Совет 1: Что такое пневмоторакс

Пневмоторакс – скопление газов или воздуха в легких, которое может стать причиной затруднения дыхания. Данное явление может привести к остановке сердца, снижению кровяного давления и тяжелой нехватке кислорода. Пневмоторакс не является самостоятельной болезнью и сопутствует другим состояниям больного.
Что такое пневмоторакс

Причины пневмоторакса

Воздух при пневмотораксе скапливается между легкими и грудной стенкой. Данное состояние может возникнуть из-за травм грудной клетки во время получения серьезного удара, например, в результате аварии. Частой причиной появления пневмоторакса является повреждение легкого в процессе лечения, например, при катетеризации, применении акупунктуры или блокаде межреберного нерва.

Также возможно попадание воздуха возможно при проведении плевральной пункции. В некоторых случаях может возникнуть спонтанный пневмоторакс, при котором воздух сам скапливается в грудной клетке здорового человека. В данном случае лечение не требуется при отсутствии сопутствующих заболеваний, способных вызвать данное состояние.
Попадание воздуха в грудную клетку используется врачами при лечении или проведении диагностических процедур. Например, при торакоскопии или для диагностики наличия злокачественных и доброкачественных образований.

Неспецифический пневмоторакс может возникнуть в результате очаговой эмфиземы, прорыва абсцесса легкого, образования кист или при разрывах пищевода. Туберкулезный пневмоторакс вызывается при осложнениях туберкулеза и разрывах каверны – пораженной области легкого.

Симптомы

Симптомами заболевания являются болевые ощущения после приступа кашля или физического напряжения. Боль имеет колющий характер и может отдавать в шею или в верхнюю половину живота. Ощущения усиливаются при дыхании и движениях грудной клетки. Наблюдается затруднение дыхания и появление сухого кашля. При этом больной способен дышать только поверхностно; имеется одышка и ощущается нехватка воздуха. При ухудшенном состоянии появляется бледность и циноз (посинение) кожных покровов, в особенности кожи лица.
При открытом пневмотораксе из раны выделяется пенистая кровь.

Процент появления осложнений у пациентов после пневмоторакса высок – около 50% всех случаев, к которым относятся кровотечения в грудной клетке, пневмоплеврит, выделения гноя в легкие, пиоторакс (скопление гноя в плевральной области). Иногда развивается подкожная эмфизема (скопление воздуха под кожей). От 15 до 50% больных склонны к повторному появлению эпизода после проявления осложнений. При появлении подозрения на пневмоторакс необходимо сразу же вызвать скорую помощь, поскольку заболевание является экстренной ситуацией и может привести к летальному исходу при отсутствии нужной помощи.

Если у больного наблюдается открытый пневмоторакс, его необходимо сделать закрытым. Для этого на место повреждения накладывается герметичная повязка, которая не пропускает воздух. При наложении используется клеенчатый материал, однако, для временного закрытия подойдет и толстая ватно-марлевая повязка.
Видео по теме

Совет 2 : Почему в легких скапливается воздух

В грудной клетке человека находится два слоя плевры – гладкой оболочки. Наружный слой выстилает поверхность грудной полости, внутренний – покрывает легкие и бронхи. Промежуток между ними называется плевральной полостью.
Почему в легких скапливается воздух
Если по каким-то причинам в плевральной полости начнет скапливаться воздух, давление на легкие возрастет, и их объем уменьшится. Вследствие этого человек начнет испытывать боль в груди, ему будет трудно дышать. В наиболее тяжелых случаях возможен летальный исход из-за острой нехватки кислорода. А почему вообще воздух может скапливаться в плевральной полости?

По каким причинам воздух может попасть в плевральную полость

Это явление (попадание воздуха в плевральную полость) было известно еще врачам Древней Греции, которые дали ему называние «пневмоторакс», которое произошло от слов «пневма» - «воздух» и «торакс» – «грудь». Пневмоторакс возникает либо в результате проникающей раны грудной клетки, либо как следствие некоторых хронических заболеваний легких. Но он может также развиться и как осложнение при травме груди или в результате неудачного лечения органов грудной клетки.

Пневмоторакс бывает двух видов: закрытый и открытый (при проникающем ранении груди). Во втором случае состояние пациента может резко ухудшиться за короткое время, поэтому необходимо как можно скорее прекратить доступ воздуха в плевральную полость. До оказания пострадавшему квалифицированной медицинской помощи необходимо плотно закрыть рану герметичным материалом и надежно закрепить его на теле. В качестве такого материала подойдет, например, полиэтиленовая пленка или клеенка. Можно использовать и толстую ватно-марлевую повязку.

При пневмотораксе отмечают сильную боль в грудной клетке, сухой надсадный кашель, голосовое дрожание. В некоторых случаях боль может отдавать в плечо и живот. При осмотре больного отмечается бледность.

Как удаляют воздух, скопившийся в плевральной полости

Оказать квалифицированную помощь человеку (особенно при сильном пневмотораксе) может только специалист, поэтому пострадавшего необходимо как можно скорее доставить в медицинское учреждение. Диагноз ставится как по результатам осмотра и жалоб пациента, так и после рентгеновского снимка грудной полости или компьютерной томографии. При необходимости воздух из плевральной полости откачивают с помощью специального шприца, прокалывая верхний слой плевры, или путем установки дренажной трубки.

При наличии открытой раны ее зашивают в медицинском учреждении. В наиболее тяжелых случаях приходится удалять часть поврежденного легкого.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500