Совет 1: Что такое товары-субституты

Товары-субституты (от латинского "substitutio" - замена) — взаимозаменяемые товары, которые сопоставимы по своему функциональному назначению, области применения, качественным, ценовым, техническим и другим параметрам.
Что такое товары-субституты

Товары-субституты и товары-комплементы

Товары-заменители выполняют эквивалентные функции и направлены на удовлетворение одних и тех же потребностей. Среди примеров таких товаров - мандарины и апельсины, чай и кофе и пр. К числу товаров-субститутов относятся и производственные ресурсы - уголь и газ, металл и пластмасса.

Кривая спроса во многом зависит от цены товаров - так, повышение цен на один товар влечет за собой рост спроса на заменяющий его товар. Например, падение цен на чай, может привести к сокращению потребления кофе и наоборот. Взаимозаменяемость может быть совершенной (абсолютной) и относительной (например, сметана и майонез, курица и говядина). Таким образом, между спросом и ценой товаров-субститутов существует прямая зависимость.

Если у товара нет товара-заменителя, а производитель - единственный в своей отрасли, он является натуральным монополистом. Наличие субститутов на рынке неизбежно влечет за собой увеличение конкуренции, ограничивает прибыль участников рынка и заставляет их сдерживать цены.
Привлекательность и рентабельность отрасли сокращается в случае конкуренции с продукцией товаров-субститутов или существуют риски их появления.

Товары-субституты следует отличать от товаров-комплементов (взаимодополняемых товаров). Комплементарными являются товары, которые способны удовлетворять потребности покупателей лишь в комплексе с другими. Например, компьютер и ПО, автомобиль и бензин, стиральная машина и порошок, зубная щетка и паста. Различают абсолютную взаимодополняемость (лыжи и палки) и относительную (кофе и сахар). Для взаимодополняемых товаров зависимость между спросом и ценой обратная. В данном случае при росте цены на один товар, снижается спрос на оба товара. Существуют примеры успешного бизнеса, основанного на производстве товаров-комплементов. Например, рост продаж iPhone привел к появлению развитой индустрии аксессуаров для него (чехлы, футляры и т.д.).

Отличительные черты товаров-заменителей

Сегодня практически у каждого блага есть собственный товар-субститут. Как правило, покупатели выбирая между товарами-заменителями, основываются на ряде параметров.
Показатели рыночного спроса зависят от стоимости товара, уровня доходов покупателей, цен на товары-субституты и товары-комплементы.

Товар можно считать субститутом если он способен эффективно удовлетворить аналогичную потребность. Например, минеральная вода и чай хотя и формально направлены на удовлетворение одной потребности - удаление жажды, но считать их субститутами не корректно. Минеральная вода - готовый к употреблению товар, тогда как чай необходимо заваривать, он скорее - тонизирующий и бодрящий напиток.

Другим важным критерием выбора товаров-субститутов является их доступность или близость к потребителю и удобство совершения покупок.

Стоимость товаров-заменителей должна быть сопоставимой. Вряд ли покупатель остановит свой выбор на заменителе, если его стоимость намного выше, при этом, он не имеет дополнительных преимуществ.

Наконец, это качество. Когда способ удовлетворения потребностей при использовании товара-субститута не соответствует приемлемому уровню для покупателя, вероятно он будет отвергнут.

Совет 2 : Что такое взаимозаменяемые товары

Термин взаимозаменяемые товары используется в рекламе, маркетинге, мониторинге рынка, производственной практике и многих других областях, связанных с продажами и производством. Это товары, которые способны заменить друг друга. На рынке они обычно конкурируют между собой.
Чай и кофе - пример взаимозаменяемых товаров

Общие сведения

Взаимозаменяемые товары – это группы товаров, способные заменять друг друга при необходимости удовлетворения однородных потребностей потребителей. Большинство товаров на рынке имеют аналоги. Начиная от разных сортов маргарина и заканчивая мировыми запасами топлива. Непосредственно при изменении цены на один из видов товара в большую сторону, спрос на аналоги по более низкой цене увеличивается. Различают два типа взаимозаменяемых товаров: аналоги, как маргарин различных фирм производителей, и взаимозависимые, как фотоаппараты и фотопленка. В первом случае изменение цены или объемов производства товара одной из компаний отразится на спросе товаров-аналогов. Во втором – если цены на фотоаппараты снизятся, то спрос на фотопленку соответственно возрастет.

Спрос на взаимозаменяемые товары

Важную роль в формировании рынка сбыта взаимозаменяемых товаров играет спрос на них. Он напрямую зависит от цены. Можно сказать, что ценообразование играет важную роль и зависит от нескольких внешних факторов. Многие товары длительного пользования приобретаются потребителями в кредит. Если кредитные предложения банков-партнеров станут выгоднее, например, упадут процентные ставки, увеличатся сроки выплат по займу и т.п., то спрос на товары возрастет.

Еще одна причина, влияющая на спрос взаимозаменяемых товаров – это факторы производства, от которых зависит изменение цен. Например, если владелец фабрики по производству тротуарной плитки сможет закупать цемент по более низкой цене, соответственно, его затраты снизятся, упадет цена на плитку и появится более выгодное предложение на рынке.
Во времена дефицита цены на товары первой необходимости настолько высоки, что многие не в состоянии их приобрести. Тогда государство устанавливает фиксированные цены и лимит продаж на человека.

Третий фактор, увеличивающий спрос, - научно-технический прогресс. Если производимый товар будет более современный и более качественный, чем его аналоги, то спрос возрастет и, следовательно, появится более выгодное предложение для потребителей. Если производитель станет использовать более современное оборудование, то его затраты на производство товара снизятся и цена для покупателя станет более привлекательной.

Немаловажную роль играет климатический фактор или окружающая среда. К примеру, если фермер засеял поле картофелем, но шли дожди и урожай собрали непригодный к употреблению, то цена на такой продукт, безусловно, возрастет. Снижение налогов также может снизить стоимость товаров и сделать их более привлекательными для покупателя.
Примером твердой цены может стать билет на какое-либо спортивное событие. Ведь больше чем количество мест на стадионе невозможно продать билетов, добавить места в сжатые сроки не представляется возможным.

Производители и маркетологи постоянно проводят анализ рынка взаимозаменяемых товаров в своем сегменте. Маркетинговое исследование выявляет спрос и пожелания потребителей относительно той или иной продукции. Это помогает производителю принять своевременные решения об улучшении качества продукции и распределению промышленных ресурсов на производстве.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500