Совет 1: Почему война "холодная"

В послевоенной мировой истории XX века «холодная война» занимает одно из центральных мест, до сих пор оставаясь напоминанием того, каким хрупким может быть мир в условиях биполярности.
Почему война "холодная"
Инструкция
1
Сам термин «холодная война» появился в 1945 году в статье известного писателя Джорджа Оруэлла. Как и многие талантливые писатели-фантасты, Оруэлл фактически предсказал ситуацию, в которой оказались мировые державы после Второй мировой войны. Он говорил, что появление атомного оружия фактически поделит мир между несколькими сверхгосударствами, которые будут вынуждены постоянно готовиться к противостоянию, однако из-за смертоносности атомных бомб они также всеми силами будут стараться предотвратить открытые военные действия.
2
Послевоенный мир был разделен на два лагеря. В первом оказались страны Западной Европы и США, которые провозглашали идеалы демократии, а во второй попал Советский Союз и коммунистически настроенные государства. Обе лидирующие сверхдержавы располагали атомным оружием, поэтому дело никогда не доходило до открытых боевых столкновений: командующие обеих стран понимали, что в атомной войне практически невозможно остаться победителем.
3
Тем не менее «холодная война» унесла немало жизней, так как сверхдержавы с помощью военной силы отстаивали свои интересы в третьих странах, пытаясь поделить весь мир на сферы влияния. Самые известные конфликты такого рода – Корейская война, Вьетнам и Афганистан, однако на самом деле их было намного больше. Помимо локальных военных конфликтов, «холодная война» характеризовалась гонкой вооружений, пропагандой, шпионской войной, провокациями, устрашающими маневрами с обеих сторон.
4
Это противостояние длилось больше 50 лет, начиная с 1947 года, когда США ввели «план Маршалла» - программу поддержки пострадавших от войны стран в обмен на выведение коммунистов из правительств, и заканчивая 1990 годом, когда была разрушена Берлинская стена. Несмотря на то что мир несколько раз находился буквально на волоске от третьей мировой, противостояние двух идеологических противников так и не переросло в открытую фазу, поэтому этот период и носит название «холодной войны».

Совет 2 : Как появилось выражение «холодная война»

Словосочетание холодная война знакомо практически каждому человеку, проживающему на постсоветском пространстве. Но происхождение данного термина до сих пор является предметом споров.
Как появилось выражение «холодная война»

Сущность выражения холодная война

Выражением холодная война принято называть исторический период с 1946 по 1991 годы, который характеризовал отношения между США и их союзниками и СССР и его союзниками. Этот период отличался состоянием экономической, военной, геополитической конфронтации. При этом это не было войной в прямом смысле, поэтому термин холодная война является условным.

Хотя официальным окончанием холодной войны принято считать 1 июля 1991 года, когда распался Варшавский договор, но фактически это произошло раньше - после падения Берлинской стены в 1989 году.

В основе противостояния лежали идеологические установки, а именно противоречия между социалистической и капиталистической моделями.

Хотя официально в состоянии войны государства не находились, но с начала противостояния набирал обороты процесс их милитаризации. Холодная война сопровождалась гонкой вооружений, а СССР и США за ее период вступали в прямое военное противостояние по всему миру 52 раза.

При этом неоднократно стояла угроза начала третьей мировой войны. Самым известным случаем стал Карибский кризис 1962 г., когда мир оказался на грани катастрофы.

Происхождение выражения холодная война

Официально словосочетание холодная война впервые было употреблено Б. Барухом (советником президента США Г. Трумэна) в речи перед палатой представителей в Южной Каролине в 1947 г. Он не акцентировал внимание на данном выражении, лишь указал на то, что страна находится в состоянии холодной войны.

Однако большинство специалистов отдают пальму первенства в употреблении термина Д. Оруэллу, автора прославленных произведений «1984» и «Скотный двор». Выражение холодная война он употребил в статье «Ты и атомная бомба». Он отмечал, что благодаря обладанию атомными бомбами сверхдержавы становятся непобедимыми. Они находятся в состоянии мира, который по сути не является миром, но вынуждены поддерживать баланс и не применять атомные бомбы друг против друга. Стоит отметить, что он описывал в статье лишь абстрактный прогноз, однако по сути предсказал будущее противостояние США и СССР.

Историки не имеют однозначной точки зрения относительно того, придумал ли Б. Барух термин сам или позаимствовал его у Оруэлла.

Стоит отметить, что широкую мировую известность выражение холодная война приобрело после серии публикаций американского политического журналиста У. Липпмана. В газете New York Herald Tribune он опубликовал серию статей, посвященных анализу советско-американских отношений, которые были озаглавлены «Холодная война: Исследование Внешней Политики США».

Совет 3 : Символы холодной войны

Противостояние двух сверхдержав – СССР и США началось сразу после окончания Великой Отечественной войны. Столкнулись две диаметрально противоположные идеологии – коммунизма и капитализма, началась борьба за людские умы и ресурсы. «Холодная война» длилась почти полвека, за это время появилось множество символов противостояния – очевидных и скрытых, но, тем не менее, имеющих право на подобное позиционирование.
Берлинская стена

«Холодная война» и космические достижения СССР и США

«Холодная война» получила свое название благодаря тому, что открытого военного конфликта между СССР и США так и не случилось. Обе страны в короткие сроки завладели ядерным оружием, оно и стало сдерживающим фактором в противостоянии двух сверхдержав. Это положило начало нескончаемой гонке вооружений, в результате которой экономики противоборствующих стран во многом работали на свои армии.

Каковы же символы холодной войны? Их достаточно много. Например, одним из ярких примеров соперничества сверхдержав можно считать борьбу за освоение космического пространства. Каждое достижение одной стороны становилось вызовом для другой. Первый советский искусственный спутник земли, выведенный на орбиту 4 октября 1957 года, стал выдающимся достижением Советского Союза, символом победы в космической гонке. Еще более грандиозный успех получил полет Юрия Гагарина, 12 апреля 1961 года облетевшего Землю на космическом корабле «Восток-1». При этом специалисты США знали, что ракета «Р-7», доставившая Гагарина на орбиту, могла нести и ядерную боеголовку.

Были и другие наши победы – фотография обратной стороны Луны, первый советский «Луноход». Ответом американцев стала высадка людей на Луне. Справедливости ради стоит отметить, что у многих скептиков реальность этих полетов до сих пор вызывает большие сомнения.

Нельзя также не упомянуть знаменитую программу звездных войн, создание американцами космических кораблей многоразового использования «Спейс Шатл». Ответом советской стороны стала космическая программа «Энергия-Буран» – все это тоже яркие символы холодной войны. На их реализацию были потрачены колоссальные средства, во многом себя не окупившие. Противостояние сверхдержав в космосе стало одним из самых ярких проявлений холодной войны.

«Холодная война»: Карибский кризис, Берлинская стена и другие символы противостояния сверхдержав

Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, тоже можно считать символом противостояния. К счастью, у США и СССР хватило благоразумия, чтобы сесть за стол переговоров и предотвратить гибель человечества. Несколько крупных войн 20 века: корейская, вьетнамская, афганская были напрямую связаны с противоборством США и СССР, которые старались продвигать свои интересы и расширять влияние в этих регионах.

Даже спорт стал ареной политической борьбы. Противостояние двух хоккейных команд, СССР и Канады, было ничуть не меньше по накалу страстей, чем заявления политиков. Победа любой ценой - на первом месте должны быть лучшие. Идеология делала свое дело. Хоккейные битвы, как и любой другой спортивный рекорд, рассматривались и с политической точки зрения.

Но самым ярким символом «холодной войны», конечно же, является Берлинская стена. Подобно Великой Китайской стене, она отгородила мир капитализма от мира социализма, разделив Берлин на две половины. Берлинская стена стала зримым воплощением непримиримости двух систем, нежелания сверхдержав идти ни на какие компромиссы. С ее разрушением началось сближение СССР и США – оттепель восьмидесятых.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500