Совет 1: Что такое «пограничная ситуация»

Термин «пограничная ситуация» был предложен немецким философом Карлом Ясперсом. Он входит в число важнейших понятий для представителей экзистенциализма – направления, одним из создателей которого и был Ясперс.

Какие ситуации являются пограничными

Пограничная ситуация всегда связана с очень сильным стрессом и серьезной угрозой жизни. Ее могут создать непреодолимое чувство вины, очень сильный стресс, случай, связанный с серьезной опасностью смерти. Характерный пример - несчастный случай или ужасная авария, в которой человек чудом остается жив, либо момент перед самоубийством, которое не состоялось или оказалось неудачным.
Пограничная ситуация может быть связана и с сильным страхом смерти. Например, во время войны люди знают, что в любой момент они могут погибнуть, и это заставляет их испытывать серьезный стресс.

Одна из особенностей пограничной ситуации заключается в том, что при ее возникновении организм человека мобилизует все свои ресурсы. Это сопровождается сильным выбросом адреналина и максимальным обострением чувств, на которое люди вообще способны. Такое состояние может привести к сильной психологической травме, от которой впоследствии оказывается трудно избавиться.

Что происходит, когда человек оказывается в пограничной ситуации

Пограничная ситуация освобождает от очень многого, включая общепринятые нормы, стереотипы, лишние мысли, условности. Оказываясь в ней, человек отбрасывает все, что мешает ему выжить, и это позволяет ему пережить особый опыт «чистого» понимания самого себя и бытия.
В пограничной ситуации люди отказываются даже от того, что сковывает их тело. Они могут демонстрировать силу и выносливость, которые в обыденной жизни кажутся невозможными, лишь вы выжить или спасти других.

Согласно философии экзистенциализма, оказавшись в пограничной ситуации, человек внезапно осознает, что до этого момента его окружал иллюзорный мир, но теперь он оказался лицом к лицу с истинной жизнью и вполне реальной смертью. В этом случае есть несколько вариантов развития событий. Одни люди не могут справиться с психологической травмой, которую нанес им стресс и столкновение с «истинностью бытия». Это может привести к серьезным нарушениям в психике или даже к гибели. Другие осознают лживость и иллюзорность повседневной жизни и отказываются от нее, выбирая битву или смерть. Третьи теряют смысл жизни и желание его искать, а четвертые, напротив, его обретают. Есть и люди, которые именно в таких ситуациях осознают, что их призвание – защищать других и превращать жизнь окружающих людей в высшую ценность, ради которой стоит бороться.

Совет 2: Что такое стереотипы

Стереотип как устойчивое представление о чем-либо скорее вредит построению суждения, нежели помогает ему. Фраза «он мыслит стереотипами» имеет негативный оттенок: так говорят о человеке, который пользуется готовыми шаблонами и не смотрит глубь явления. Тем не менее, они имеют место в нашей жизни и порой бывают очень даже полезны.
Инструкция
1
Понятие «стереотип», образованное от греческих слов στερεός – твердый и τύπος – отпечаток, пришло в социально-психологический лексикон из издательского дела. Так назывались печатные формы, использовавшиеся для многократного воспроизведения текста. Близкими по смыслу являются и другие полиграфические понятия – клише, штамп. Стереотип – это устойчивое представление о чертах, свойственных определенным социальным группам, которое переносится на всех ее представителей.
2
Почти всегда стереотип эмоционально окрашен, причем чаще негативно. Примерами стереотипных утверждений могут служить представления о национальных чертах характера. Принято считать, что все русские – выпивохи, американцы – недалекие, а французы – скаредные.
3
Один из первых исследователей такого понятия, как стереотип, Уолтер Липпман, выделил четыре основных признака стереотипа. Это суждение, которое попадает к нам извне (сформированное родителями, обществом, средствами массовой информации), не подвергаясь проверке и осмыслению. Он всегда имеет связь с реальностью, но говорит о ней, сильно упрощая. Стереотип ошибочен в связи с тем, что свойство группы (само по себе довольно сомнительное) переносится на каждого ее члена. Наконец, клише живучи: трезвенника-русского или интеллектуала из Америки человек со стереотипным мышлением сочтет исключением, а общего мнения не изменит.
4
Зачастую стереотипы являются частично или полностью ложными суждениями. Вместе с тем, они помогают экономить умственную энергию, так как человеку в принципе не под силу давать каждому явлению на своем пути оригинальное и творческое осмысление. Кроме того, в рамках единой социальной группы стереотипы позволяют находить общий язык.
5
Стереотипное мышление представляет проблему только тогда, когда мешает адекватному восприятию ситуации. Содержа в себе связку «эмоциональная окраска+негативность», клише часто становится инструментом пропаганды, формирующим страх в отношении той или иной этнической, социальной группы. Поэтому было бы хорошо, если бы каждый человек находил в себе силы не поддаваться навязываемым стереотипам, а задумываться о том, откуда берется его представление о различных явлениях.
Видео по теме
Источники:
  • Фаст-фуд для мышления

Совет 3: Что такое пограничное состояние

Понятие пограничного состояния является общим для психологии, психотерапии и психиатрии. Нередко можно его услышать по ТВ или в кино, но без пояснений. Так что же за ним скрывается?

Понятие пограничного состояния

В понятийный аппарат таких областей знания, как психология и психиатрия, входит понятие пограничного состояния. Оно является общим для этих наук, так как лежит на границе между ними. Отсюда и присутствие в термине корня «граница» (условно).

Психология уступает место психиатрии именно там, где появляется понятие отклонения. Они принципиально расходятся именно в том, что психология имеет дело с нормой, а психиатрия – с патологией. Однако в мире людей и их психики все не так прозрачно и математически просто, как в естественных науках. Четкой границы между нормальным человеком и психопатом нет, поэтому существует понятие пограничного состояния. О нем говорят тогда, когда человек и его поведение уже не совсем соответствуют норме, но еще рано говорить о патологии. Такой человек балансирует на тонком и непрочном канате границы между нормой и отклонением от нее. Одним из самых ярких признаков того, что человек еще в норме, является осознание им неадекватности своего поведения. Окончательно нарушенная психика не даст носителю осознать свой изъян.

В психологии, в разделе характерологии, существует понятие акцентуированной личности. Оно используется при оценке выраженности характера. Каждый нормальный человек, как носитель психики, обладает характером, выросшим на почве врожденного темперамента и приобретенным в процессе развития и воспитания. Некоторые черты характера у разных людей могут быть выражены особенно ярко. В таком случае психологи говорят о типе акцентуации характера конкретного человека. Акцентуация личности проявляется только в специфических для нее жизненных ситуациях. Вариантов акцентуаций характера существует одиннадцать (согласно теории А.Е. Личко).

Акцентуированная личность – норма?

Психопатия или отклонение начинается там, где заканчивается акцентуация. На рисунке изображено, как степень выраженности некоторых черт характера может проходить стадии нормы и патологии. Однако норма включает в себя средний характер, обладающий сглаженным профилем, и акцентуированный – с некоторыми заостренными качествами личности. И то, и другое – совершенно нормально. К слову, большинство выдающихся личностей были личностями акцентуированными, и нередко даже находящимися в пограничном состоянии. Только крайняя выраженность отдельных черт характера, лишенная осознанности и проявляющаяся уже не в отдельных ситуациях, а во всех сферах жизни человека, теряет звание акцентуации и становится патологией, пройдя через пограничное состояние.

Совет 4: Что такое истинное знание в философии

Одной из важнейших в философии является проблема истинного знания и критериев его постижения человеком. Данное знание отличается своей достоверностью и не требует какого-либо подтверждения.

Истина как основа знания

Целью любого философского познания является достижение истины. Истинное знание - понимание окружающего мира таким, каким он есть в действительности, без каких-либо ложных и необоснованных суждений. Именно поэтому философы из разных эпох пытались найти ответ на вопрос о том, каким образом знание, которым в той или иной мере обладает каждый человек, обретает истинность.

Большинство философских учений наделяют истинность определенным набором существенных свойств, которые позволяют описать процесс обретения истинного знания. Истина является объективной по содержанию и зависит только от достоверности того факта, которому она соответствует (к примеру, истина о том, что Земля вращается вокруг Солнца, зависит лишь от самого процесса вращения планеты). Кроме того, для истины характерна притяжательная обезличенность. Истину никто не создавал искусственным путем, она существовала изначально, однако человек смог постичь ее только спустя определенное время, например, истина о вращении Земли вокруг Солнца существовала всегда, но вывести ее и донести до окружающих смог лишь Коперник.

Особенности истинного знания

Для истинного знания, вытекающего из самой истины, характерна процессуальность. Невозможно постичь его разом. Оно приходит в процессе наблюдения за окружающими предметами и явлениями, углубления имеющихся знаний о них. Уже упомянутое истинное знание о движении планеты Земля вокруг Солнца наполнялось на протяжении веков все новым содержанием: о форме орбиты, о скорости вращения космических тел, о центре масс и т.д.

Истина является устойчивой по содержанию. Она неизменна и не может быть опровергнута, так как была выведена и доказана наблюдательным, экспериментальным или иным путем. Но при этом изменениям поддается уже истинное знание, получаемое в процессе познания самой истины. К примеру, если «вращение Земли вокруг Солнца» как факт - это истина, то «вращение планеты геоидной формы Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите» - уже истинное знание, видоизменяемое в процессе познания тех или иных особенностей существующей истины.

Наконец, истинное знание относительно по содержанию. Тот же истинный факт о вращении планеты может быть описан с использованием различных языковых конструкций. Однако при этом сама истина – всегда одна и остается неизменной. Знания, полученные и трактованные без опоры на нее, не могут являться истинными и представляют собой лишь гипотезы.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше