Совет 1: Жирность молока и сроки его хранения

Жирность натурального коровьего молока колеблется в пределах от 3,6% до 4,2%. Она зависит от питания коровы, ее породы и времени года. Сегодня, с помощью современных технологий, можно регулировать жирность молока согласно потребностям человека и влиять на сроки его хранения.
Жирность молока и сроки его хранения
Подберите свой рецепт
+
-
В состав молока входит молочный жир, содержащий в своем составе белково-лецитиновый комплекс и арахидоновую кислоту, благотворно воздействующих на обмен веществ человека, благодаря этому он отлично переваривается и усваивается организмом.

Жирность молока

Раньше человек мог повлиять на жирность молока, лишь корректируя питание своей коровы. Со временем многое поменялось, теперь, с помощью технологии нормализации, стало возможным варьировать жирность молока от 0.5% до 6%.

Путем смешивания сливок и обезжиренного молока в различных пропорциях, можно получить молоко различной жирности. Так, молоко с содержанием жира менее 0.5% называется обезжиренным. Молоком низкой жирности является продукт с содержанием жира от 0.5% до 2.5%. Содержание в составе 3.2% жира наблюдается у молока средней жирности, и наконец, молоко высокой жирности, с содержанием жира от 4% до 6%. Для того, чтобы сохранить молоко длительное время, применяют термическую обработку.

Термическая обработка и хранение молока

Существует несколько методов обработки молока термически. Пастеризация является самой щадящей термообработкой, при которой сохраняется максимальное количество полезных микроорганизмов. Ее проводят при температуре от 63оС до 95оС в течение нескольких минут. Пастеризованное молоко, в зависимости от тары, а это - пленочная, картонная и упаковка Tetra Pak, имеет срок хранения от 4 до 15 дней при температуре 6оС.

Следующий метод термообработки - ультрапастеризация, молоко нагревают при сверхвысокой температуре 135оС 3-4 секунды, затем сразу охлаждают до 4оС -5оС. Молоко, прошедшее ультрапастеризацию, может храниться при комнатной температуре 6 – 8 недель. Упаковывают такое молоко, как и стерилизованное в тару Tetra Pak.

Самым агрессивным методом является стерилизация, при которой сырье нагревают до температуры 110оС -150оС, продолжительностью от 10 до 30 минут. Стерилизованное молоко имеет самый долгий срок годности от 6 месяцев до года.

Молоко различной жирности хранится абсолютно одинаковое время. На срок хранения влияет лишь способ его обработки. Необходимо контролировать, чтобы упаковка продукта была без повреждений, и соблюдался температурный режим, тогда сроки годности будут соответствовать срокам, указанным на таре.

Совет 2: Преимущества пастеризованного молока. Ценность продукта, длительность хранения

Как бы ни расписывали романтики прелесть парного молока, все же считается, что у пастеризованного молока есть множество преимуществ перед «сырым», свежим. Этому есть несколько причин.
Преимущества пастеризованного молока. Ценность продукта, длительность хранения
При пастеризации молоко нагревают до 60-80 градусов по Цельсию в течении часа. Поводов для этого процесса несколько.

Следует помнить, что коровы — живые существа, которые могут заболеть. Эти заболевания могут передаваться молоку и вместе с ним попадать в человеческий организм. Термическая обработка исключает эту опасность, ведь она уничтожает все вредоносные микробы (например, те, которые могут вызвать расстройство желудка или сальмонеллез).

Также именно этот температурный диапазон (60-80 градусов) позволяет уничтожить все патогены и микроорганизмы, отвечающие за скисание молока, поэтому пастеризованное молоко хранится дольше сырого. Тем не менее оно также требует пониженной температуры и все равно сохраняет свою свежесть лишь в течении сравнительно короткого времени (3-5 дней), потому что споры остаются в жизнеспособном состоянии и со временем в благоприятных условиях начинают развиваться — и тогда молоко скисает.

Этот процесс скисания происходит гораздо медленнее при ультрапастеризации (когда молоко нагревается на 135-150 градусов по Цельсию на 2-3 секунды, а затем сразу же охлаждается до 4-5 градусов). Такое молоко может храниться от 6 недель до 6 месяцев, однако и оно проигрывает пастеризованному.

Все дело в том, что при нагревании до 60-80 градусов в молоке сохраняются все полезные вещества, ферменты, белок и сахар, остаются неизменными и вкусовые свойства. При ультрапастеризации же многие полезные вещества (фолиевая кислота, витамины В1, В12, С) частично разрушаются. И хотя вкус такого стерильного молока сохраняется, некоторые зовут его «искусственным», ведь пользы для организма от него гораздо меньше.
Для приготовления капучино используется только пастеризованное молоко, ведь для образование пенки важен белок, который сохраняется только при пастеризации.

Поэтому, если вы стараетесь питаться максимально полезными продуктами, лучше не приобретать молоко с длительным сроком хранения. Оно либо ультрапастеризованное (то есть с минимальным набором полезных веществ), либо в его состав добавили искусственные консерванты, либо оно и вовсе порошковое, восстановленное. Выбирайте цельное молоко с коротким сроком годности.

Еще одно преимущество процесса пастеризации — ее можно проводить в домашних условиях. Например, можно поместить молоко в предварительно доведенную до кипения воду. Так что если вы приобретаете деревенское молоко, можете самостоятельно проводить его обработку. Кипятить пастеризованное молоко без необходимости уже не нужно.
При пастеризации уничтожается 99% патогенных микроорганизмов, исключая споры.

Однако следует помнить: при загрязнении пастеризованного молока микрофлорой повторно, оно испортится быстрее сырого и станет горьким. Есть еще одно предупреждение: если молоко хранили неправильно, при температуре выше 9-10 градусов, в нем вырабатываются термостойкие микроорганизмы. И тогда процесс пастеризации становится бесполезным.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500