Инструкция
1
Для вычисления индекса инфляции используется формула:ИЦ_л = ∑(P_1*Q_0)/∑(P_0*Q_0),где Q_0 – это количество товаров и услуг, выпущенных за базовый период расчета (обычно - год); P_0 – цены на товары и услуги базового года; P_1 – цены текущего периода. Индекс инфляции – процентная величина, поэтому после расчета этой дроби итоговое число умножается на 100%.
2
Приведенная формула является применением метода Ласпейреса, который заключается в сравнении цен двух временных периодов по одинаковому объему базисного периода. Этот способ расчета отражает динамику стоимости потребительской корзины с базового состояния к текущему моменту времени.
3
Однако у метода Ласпейреса есть и существенные недостатки, а именно не учитываются изменения структуры потребления. Он отражает только изменение уровня доходности, но не принимает во внимание эффект замещения, при котором снижается цена на некоторые товары, что ведет к увеличению спроса. Таким образом, этот способ расчета дает завышенное значение индекса инфляции.
4
Другой метод расчета основан на формуле Пааше и заключается в сравнении цен двух периодов уже по объемам потребления в текущем периода, а именно:ИЦ_п = ∑(P_1*Q_1)/∑(P_0*Q_1).Однако этот способ также имеет недостаток – он не отражает уровень доходности и не учитывает изменение цен. Таким образом, в случае снижения цен на некоторые продукты или услуги индекс инфляции дает завышенный результат. И, наоборот, при их повышении, заниженную оценку.
5
Идеальным вариантом для нахождения индекса инфляции будет применение формулы Фишера, которая состоит в вычислении среднего геометрического значения двух приведенных индексов. Такую формулу называют идеальной, поскольку она компенсирует недостатки двух других способов:ИЦ_ф = √(ИЦ_л*ИЦ_п) = √(∑(P_1*Q_0)/∑(P_0*Q_0)* ∑(P_1*Q_1)/∑(P_0*Q_1)).
6
Однако, несмотря на идеальность метода Фишера, экономисты разных стран предпочитают выбор одного из первых двух способов. В частности, в международной отчетности используют метод Ласпейреса, поскольку он принимает к рассмотрению, что некоторые товары могут вовсе выпасть из употребления к текущему моменту по некоторым причинам, в том числе во время экономического кризиса.