Вам понадобится
  • Сведения за прошлые периоды, статистические данные, калькулятор.
Инструкция
1
Определите параметры выборки продукции, по которым планируете производить расчет индекса цен. Это могут быть как потребительские товары и услуги, так и показатели промышленности. Одним из основных объектов для исчисления показателя является торговля и сфера услуг. Индекс цен активно используется экономистами для мониторинга общей рыночной ситуации.
2
Ограничьте круг интересующих категорий товаров или услуг. Подумайте, насколько товар удовлетворяет своей категории. Как правило, в процессе используются только базовые единицы, т.е. если рассчитывать индекс потребительских цен различных производителей молочной продукции, реализуемой в определенной торговой сети, то нужно охватить товары, на долю которых приходится основная часть продаваемых товаров и можно вовсе исключить невостребованные продукты. Опять же, многое зависит от конкретной ситуации и целей такого исследования.
3
Определитесь с временными рамками, которые лягут в основу расчета. Они могут быть практически любыми: год, квартал, месяц, неделя, день. В некоторых случаях используются показатели в 5, 10 и более лет.
4
Возьмите значение базисного периода. Его можно найти в экономических справочниках общественного пользования или же статистических сборниках конкретного предприятия, если они ведутся. Посчитать индекс цен возможно только при наличии следующих данных:• Текущих цен;• Базисных цен.
5
Воспользуйтесь формулой: ijt/t-1 = Pjt/(Pjt-n),где ijt/t-1 – индекс цен товаров в отчетном периоде по отношению к базисному;Pjt – цена товара в отчетном периоде;Pjt-n – цена товара в базовом периоде.
6
Проверьте правильность найденного значения. Это сделать довольно просто: поскольку индекс потребительских цен находится путем деления, то для самопроверки необходимо использовать умножение.