Совет 1: Виды ламп: накаливания, люминесцентные, ультрафиолетовые, галогенные

Приборов освещения в наше время в магазинах можно найти огромное разнообразие, также как и лампочек в них. Это могут быть как самые обыкновенные лампы накаливания, так и современные люминесцентные или галогенные лампочки. Выбор конкретного источника света зависит от ваших потребностей и личностных предпочтений.

Лампы накаливания

До недавнего времени, это был самый широко распространенный источник освещения в домах. Несмотря на то что, по мнению многих людей, эти лампочки уже устарели, они по-прежнему весьма популярны. Такие лампочки универсальны, просты и очень дешево стоят. Чаще всего они стоят в тех местах, где нет высоких требований к уровню освещения, сроку службы и экономичности энергопотребления.

Источником освещения в обыкновенной лампочке накаливания служит разогретый до температуры свечения провод, содержащийся в инертной атмосфере.
Такие лампочки не дают ультрафиолетового излучения, свет от них, как правило, имеет спектр от красного до желтого, даже не приближаясь у дневному.

Срок эксплуатации ламп накаливания достаточно мал, по сравнению с более современными аналогами – приблизительно около 1000 часов. Коэффициент полезного действия также оставляет желать лучшего – 6-8%. Причем, почти 95% расходуемой энергии затрачивается на тепло и только 5% на свечение. Именно поэтому все большее количество людей переходит использование других источников освещения, таких как галогенные лампы.

Галогенные лампы

Имеют тот же принцип действия, что и лампы накаливания. Колба содержит инертный газ, внутри нее помещена вольфрамовая спираль, которая начинает светиться, разогреваясь под действием электрического тока. Усовершенствование состоит в том, что в газ добавлены галогены, например, йод, хлор, фтор или бром, что снижает испаряемость вольфрама. В результате этого срок службы увеличивается до 2 – 5 тысяч часов, улучшается цветопередача, усиливается яркость освещения. Так как эти газы имеют ничтожно малую теплопроводность, уменьшаются потери на нагрев, а значит, увеличивается эффективность.
Интенсивность освещения может регулироваться за счет различного диаметра отражателей. Эти лампы могут быть яркими и не очень, большими и маленькими, в зависимости от того, с какой целью они используются.

Колбу изготавливают из тугоплавкого кварцевого стекла, которое может выдерживать большую температуру нагрева. Для фильтрации ультрафиолета стекло дополнительно покрывают особым фильтрационным слоем.

Галогенные лампы приобрели популярность благодаря тому, что избавились от основных недостатков ламп накаливания, приобретя взамен необычайно яркое свечение. Использовать большие светильники с этими лампами рекомендуется для освещения больших площадей, а маленькие точечные в тех местах, где лампочки большего размера просто не поместятся.

Люминесцентные лампы

На сегодняшний день это самый экономичный вид освещения. Линейные люминесцентные лампы широко используются в промышленности, а также таких специфических областях как подсветка аквариумов, освещение зимнего сада, косметология и многие другие. Компактные спиральные лампы приходят на смену лампам накаливания в быту, освещении офисов, коммерческой недвижимости.

Светятся в люминесцентной лампе пары ртути при низком давлении. Основное отличие от предыдущих типов ламп состоит в том, что источник света – это не сама дуга под воздействием электричества, а вторичное излучение, возникающее при поглощении ультрафиолета специальным внутренним слоем – люминофором.

Кроме того, эти лампочки способны воспроизводить более широкий спектр цветов, в том числе и полезное для глаз дневное освещение. В современных люстрах чаще всего предусмотрен патрон именно для люминесцентных ламп.

Ультрафиолетовые лампы

Это один из видов люминесцентной лампы со специальным светофильтром, который позволяет излучать свет в ультрафиолетовом спектре. Иногда такое освещение используется для дома в качестве дизайнерского решения, но обычно у этих ламп более специфическое предназначение.
Ультрафиолетовые лампы используют для проверки подлинности денежных купюр в банках и магазинных кассах. Со специальной темной колбой они создают декоративное освещение на рекламных стендах, витринах, в театре.

Однако наибольшее распространение ультрафиолетовые лампы получили в медицине. Бактерицидный ультрафиолетовый излучатель стерилизует помещения, инструменты и рабочие поверхности в палатах и операционных, дезинфицирует воздух и воду. По-другому этот прибор называется кварцевой лампой.

Метод кварцевания используется также и в физиотерапии. Тело человека обрабатывается при помощи ультрафиолетовых волн строго определенной длины, что увеличивает регенеративные способности кожи, усиливает метаболизм, повышает иммунитет.

Существуют и другие виды освещения, например, дуговые ртутные лампы для уличного освещения и промышленности. Основной источник света – электрическая дуга в парах ртути. Газоразрядные лампы также используют в промышленности и уличном освещении. Они похожи на ртутные, светится в них тот же электрический разряд, только в других газах и их смесях.

Совет 2: Какие лампочки лучше

Разнообразные осветительные приборы являются неотъемлемым и важным элементом быта. Чтобы выбрать лучший вариант, необходимо иметь представление о различных лампочек.

Одними их самых распространенных являются лампы накаливания, которые относятся к тепловым источникам света. Принцип действия этих лампочек основан на нагревании электрическим током спирали до температуры 3000 градусов. В колбах находятся инертные газы - аргон, криптон. Эти лампочки не зависят от температуры окружающей среды, зажигаются мгновенно. Они имеют низкую стоимость, отличаются простой конструкции и надежностью. Главный недостаток этих лампочек: не слишком большой срок службы - примерно 1000 часов. Исправность ламп накаливания проверяется визуально или обычным тестером. У них может быть только 2 неисправности: перегоревшая спираль или отсутствие контакта в электрической проводке, когда напряжение не подается на цоколь. Для освещения помещений в производстве и в быту широко применяются люминесцентные лампочки. Они относятся к газоразрядным лампам низкого давления и могут иметь мощность до 200 Вт. Для работы люминесцентных приборов освещения требуются специальные устройства - пуско-регулирующие аппараты (или дроссели). Существуют обычные и электронные дроссели. Приборы освещения с электронным пуско-регулирующим аппаратом лучше зажигаются, не мерцают, не шумят при работе и экономят электрическую энергию. Компактные люминесцентные приборы освещения с трубками специальной формы (так называемые энергосберегающие лампочки ) могут заменять лампы накаливания - они вворачиваются в резьбовой патрон напрямую или через специальный адаптер. Они имеют длительный срок эксплуатации и низкую потребляемую мощность. Срок службы люминесцентных ламп - до 10 000 часов (зарубежного производства) и до 5 000 - 8 000 (отечественного производства). Их удобно применять для помещений, которые необходимо освещать в течение большого количества часов. Главный недостаток этих ламп: при температуре ниже 5 градусов они тяжело зажигаются и горят не очень ярко. Неисправности люминесцентных светильников: нарушение электрического контакта в схеме и/или выход из строя одного из элементов. Контакты проверяются визуально и с помощью тестера. Неисправные элементы лампы или дросселя выявляются путем последовательной замены их всех на заведомо исправные. Галогенные лампы, имеющие сильную яркость, в настоящее время стали использоваться в освещении жилых помещений – кухонь, ванных и т.п. Эти лампы дают светлого оттенка свет, очень похожий на дневной. Недостатки галогенных ламп: короткий срок эксплуатации, слишком резкий свет, дающий резкие тени. При выборе источников освещения необходимо помнить, что помещение нельзя освещать разными видами ламп, поскольку это вредно для зрения.

Видео по теме
Источники:
  • Характеристики ламп

Совет 3: Как влияют разные лампочки на здоровье человека

Сегодня в обществе существует множество противоречивых точек зрения на предмет пользы и вреда обычных ламп накаливания и энергосберегающих люминесцентных и светодиодных ламп. Об их влиянии на здоровье ведутся особо ожесточенные споры.

Традиционные лампы накаливания излучают теплый свет, их спектр близок к спектру солнечного света, приятен и привычен. Однако они создают мерцание с высокой частотой, неразличимое глазом, но тем не менее воздействующее на органы зрения и нервную систему человека. Кроме того, свет ламп накаливания достаточно ярок и при резком взгляде может слепить глаза, поэтому рекомендуется покупать модели с матовым покрытием.

Компактные люминесцентные лампы излучают ультрафиолетовый свет. Широко распространено мнение о том, что это очень вредно для здоровья. Доля правды в этом утверждении есть: если длительное время находиться на близком расстоянии от источника света (менее 30 см), можно спровоцировать заболевания кожи и глаз. Однако солнечный свет – главный источник ультрафиолетовых лучей – представляет в этом плане гораздо большую опасность, чем люминесцентные лампы.

Вместе с тем человеку необходим ультрафиолетовый свет, ведь под его воздействием в организме образуется витамин D, регулирующий фосфорно-кальциевый обмен. Люминесцентные лампы способны компенсировать недостаток ультрафиолета людям, вынужденным проводить много времени при отсутствии или нехватке естественного освещения.

В старых люминесцентных лампах в виде трубок частота мерцания света довольно низка, что может приводить к быстрой усталости глаз. Современные модели, как правило, оснащены устройством, уменьшающим пульсацию. Поврежденная люминесцентная лампа представляет собой источник повышенной опасности, поскольку содержит высокотоксичную ртуть, пары которой могут вызывать тяжелые отравления.

Светодиодные лампы имеют ряд преимуществ перед люминесцентными и лампами накаливания: они безвредны для экологии, экономичны и положительно влияют на здоровье человека. В первую очередь светодиодные лампы не создают колебаний светового потока, которые могут приносить вред зрению.

Отсутствие в составе опасных соединений (ртути, свинца и др.), стекла, вместо которого используется тонкий светопроницаемый пластик, также является очевидным достоинством светодиодных ламп, поскольку они не оказывают пагубного воздействия на здоровье и даже при повреждении не способны травмировать или поранить. Кроме того, такие лампы выделяют минимальное количество тепла, поэтому ими нельзя обжечься при касании.

Видео по теме

Совет 4: Есть ли вред от энергосберегающих ламп

Рост тарифов заставляет искать способы экономии электроэнергии, например, увеличение коэффициента полезного действия электроприборов. Повсеместно применяющиеся лампы накаливания имеют очень низкий к.п.д., и потому их пытаются заменить энергосберегающими лампами.

Устройство компактной люминесцентной лампы

Компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) отличается от обычных ламп дневного света, устанавливаемых в служебных помещениях, только размерами и формой колбы, которую изгибают разными способами для уменьшения габаритов. Герметично запаянная колба заполнена смесью паров ртути и инертного газа. При прохождении электрического разряда газ ионизируется с образованием ультрафиолетового излучения. Под воздействием ультрафиолета начинается светиться люминофор – специальное вещество, нанесенное на внутреннюю поверхность колбы.

Преимущества КЛЛ

К.п.д. ламп накаливания очень низок, поскольку значительная часть потребляемой электроэнергии теряется в виде теплового излучения нити накала. Люминесцентные лампы лишены этого недостатка, и потому их эффективность и срок службы выше в несколько раз.
Газоразрядные лампы не рассчитаны на частое включение и выключение.
Меняя люминофор, можно варьировать спектр светового излучения КЛЛ.

Вред КЛЛ

Пары ртути, заполняющие колбу, крайне вредны для здоровья. Лампа, разбитая в помещении, представляет серьезную угрозу для здоровья. К тому же не решена проблема с утилизацией отработавших свой срок КЛЛ – по идее, они должны уничтожаться на специальных полигонах, которых пока просто не существует в достаточных количествах.

Некоторая часть ультрафиолетового излучения, образующегося в газоразрядной трубке, проникает сквозь стекло наружу. Повышенный уровень ультрафиолета является фактором, провоцирующим рак кожи, экзему, аллергию. Кроме того, дроссель, отвечающий за включение лампы, генерирует электромагнитное радиочастотное излучение, которое опасно на расстоянии приблизительно 15 см от цоколя. Соответственно, КЛЛ в настольном или прикроватном светильнике может стать дополнительным фактором риска.

Спектр света, излучаемого лампой накаливания, близок к солнечному и потому не вызывает дискомфорта, если лампа достаточно яркая. Спектр света от люминесцентной лампы может достаточно сильно отличаться от естественного и стать причиной утомления, рези в глазах и головной боли.
При покупке обращайте внимание на последние цифры маркировки КЛЛ, которые обозначают ее цветовую температуру. При средней освещенности жилого помещения наиболее близкой к спектру лампы накаливания будет температура 2700-3000 К.

К существенным недостаткам энергосберегающих ламп можно отнести их высокую стоимость. При этом частое включение/выключение КЛЛ приведет к ее быстрому выходу из строя. Значит, чтобы сберечь энергосберегающую лампу, придется держать ее постоянно включенной. Таким образом, надежда сэкономить электроэнергию становится сомнительной.

Достоинства и недостатки светодиодных ламп

Светодиодные лампы - экологически чистые источники света. Их к.п.д и цветопередача превышают соответствующие показатели люминесцентных ламп. При правильно составленной схеме питания и хорошо организованном теплоотводе светодиодная лампа прослужит в несколько раз больше газоразрядной.

Основным недостатком светодиодных ламп является их высокая стоимость. Кроме того, при работе светодиодной лампы выделяется много тепла. Требуется организовать хороший теплоотвод, чтобы лампа не вышла из строя. Это существенно увеличивает габариты светильника.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше