Совет 1: Что было хорошего в системе советского образования

Обучение детей в советской школе было призвано не только научить их читать, считать, писать, дать основы различных наук, но и сформировать их как личностей, воспитать достойных членов общества. На фоне получения знаний о законах природы, мышления и общества, трудовых навыков, социальных умений складывались прочные коммунистические взгляды и убеждения. Но все это является истиной лишь применительно ко всей эпохе советского образования. На различных этапах его становления и развития ситуация складывалась несколько иначе.
Что было хорошего в системе советского образования

Становление советского образования



Нельзя говорить о каких-либо достоинствах советской системы образования, не понимая, как, когда и откуда она появилась. Основные принципы образования на ближайшую перспективу были сформулированы еще в 1903 году. На II съезде Российской социал-демократической рабочей партии было заявлено, что образование должно быть всеобщим и бесплатным для всех детей до 16 лет вне зависимости от пола. Кроме того, следует ликвидировать сословные и национальные школы, а также отделить школу от церкви. 9 ноября 1917 года является днем учреждения Государственной комиссии по просвещению, которая и должна была разрабатывать и контролировать всю систему образования и культуры огромной страны Советов. Положение «О единой трудовой школе РСФСР», датированное октябрем 1918 года, предусматривало обязательное посещение школ всеми гражданами страны в возрасте от 8 до 50 лет, которые еще не умели читать и писать. Единственное, что можно было выбирать, - на каком языке обучаться грамоте (русском или родном).

В то время большая часть трудового населения была неграмотной. Страна Советов считалась сильно отстающей от Европы, где общее образование для всех было введено почти на 100 лет раньше. Ленин считал, что умение читать и писать сможет дать толчок каждому человеку к «улучшению своего хозяйства и своего государства».

К 1920 году более 3 миллионов человек обучились грамоте. Перепись того же года показала, что более 40 процентов населения старше 8 лет умеют читать и писать.

Перепись 1920 года была неполной. Она не проводилась в Белоруссии, Крыму, Закавказье, на Северном Кавказе, в Подольской и Волынской губерниях, ряде местностей Украины.


Коренные изменения ждали систему образования в 1918-1920 годах. Школу отделили от церкви, а церковь от государства. Преподавание любого вероучения было под запретом, мальчики и девочки теперь учились вместе, а за уроки теперь не нужно было ничего платить. В это же время начали создавать систему дошкольного воспитания, пересмотрели правила приема в высшие учебные заведения.

В 1927 году среднее время обучения для людей старше 9 лет составляло чуть более года, в 1977 году – почти 8 полных лет.


К 1930-м годам неграмотность как явление было побеждено. Система образования была организована следующим образом. Практически сразу после рождения ребенка его можно было отдать в ясли, затем в детский сад. Причем существовали как детские сады дневного пребывания, так и круглосуточные. После 4 лет обучения в начальных классах ребенок становился учеником средней школы. По ее окончании он мог получить профессию в училище или техникуме или же продолжить обучение в старших классах основной школы.

Стремление воспитать благонадежных членов советского общества и грамотных специалистов (особенно инженерно-технического профиля) сделало советскую систему образования лучшей в мире. Тотальному реформированию система образования подверглась в ходе либеральных реформ в 1990-х годах.

Особенности советской системы образования



Одним из самых значительных преимуществ советской системы школьного образования являлась его доступность. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года).

Главное отличие советской системы образования от американской или британской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Четкая вертикальная ступень (начальная, средняя школа, техникум, вуз, аспирантура, докторантура) позволяла точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении. Максимум неприятностей, который мог доставить переход в другую школу, - необходимость повторять или догонять 3-4 темы по каждой дисциплине. Учебники в школьной библиотеке выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем.

Педагоги советской школы давали базовые знания по своим предметам. И их вполне хватало, чтобы выпускник школы самостоятельно (без репетиторов и взяток) поступил в высшее учебное заведение. Тем не менее советское образование считалось фундаментальным. Общеобразовательный уровень подразумевал широкий кругозор. В СССР не было ни одного выпускника школы, который бы не читал Пушкина или не знал, кто такой Васнецов.

Сейчас в российских школах экзамены могут быть обязательными для учеников даже начальных классов (в зависимости от внутренней политики школы и решения педагогического совета). В советской школе дети сдавали итоговые выпускные экзамены после 8 и после 10 класса. Ни о каких тестированиях речи не было. Метод контроля знаний как на уроках, так и во время экзаменов был понятным и прозрачным.

Каждый ученик, решивший продолжить обучение в вузе, по его окончании гарантированно получал работу. Во-первых, количество мест в университетах и институтах было ограничено социальным заказом, а во-вторых, после окончания обучения проводилось обязательное распределение. Нередко молодых специалистов отправляли на целину, на всесоюзные стройки. Однако отработать там нужно было всего несколько лет (так государство компенсировало затраты на обучение). Потом появлялась возможность вернуться в родной город или остаться там, куда попадали по распределению.

Ошибочно полагать, что в советской школе у всех учеников был одинаковый уровень знаний. Безусловно, общая программа должна быть усвоена всеми. Но если подросток интересуется каким-то отдельным предметом, то ему давались все возможности для его дополнительного изучения. При школах были математические кружки, кружки любителей словесности и так далее. Кроме того, существовали профильные классы и профильные школы, где дети получали возможность углубленно изучать те или иные предметы. Поводом особенной гордости родителей были дети, обучающиеся в математической школе или школе с языковым уклоном.

Совет 2 : Как и почему изменились дети

Каждое новое поколение считает молодежь более ленивой, эгоистичной и никуда не годной, чем их отцы и деды. Это вполне привычные представления о жизни молодых людей, когда они не совпадает с идеалами поколения старшего. И все же дети действительно меняются, а с ними меняются и ценности всего мира.
Поколение ЯЯЯ
Инструкция
1
Современное молодое поколение еще называют поколением «ЯЯЯ». Эти молодые люди уверены, что все в этом мире делается для них, больше всего они заботятся о собственном комфорте, выгоде, абсолютно убеждены в собственной ценности для окружающих. Блоги, твиттер, социальные сети, инстаграм помогают в их потребности самовыражения. Нужно сразу оговориться, что речь идет о глобальных тенденциях в мире, а не о каждом конкретном ребенке.
2
Развитие технологий позволяет этим детям описывать и фотографировать каждый шаг их жизни, причем, многие из них совершенно уверены, что окружающему миру интересно, что они едят на завтрак, чем занимаются днем и куда ходят вечером. Название поколения «ЯЯЯ» происходит из привычки самолюбования этих молодых людей, которые уже даже не понимают, что остальным, в общем-то, по большей части нет дела до их переживаний и интересов.
3
Современные дети в отличие от их родителей и тем более бабушек и дедушек не привыкли к физическому труду, а многие не любят и не умеют трудиться вообще. Они не любят брать на себя ответственность, принимать серьезных решений, предпочитают «плыть по течению» и не обременять себя сильными переживаниями и проблемами. Это поколение окружено таким количеством информации, что постигать новое не стремится, поэтому эти дети считаются самым неинтеллектуальным и некреативным поколением.
4
Зато это самое милое, непроблемное и позитивное поколение из всех существующих. Они не бунтуют против существующей системы мира, хорошо относятся к своим родителям, подолгу остаются жить с ними. Они уверены, что слава, как и большие деньги, достигается просто и стремятся быть знаменитыми, но редко понимают, что для этого нужно много работать.
5
Почему они такие? Все объясняется довольно просто: вся история человечества шла к этому тысячелетиями, и сейчас мы имеем то поколение, которое создали мы, наши предки и предки наших предков. В далекие века до нашей эры и примерно века до 18 детей в семьях частенько даже не считали за людей. Смертность среди младенцев была огромной, медицина против простейших инфекций и глобальных эпидемий не помогала. Что еще оставалось делать родителям, как не воспринимать смерть своих детей, как нечто привычное и абсолютно естественное?
6
Кроме того, в обычных семьях проживало по десять, а то и больше детей. Уделять внимание каждому было пустой тратой времени, нужно было доставать пропитание для такой большой семьи. Получалось, что пока человек не вырастал до возраста женитьбы или хотя бы не начинал зарабатывать себе и другим детям на хлеб, он значил для своих родителей лишний рот и хлопоты. В эти времена у разных народов от детей избавлялись, их муштровали, физическими наказаниями и насилием старались приучить к порядку, отдавали на работу в раннем возрасте.
7
Однако со временем человечество взрослело, причем, в прямом смысле: увеличивался средний возраст наций. Детей в семьях становилось все меньше, зато люди научились доживать до более преклонного возраста. Теперь выживать семье стало проще, уровень медицины позволил большинству младенцев оставаться в живых после первого года жизни. И ценность ребенка в семье возросла. Родители отныне могли уделять больше внимание своему потомству и лучше заботиться о нем.
8
После мировых войн 20 века ценность человеческой жизни, а особенно жизни ребенка, многократно увеличилась. Мир практически лишился двух здоровых поколений молодых людей. Законы и конвенции о правах ребенка, принятые после этого, подготовили почву для сегодняшнего поколения. Теперь ребенка запрещено наказывать физически, его опекают государство и родители, строго запрещено наносить детям вред алкоголем, табаком, аморальной продукцией. Дети с раннего детства окружены заботой и пониманием о том, что нужны своим родителям, к ним уважительно относятся учителя, все общество обязано соблюдать права ребенка.
9
В таких условиях нечему удивляться, что дети вырастают несамостоятельными и зацикленными на себе. И задача воспитания полноценной личности ложится во многом на плечи родителей.
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500