Совет 1: Как определить диаметр трубопроводов

От диаметра трубопровода зависит расход электроэнергии, затрачиваемой на подачу воды, а также прочие эксплуатационные расходы. Ввиду этого определение оптимального диаметра трубопровода способствует минимизации эксплуатационных затрат.
Как определить диаметр трубопроводов
Вам понадобится
  • - таблица предельных расходов Н.Н. Абрамова;
  • - расчетные показатели М.М. Андрияшева;
  • - расчетные таблицы Ф.А. Шевелева;
  • - калькулятор;
  • - исходные данные трубопроводной магистрали.
Инструкция
1
Определитесь с материалом используемых труб: для разных труб свои предельные расходы. Воспользовавшись таблицами предельных расходов, разработанными Н.Н. Абрамовым, узнайте, какой диаметр труб самый выгодный при различных предельных расходах воды. В этих таблицах указаны предельные расходы воды для чугунных труб с диаметром 50-1200 мм, стальных с диаметром 50-1600 мм, пластмассовых - диаметр 50-300 мм, а также асбестоцементных, диаметр которых варьируется от 50 до 500 мм.
2
Поскольку в этих таблицах приведены показатели участков кольцевой сети независимо от работающей трубопроводной линии, рассчитайте все приведенные величины для своей трубопроводной магистрали. При расчете экономически выгодного диаметра трубопровода возьмите за основу показатели рекомендованной скорости подачи воды в трубопроводной сети. По рекомендациям М.М. Андрияшева, для труб диаметром от 200 до 300 мм скорость подачи воды должна составлять 0,6-1 м/с, от 400 до 600 мм - 1-1,3 м/с, а при диаметре больше 700 мм - 1,5-2 м/с.
3
Определите требуемые показатели напора, позволяющие преодолеть сопротивление течения воды. Чтобы определить величину потерь напора, понадобится показатель гидравлического уклона.
4
Для расчета гидравлического уклона воспользуйтесь расчетными таблицами Ф.А. Шевелева, на основании которых, зная исходные показатели трубопровода, можно определить потери напора на единицу длины трубопроводной магистрали. Методика пользования этими расчетными таблицами заключается в том, что на основании расхода воды и скорости ее подачи определяется оптимальный диаметр трубопровода, а также величина потерь напора.
5
В многосегментной трубопроводной сети потери напора рассчитайте по формуле: h = S0lq2 = Sq2, в которой S – это полное гидравлическое сопротивление трубы длиной l, S0 - удельное гидравлическое сопротивление трубы, а q - расчетный расход в трубе. Помните, что эта величина зависит от режима подачи воды и диаметра трубопровода.
Видео по теме
Обратите внимание
Будьте внимательны с расчетами и не допустите ошибки. Допущенная незначительная ошибка может привести к увеличению эксплуатационных затрат при обслуживании трубопроводной магистрали.
Полезный совет
Для расчета диаметра перемычек берутся исходные показатели, характеризующие следующую ситуацию: пропуск воды осуществляется из одной магистрали в другую при условии аварийного выключения участка магистральной сети.
Источники:
  • как определить расход воды в 2018

Совет 2 : Что нужно знать о размерах стальных труб

Если на ценнике "черной" или оцинкованной стальной трубы вы увидите надпись Ду 15 или, скажем, Ду 40, имейте в виду: это вовсе не означает, что внутренний диаметр трубы равняется пятнадцати или, соответственно, сорока миллиметрам. Ду - так называемый "диаметр условного прохода", традиционно используемый в размерном ряду стальных труб.
Трубы

Сейчас для обозначения примерного размера просвета внутри трубы используется понятие номинального или нормального диаметра (DN), однако понятие Ду все еще широко распространено (по крайней мере, в области популярных знаний). 

В этой статье речь пойдет о трубах, изготовленных по ГОСТ 3262 – 75 ("Трубы стальные водогазопроводные"). В сантехническом  ассортименте они представлены тремя сериями: легкие, обыкновенные и усиленные трубы, от фактических внутренних диаметров которых и отталкиваются, создавая, в итоге, общую для всех этих труб линейку Ду (DN). 

Каким образом? - вычислением среднего диаметра трех труб, одинаковых "по наружке", но относящихся при этом к трем разным сериям. Полученный результат округляется - и вот вам Ду (DN), который лишь изредка совпадает с диаметром фактическим.

Все трубы одной серии выдерживают одинаковое давление, так как толщина стенок увеличивается пропорционально линейке наружных диаметров. А поскольку они постоянны (для всех трех серий), то изменения касаются фактических внутренних диаметров. Однако бытовой ассортимент "чернины" и "оцинковки" обычно ограничивается трубами одной серии - обыкновенными, которые рассчитаны "и под сварку, и под резьбу". Также ограничен и актуальный размерный ряд: от Ду10 до Ду65. 

Приведу для него небольшую, но полезную сводку по ГОСТу (условный проход, мм - наружный диаметр, мм - толщина стенки, мм):

  • 10 - 17,0 - 2,2 
  • 15- 21,3 - 2,8
  • 20- 26,8 - 2,8
  • 25- 33,5 - 3,2
  • 32- 42,3 - 3,2
  • 40- 48,0 - 3,5
  • 50- 60,0 - 3,5
  • 65- 75,5 - 4,0

Здесь нужно иметь в виду: стандарт допускает незначительные отклонения в размерах. А что касается фактических внутренних диаметров, то следует понимать: с течением времени стальные трубы "зарастают", просвет внутри трубы уменьшается. Поэтому и размер их (тот самый Ду - DN) принято подбирать "с запасом".  

Декоративные розетки-накладки, с помощью которых можно улучшить вид трубы, к примеру, не слишком изящно выходящей из стены, подбираются по наружному диаметру. Они часто бывают разъемными, так что вы сможете их "защелкнуть" даже поверх нескольких слоев краски.

Совет полезен?
Поиск
Комментарии 1
написал
расчеты гибкого трубопровода наподобие пожарного шланга только больших диаметров 1500-7000мм материалы боее современные условия эксплуатации температура выше нуля
Осталось символов: 500