Инструкция
1
На потребительский спрос оказывают влияние множество факторов: вкус, стиль, мода, технический прогресс, уровень финансовых возможностей и многое другое. Жизненный цикл товара – это временной интервал от момента первого появления продукции на рынке до полного прекращения ее продаж на этом же рынке и снятия с производства.
2
Разные наименования товара имеют свой жизненный цикл. На формирование прогнозируемой величины жизненного цикла влияют показатели объемов продаж и получаемого дохода. Основные стадии цикла: разработка, внедрение, развитие, зрелость и спад.
3
Этап разработки часто совмещают с этапом внедрения, выведения товара на потребительский рынок. Этот период характеризуется крайней степенью неопределенности, трудно определить, как потребитель отнесется к новому товару, будет ли спрос. На этой стадии плотно работают маркетинговые службы предприятия, разрабатывается реклама. Соответственно, высоки затраты на маркетинг и реализацию, партия товара небольшая, пробная. Прибыли на этом этапе нет.
4
На стадии развития (роста) начинаются продажи. Если товар понравился потребителю, объем производства товара растет, соответственно, снижаются производственные затраты в связи с появлением первых доходов. Если продажи идут достаточно быстро, предприятие может снизить цену, чтобы максимально охватить потенциальный рынок покупателей, однако на этом этапе у него появляются неизбежные конкуренты. Маркетинг и реклама продолжают работать.
5
На стадии зрелости потребительский спрос достигает своего пика, продажи начинают замедляться. Это связано с тем, что большинство потребителей уже приобрели товар. На этом этапе прибыль достигает своего максимума и затем начинает снижаться. Возможно, предприятию предстоит принять решение о модификации, усовершенствованию продукта. Это приводит к дополнительным расходам, кроме того, возрастают затраты на рекламу, проводятся специальные рекламные акции в поддержку товара. Компания старается привлечь к своему товару новых потребителей из смежного сектора рынка.
6
Стадия спада неизбежна для любого товара, рано или поздно спрос снижается. Товар устаревает и больше не представляет интереса. Конкуренты сворачивают производство и переходят в другие рыночные сегменты. Предприятие может попытаться возродить интерес к своей продукции и какое-то время еще оставаться на рынке, если спад не слишком резкий. Однако имеет смысл уже при первых признаках начала этого этапа начинать анализировать другие возможности получения прибыли.