Инструкция
1
Воздействие света на различные материалы интересовало людей всегда. Однако использовать его люди научились только в девятнадцатом веке. Изобретению фотографии предшествовали многочисленные открытия в области физики и химии. Это и случайное открытие свойства растворенного в азотной кислоте серебра менять свой цвет под воздействием солнечных лучей, и определение взаимосвязи между действием света и температурой, и получение закрепленного изображения. Последнее принадлежит Французскому ученому Ф.Н. Ньепсу, и именно его можно считать рождением фотографии. Первый в истории снимок, сделанный и закрепленный в 20-х годах XIX столетия, не сохранился.
2
Несмотря на то, что первая работа Ньепса утрачена безвозвратно, первым фотографом считается все-таки он. Еще в 1826 году ему удалось сфотографировать пейзаж на оловянную пластинку, покрытую слоем асфальтового лака. Никаких фотоаппаратов, кроме камеры-обскуры, в то время еще не было. Фотограф снимал свой вид из окна в течение целого светового дня. Но ему удалось получить изображение, которое к тому же можно было тиражировать.
3
В конце 30-х годов XIX века вышла первая работа по фотографии. Написал ее тоже француз, Луи-Жак Манде Дагер. Способ получения изображений, предложенный им, стали называть дагеротипом. Дагер использовал медные пластинки с серебряным покрытием, предварительно обработанные в парах йода. Проявление таких пластинок было отнюдь не безвредным занятием, поскольку их требовалось держать над парами ртути. В качестве фиксажа фотограф применял поваренную соль. Однако в качестве фиксажа чаще использовали цианистый калий. Дагерротип получались сразу позитивными. Копировать их было нельзя. Негативное изображение изобрел английский фотограф У. Ф. Тальбот. Он придумал и новую технологию, в которой использовалось хлористое серебро.
4
Первым фотоаппаратом была камера-обскура. Первый зеркальный фотоаппарат был изобретен в Англии, Т. Сеттоном. Он был зеркальным и представлял собой ящик, установленный на штативе. Сверху у ящика была крышка, через которую велось наблюдение. Фокус ловился объективом на стекле. Изображение образовывалось с помощью зеркала. Рулонную фотопленку изобрел Д.И. Кодак. Ему же принадлежит идея сделать фотоаппарат, приспособленный к работе с рулонной пленкой. Все фото того времени были черно-белыми. 35-миллиметровый стандарт появился в середине 30-х годов прошлого века. Первые цветные фотопластинки появились в начале двадцатого века во Франции.
5
Принцип работы пленочного аппарата того времени был тем же самым, что и сейчас. Свет проходил через диафрагму объектива и реагировал с активными веществами пленки. Качество изображения зависело от многих факторов — освещенности, расстояния, выдержки, угла падения светового луча, применения тех или иных линз. Первые фотоизображения получались при очень большой выдержке. Регулировать ее было нельзя. Каждый фотограф устанавливал ее самостоятельно. Фотоаппараты с регулировкой выдержки появились только в 1935 году.
6
Настоящего расцвета фототехника достигла во второй половине прошлого века. Фотоаппараты были самые разные, оборудование и химикаты стали доступны всем. Формат был очень разным, от 8-миллиметровых аппаратов типа «Киев-30» до широкопленочных «Любитель», «Москва», «Салют» и других. Оставались и фотопластинки, которые позволяли получать высококачественное изображение благодаря малому увеличению при печати. Существовали фотоаппараты со встроенными экспонометрами и автоматической фокусировкой. В какой-то момент стал очень популярным одноступенчатый процесс, который предложила фирма Polaroid. Очень распространенным явлением стала цветная фотография, во многом благодаря централизованной системе обработки пленок.
7
В середине 70-х начала развиваться цифровая фотография. Впервые новый метод использовали для съемки звездного неба. С этого момента цифровая техника начала бурно развиваться. Светочувствительные материалы и не всегда безопасные химреактивы сменила светочувствительная матрица. Несмотря на то, что цифровая техника сейчас доступна практически всем, пленочные фотоаппараты не вышли из обихода. Пленочная фотография утратила свою универсальность, но осталась видом искусства.