Совет 1: Что такое лирическое произведение

Выделяется три рода художественной литературы: эпический (повествовательный), драматический и лирический. Название последнего произошло от музыкального инструмента, лиры, в сопровождении которого исполнялись стихи. Главной особенностью лирического произведения является то, что оно сообщает читателю не столько о событиях и фактах, сколько о чувствах, переживаниях и внутреннем мире героя.
Что такое лирическое произведение

Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса или драмы, которые повествуют о человеке и проявлениях его характера при самых различных обстоятельствах, лирическое произведение показывает единое и конкретное состояние человеческой души в определенной ситуации.

Лирические произведения подразделяются на следующие жанры: ода – торжественное стихотворение, прославляющее великого человека или событие (ода зародилась и достигла вершины популярности в 18 веке, в настоящее время она перешла в разряд архаических жанров); гимн – стихотворение хвалебного содержания; элегия – лирическое произведение, посвященное раздумьям; эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение; эпистола – лирическое послание, или письмо в стихах; сонет – стихотворение, состоящее из четырнадцати строк с особой рифмой и стилем; сатира – стихотворное обличение и осмеяние пороков или отдельных людей; баллада – лиро-эпическое стихотворение с развернутым сюжетом. Часто литературное произведение сочетает в себе признаки нескольких лирических жанров.

Центральным персонажем такого произведения является лирический герой, именно через его внутренний мир автор доносит до читателя определенные переживания и чувства. Внешний мир отходит при этом на второй план и изображается в разрезе впечатлений, которые тот производит на героя. Создавая неповторимый образ литературного героя, поэт может сделать его очень близким себе. К примеру, Сергей Есенин, который отождествляет в своей лирике себя с простым крестьянским парнем. Однако при правильном анализе лирического произведения необходимо говорить не о чувствах и переживаниях самого автора, а о внутреннем состоянии его лирического героя.

Для лирики в целом характерен разговор о прекрасном, возвышенном и волнующем, в лирическом произведении провозглашаются идеалы человеческой жизни. Основной принцип лирического рода литературы: как можно короче, но как можно ярче и полнее.

Источники:
  • Лирический род литературы
  • лирические произведения

Совет 2: Что такое лирика

Не новость, что одно слово может иметь разные значения. Но бывает и иная ситуация – одно и то же слово обозначает в целом сходные вещи, но применяется в совершенно разных областях. Отличный тому пример – термин «лирика», который, никогда особенно не меняясь по смыслу, может применяться в разном контексте.
Что такое лирика
Инструкция
1
Лирика - это, прежде всего, род литературы, наряду с эпосом и драмой. Род этот включает в себя практически все формы стихосложения, но при этом объединяет их общей тематикой и идеей. Во главе угла в лирическом произведении находится не объективное восприятие реальности, а чувства поэта и (или) лирического героя. Главное здесь – внутренняя жизнь автора, его субъективное отношение к чему-либо, выраженное в форме внутреннего монолога или диалога, спора с самим собой. Талантливым в таком контексте можно считать произведение, которое, оставаясь глубоко личным переживанием, понятно и доступно любому, принимает «общечеловеческое значение». Безусловно, подобным талантом обладали все русские поэты-классики.
2
Сходное значение «лирика» имеет в музыке. Условно можно сказать, что любая грустная композиция считается «лирической», по тем же причинам, что и стихи в предыдущем пункте. Однако лиричной можно считать не только песню, но и просто мелодию, вводящую слушателя в состояние легкой грусти. Очевидно, что подобная музыкальная тема должна отличаться небольшой скоростью и быть спокойной. Технически же она должна исполняться в (как правило) минорной тональности.
3
Кроме того, «лиричным» может быть и состояние человека. Оно характеризуется повышенной сентиментальностью, романтическим настроем и в общем – эмоциональным, поэтическим взглядом на мир. Зачастую лиричное настроение подразумевает вдохновленность, стремление рисовать, писать стихи или заниматься иного рода творчеством.
4
В повседневной речи «лирика» имеет несколько утрированное значение. Выражения вроде: «Хотелось бы меньше лирики, а больше дела» употребляются с явным сарказмом. Подразумевается, что в тексте/книге/монологе слишком мало объективной и полезной информации, а в основном рассуждения, не имеющие отношения к делу или практической ценности. «Лирика» в данном случае используется как синоним слову «демагогия», т.е. «ненужные разговоры».
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500