Инструкция
1
Оборот товара состоит в его обмене на деньги, т.е. реализации потребителю. Таким образом, чем больше эта величина, тем больше прибыль предприятия. Кроме того, анализ реализованного физического объема продукции позволяет оценить правильность выбранной производственной стратегии или разработать новую с учетом прежних ошибок.
2
На динамику физического объема влияет множество факторов. Это смена времен года, мода и местность, что особенно касается одежды, аксессуаров, косметики, украшений, автомобильной техники (джипы для гористой и сельской местности, легковые для города), продуктов и пр. Необходимо объективно оценить текущий спрос и предложить покупателям максимально отвечающий их требованиям и финансовым возможностям товар.
3
Товарный оборот различают по объему партии продажи. Это может быть розница, мелкий или крупный опт. За выбранный расчетный промежуток времени рассчитывается сумма произведений розничных или оптовых цен отдельных категорий товара на соответствующее количество: ФО = ΣPj•Qj.
4
Например, пусть предприятие выпускает продукцию для ресторанов и отелей. Это могут быть скатерти, салфетки, простыни с логотипом заведения, посуда и т.д. Чтобы определить физический объем, нужно цену каждого наименования умножить на количество проданных комплектов и сложить полученные результаты: ФО = Pскат•Qскат + Pсалф•Qсалф + … + Pпос•Qпос.
5
Чтобы проанализировать две величины, необходимо определить общий индекс. Он заключается в сравнении показателей объемов базисного и текущего периодов с учетом цен обоих промежутков времени: Iобщ = ΣP1•Q1/ΣP0•Q0.
6
Этот показатель наглядно иллюстрирует, как повышение/снижение цен влияет на объем реализации. Существует также индекс физического объема, который учитывает влияние изменения другой значимой величины – количество произведенной продукции: Iфиз = ΣP0•Q1/ΣP0•Q0.