Если же вас не поймут - включайте «план Б» и закройте доступ к вашим личным вещам и делам. Конфликты забудутся, но результат вас порадует, вы одержите маленькую победу и отвоюете для себя личную территорию.

С другой стороны, взгляните на себя критически. Возможно, ваше поведение не безупречно, и вы даете повод для недоверия? А может быть, сами часто ведете себя бестактно, безалаберно в отношениях с другими людьми, грубо нарушаете границы чужого пространства?  Заботясь о собственной независимости, не забывайте о том, что личное пространство есть не только у вас.

Совет 2 : Как сохранить личное пространство в семье

Чтобы семейные отношения были легкими и дружными, супругам необходимо соблюдать личное пространство друг друга. Как правильно это делать?
Как сохранить личное пространство в семье
Инструкция
1
Сохранение личного пространства не должно переходить в отчужденность. Это возможность, иметь свою комнату, кабинет, или просто уголок в квартире, где вы можете побыть наедине с самим собой, занимаясь тем, что хочется просто отдохнуть. Также существуют неприкосновенные вещи, к которым ваш супруг (супруга) без вашего разрешения не прикасается.
2
Каждый человек имеет право на личное время. Это возможность посвятить себя собственным интересам, встретиться с друзьями, иметь возможность заняться увлечениями. Человеку необходимо постоянно реализовываться самостоятельно. Так супруги будут интересны друг другу. Семейная жизнь не должна ограничиваться решением бытовых проблем.
3
Необходимо учитывать физиологические потребности вашей второй половинки. Уважение привычек, традиций, учитывать черты темперамента супруга (супруги). Например, необходимость побыть в тишине, или ложиться спать в то время когда хочется, у людей разного типа совы и жаворонка, различные потребности.
4
Важно учитывать неприкосновенность личных границ. Это значит принимать вашу вторую половинку со всеми индивидуальными чертами характера, не пытаться перевоспитывать, или изменить под себя. Ведь именно такие личные качества, делают человека индивидуальной личностью, не похожей ни на кого.
5
Если ваша вторая половинка не хочет рассказывать, как прошел день на работе, не стоит приставать с расспросами, обижаться. Человек просто переваривает информацию, или пытается самостоятельно решить свои проблемы. Также важно участвовать во всех мероприятиях, связанных с работой, отдельные семинары, командировки, корпоративные встречи сотрудников. Супруг (супруга) имеют право полностью участвовать в жизни рабочего коллектива, самостоятельно, без сопровождения своей второй половинки.
6
Если возникает желание влезть в личное пространство второй половинки, боритесь с этим желанием. Нужно воспитывать в себе способность уважать личное пространство другого человека. Необходимо доверять любимому. Лучше заполните свое личное пространство новыми увлечениями, чтобы полностью не зависеть от своей второй половинки и не испытывать одиночества и недостатка внимания, пока супруг (супруга) заняты своими делами.

Совет 3 : Как защитить личное пространство

Личное пространство – особая зона вокруг человека, проникновение в которую других людей может вызывать неприятные эмоции и ощущение дискомфорта. Чтобы защитить свое личное пространство, вы должны знать его границы в различных ситуациях и уметь отстаивать свои интересы.
Как защитить личное пространство
Инструкция
1
У каждого человека существуют 5 зон личного пространства, у некоторых людей они немного шире, у других – уже. Это зависит от личных качеств каждого индивида, а также от его национальности – у северных народов зоны шире, у южных - уже. Т.е. личная зона испанца может оказаться интимной для шведа.
2
Скрытая зона – самая узкая, до 15 см. Это зона для самых близких – детей, родителей, любимых. Проникновение в эту зону посторонних вызывает целую гамму эмоций – от страха до вспышки агрессии.
3
Интимная зона от 15 до 45 см. В это пространство впускают некоторых друзей, родственников. Вторжение в эту зону воспринимается как атака неприятеля и вызывает у человека сильные негативные эмоции.
4
Личная зона – от 46 до 120 см. На это расстояние позволительно приближаться хорошо знакомым людям - друзьям, приятелям, коллегам и т.д. Если человек из этой категории войдет в интимную зону, его может ожидать вспышка возмущения, если он отдалится – собеседник почувствует себя уязвленным.
5
Социальная зона – от 1,2 до 3,6 м. Это пространство для малознакомых личностей – продавцов, консультантов, почтальонов. При вторжении этой категории людей в личную или социальную зоны, человек чувствует опасность, стремиться прибегнуть к поддержке близких.
6
Общественная зона – это расстояние от 3,6 м. Это зона преподавателей, ораторов, выступающих перед обширной аудиторией. При попытке чужака подойти ближе, человек в такой ситуации чаще всего отходит.
7
Основной фактор, из-за которого возникает проникновение в чужое личное пространство – это индивидуальные различия в размерах зон. Если у двух малознакомых собеседников, которые должны находиться в социальной зоне друг друга, эта разница достаточно велика, один из них почувствует вторжение в свое личное пространство.
8
Избежать вторжения поможет вежливое отстранение - воспитанный человек поймет причину вашего «отхода» и отнесется к этому с пониманием. Менее деликатному индивиду можно прозрачно намекнуть, что вам удобнее общаться на расстоянии не менее вытянутой руки. От совсем непонятливых можно «спрятаться» за каким-либо предметом – столом, стулом и т.д. Этот же прием помогает защитить личное пространство в общественном транспорте – встаньте за поручень и к вам не смогут прижаться.
9
Если вы знаете, что человек склонен нарушать личное пространство собеседников, будьте кратки в общении с ним. Некоторые люди вторгаются в интимную зону других с целью вывести из равновесия, сбить с толку, спровоцировать на конфликт. Общения с такими бесцеремонными личностями лучше избегать, но если это невозможно – вам поможет самовнушение. Научитесь мысленно создавать вокруг себя кокон, прозрачный, но совершенно непроницаемый. И используйте это умение в ситуациях, когда кто-то угрожает вашему личному пространству.
Видео по теме

Совет 4 : Соблюдение личного пространства

Каждый человек нуждается в своем личном пространстве. Это определённая территория или место, комната или кресло, где можно отдохнуть после тяжелого трудового дня. Когда человек находится в своей частной зоне, у него есть возможность расслабиться, успокоиться или психологически отдохнуть.
Соблюдение личного пространства

Одним людям личное пространство просто необходимо, другие не придают большого значения его наличию. Границы этой территории определяет сам хозяин. Если кто-то нарушает чужое пространство – это действие можно расценить как неуважение и бестактность. И такая реакция вполне объяснима, ведь частная зона воспринимается хозяином как часть самого себя, а значит доступ к ней есть лишь у самых близких.

Считается, что личное пространство человека начинается с 0,5 метра, это так называемая интимная граница. Если кто-то приближается на это расстояние и ближе – хозяин «территории» ощущает дискомфорт, так как такое допустимо лишь для родственников и близких людей.

Учёные выяснили, что частота нарушения границ частного пространства человека влияет даже на продолжительность его жизни. Когда кто-то контактирует с окружающими настолько близко против своей воли, ему некомфортно, у него может развиваться невроз. А неврозы негативно отражаются на здоровье.

Конечно, есть люди, по природе своей дружелюбные и общительные. Они не соблюдают личных границ даже с теми, кого знают совсем немного. Для таких людей абсолютно нормально обниматься при встрече, целоваться, касаться других. Возможно, такие люди просто не знают о личном пространстве, так как выросли, например, в многодетной семье. Но такое поведение не все воспринимают положительно, и реакция на общение с ними, даже если они искренние и бескорыстные по натуре, будет отрицательной.

Внутри семьи часто принято держать дистанцию в отношении личного пространства, и это абсолютно нормально. Каждому человеку необходимо иногда уединиться в своём гнездышке. Поэтому как в семье, так и на работе, а уж тем более на улице с незнакомыми людьми нужно быть тактичным, а не навязчивым. Такое поведение больше расположит собеседника к общению. При уважении личного пространства ближнего в ответ будет поступать аналогичная реакция. И, конечно, все должно быть в разумных пределах, чтобы соблюдение частного пространства не перешло в нелюдимость и отчужденность.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500