Совет 1: Что такое лирика

Не новость, что одно слово может иметь разные значения. Но бывает и иная ситуация – одно и то же слово обозначает в целом сходные вещи, но применяется в совершенно разных областях. Отличный тому пример – термин «лирика», который, никогда особенно не меняясь по смыслу, может применяться в разном контексте.
Инструкция
1
Лирика - это, прежде всего, род литературы, наряду с эпосом и драмой. Род этот включает в себя практически все формы стихосложения, но при этом объединяет их общей тематикой и идеей. Во главе угла в лирическом произведении находится не объективное восприятие реальности, а чувства поэта и (или) лирического героя. Главное здесь – внутренняя жизнь автора, его субъективное отношение к чему-либо, выраженное в форме внутреннего монолога или диалога, спора с самим собой. Талантливым в таком контексте можно считать произведение, которое, оставаясь глубоко личным переживанием, понятно и доступно любому, принимает «общечеловеческое значение». Безусловно, подобным талантом обладали все русские поэты-классики.
2
Сходное значение «лирика» имеет в музыке. Условно можно сказать, что любая грустная композиция считается «лирической», по тем же причинам, что и стихи в предыдущем пункте. Однако лиричной можно считать не только песню, но и просто мелодию, вводящую слушателя в состояние легкой грусти. Очевидно, что подобная музыкальная тема должна отличаться небольшой скоростью и быть спокойной. Технически же она должна исполняться в (как правило) минорной тональности.
3
Кроме того, «лиричным» может быть и состояние человека. Оно характеризуется повышенной сентиментальностью, романтическим настроем и в общем – эмоциональным, поэтическим взглядом на мир. Зачастую лиричное настроение подразумевает вдохновленность, стремление рисовать, писать стихи или заниматься иного рода творчеством.
4
В повседневной речи «лирика» имеет несколько утрированное значение. Выражения вроде: «Хотелось бы меньше лирики, а больше дела» употребляются с явным сарказмом. Подразумевается, что в тексте/книге/монологе слишком мало объективной и полезной информации, а в основном рассуждения, не имеющие отношения к делу или практической ценности. «Лирика» в данном случае используется как синоним слову «демагогия», т.е. «ненужные разговоры».

Совет 2: Что такое синкретизм

Понятие синкретизма противостоит разрозненности, отдельности, дискретности. Данный термин происходит от греческого συγκρητισμό, смыслообразующая приставка syn- означает соединение, сочленение различных элементов, систем, учений, явлений. Появившееся в научном обиходе еще в средневековье, понятие «синкретизм» широко применяется в искусствоведении, литературной критике, истории культуры и религии.
Синкретизм в истории и культурологии

Принято считать, что синкретизм характерен для общественных установок, религиозных представлений, культурных и художественных систем на ранней стадии их развития. Так, для первобытных обществ характерно представление о мире как едином целом, все элементы которого взаимосвязаны. В традиционных культурах человеческое общество является отражением сакрального мира (царства природы, духов). В более широком смысле синонимом синкретизма является эклектичность, при таком рассмотрении синкретичными являлась, к примеру, позднегреческая культура (в период эллинизма).

Синкретизм в религии

В определенные исторические моменты на уровне отдельных общественных групп, всего социума и даже государства порой господствуют религиозные культы, основанные на соединенных элементов различных верований. Например, синкретичные религии имели место при покорении Нового Света, где деятельность христианских миссионеров сплеталась с местными культами. Некоторые исследователи утверждают, что для всех религиозных учений в той или иной степени характерен синкретизм: так, христианское учение впитало в себя постулаты иудаизма, отдельные элементы греческой и римской культур.

Синкретизм в литературоведении

Наиболее заметным отечественным автором, разрабатывавшим понятие синкретизма в искусстве, является А.Н. Веселовский. В своих работах по поэтике исследователь высказал предположение о том, что стили поэзии, да и сама поэзия как таковая, появлялись не последовательно один за другим. Изначально существовало некая единая форма религиозно-культовой практики, в которой значительная роль отводилась пению и танцам. Из этого ритмического действа со временем выкристаллизовались различные поэтические жанры (лирика, драма, эпос).

Синкретизм в психологии

Синкретизм, то есть нерасчлененность восприятия, характерен для детского мышления. Как отмечали психологи западных и отечественных школ (Ж. Пиаже, С. Клапаред, Л. Выготский и другие), ребенок соединяет понятия и явления без достаточного на то основания. Он склонен находить общность среди разрозненных вещей, при этом рядоположенность для него играет значительно большую роль, чем реальные родо-видовые отношения.
Видео по теме

Совет 3: Что такое барокко

Само слово «барокко» образовано от итальянского термина, обозначающего понятие «странный». Именно этот странный и витиеватый стиль ознаменовал главенство так называемой западной цивилизации, начавшей свое триумфальное шествие в 16 веке.

Внешние проявления внутреннего идеала



Основными внешними проявлениями этого причудливого стиля являлись пышные и торжественные формы, жизнеутверждающие цвета, смелое сочетание контрастов, неяркая граница между реальным и фантастическим миром. Представьте себе женщину со странной, не лишенной изящества прической и мертвенно бледной кожей, мужчину, наполненного духом метросексуальности, тщательно выбритого, чистого и надушенного. Все в их обличие далеко от слова естественность, благообразно, эстетично и разумно. Теперь вы представляете, что такое настоящее барокко.

Костюмам, выполненным в модном стиле барокко, присуща излишняя чопорность, кружева, рюши и отложные воротники, огромное количество бантов, пышных пряжек, изобилие аксессуаров в виде муфт, вееров, пышных париков и мушек. Все кричало об изяществе, роскоши и нарочитой непрактичности нового стиля эпохи 16-17 веков.
Барокко ворвался в скучный интерьер своими прекрасными гобеленами, фресками, изысканными мраморными полами и пышными формами мебели.


Живопись



Живопись в стиле барокко представлена аристократичными сюжетами, образы характеризуются динамикой и нетиповыми действами. Ярким примером могут служить произведения кисти Рубенса и Каваджо, они наполнены реалистичностью, жесты героев выразительны и отражают главные черты их характера.

Во всех произведениях, выполненных в стиле барокко, сквозит безмерная радость бытия и стремление к прекрасному, некий аристократизм и вовлеченность человека в мир событий и переживаний.
Как правило, живопись барокко предпочитает аллегорию и мифологию, сочетание естественного и фантастического, науки и духовности.


Монументальные формы



Сложные криволинейные формы, скульптура, величественные фасады зданий, колонны и многоярусность - вот что является отличительными чертами архитектуры, выполненной в данном стиле, получившей распространение во Франции, Испании и даже России. Версальский дворец, Гран Палас, Петергоф являются самыми яркими примерами объединения барочной живописи и архитектуры.

Литература и музыка



Получил свое распространение стиль и в литературе, и музыке, представляя унылую реальность в виде фантастического сна и относясь к ней с явной долей иронии и сарказма с использованием сложных метафор и далеких от реальности сюжетов древней Греции. Тексты насыщены метафорами, любовная лирика пестрит эпитетами, превосходными степенями. Появляется в литературе и новый герой - джентельмен, он образован, умен, имеет утонченные манеры, но он жертвенен по природе, он не способен противостоять внешним силам, а потому, как правило, изящно гибнет на дуэли.
Видео по теме

Совет 4: Что такое поэма

Почему одни стихи называются просто стихотворениями, а другие - поэмами? На первый взгляд они выглядят совершенно одинаково, разве что вторые несколько длиннее. Попробуем разобраться в том, что же такое поэма.
Инструкция
1
Откройте книгу с художественным произведением. Спросите себя, в какой форме написан текст: в прозе или в стихах? Это будет полезным, т.к. деление всей художественной литературы на эти две основные разновидности происходит не только на основе формальных критериев, но и смысловых. Проза чаще всего содержит в себе повествование о каких-либо героях или событиях, отвечая при этом на вопросы что?, где? и когда? Стихотворное же произведение стремится передать чувства, эмоции, впечатления лирического героя и, как правило, не имеет сюжета.
2
Возьмите себе на заметку, что в литературоведении в связи с этим используется термин «литературный род», и приведенные выше два типа произведений относятся соответственно к эпическому и лирическому родам.
3
Откройте произведение А. С. пушкина "Руслан и Людмила". Убедитесь, что оно написано в стихах и попытыйтесь определить чувства и эмоции, выраженные лирическим героем. Нет сомнений, что это вызвало у вас затруднения. Неудивительно, ведь в поэме вовсе нет лирического героя с его чувствами. Зато есть сюжет, и вам не составит труда пересказать во всех подробностях перипетии судьбы Руслана на его пути к сердцу Людмилы. Очевидно, что в поэме два рода - лирический и эпический - соединяются вместе и образуют промежуточный, пограничный род, который носит название лиро-эпического. Таким образом, можно сделать вывод, что отличительная черта поэмы - это стихотворная форма в сочетании с развернутой сюжетной линией.
Видео по теме
Обратите внимание
В истории литературы эти лиро-эпические произведения – поэмы – известны давно и встречаются довольно часто. Еще в Античности титаны художественного слова Гомер и Вергилий писали свои стихотворные поэмы-эпопеи – всем известные «Илиада» и «Одиссея».

Поэмы были особенно популярны в эпоху Романтизма, когда писатели стремились к поиску новых, синтетических жанров, позволивших бы не просто рассказать, но и чувственно описать жизнь. Тогда Дж. Байрон написал свою поэму «Паломничество Чайлд Гарольда», С. Кольридж – «Поэму о старом моряке», У. Вордсворт - «Майкла».

Поэмами являются и такие известные произведения русских авторов, как «Демон» М. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах» В. Маяковского, «Анна Снегина» С. Есенина, «Василий Теркин» А. Твардовского.

Совет 5: Для чего нужна пейзажная лирика

Слово пейзаж произошло от французского pays и означает – местность, страна. Поэзия, изображающая картины природы, называется пейзажной и имеет различное художественное значение в зависимости от направления (литературного течения) и стиля автора.
Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма. Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. Причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом. В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика романтизма служит средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности. Картины природы соответствует лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему. Характер пейзажной лирики изменился в XIX веке (в России, начиная с А.С. Пушкина), когда на смену клише и стереотипам, характерным для пейзажной лирики того или иного направления, пришло индивидуально-авторское видение природы. Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком. В пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма», когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира. Иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес», в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные. В пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания природы. Характерные для России лес, река, поле, березы являются «местным» пейзажем. Стихотворения А.С. Пушкина «Деревня», «Зимнее утро». А «экзотическими» - описания пустынь, гор, морей. Как в стихотворениях А.С. Пушкина «К морю», «Анчар». Для европейской литературы XX – XXI веков характерна «урбанистическая» пейзажная лирика с описанием всевозможных технических новшеств. Примером может служить стихотворение В.В. Маяковского «Адище города».
Видео по теме
Источники:
  • Литературный глоссарий. Пейзажная лирика.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше