Совет 1: Как посчитать экономический эффект

Экономическим эффектом называют выраженную в денежных единицах разницу между доходом, полученным от определенной деятельности в течении некоторого промежутка времени и расходами на ее осуществление за тот же период.
Инструкция
1
Предположим, маленькое семейное предприятие производит стеллажи для книг. Сумма расходов за январь месяц (считая по балансу) пусть будет 150 тыс.руб. Полученный доход за тот же месяц пусть будет 250 тыс.руб. Тогда экономический эффект производства мебели в январе будет 250 – 150 = 100 тыс.руб.

Продукт в стоимостном выражении превышает затраты – такой экономический эффект называется прибылью.
2
Пусть теперь на маленьком семейном предприятии захотели выпускать, кроме стеллажей, встроенные шкафы. Для этого предприятию необходимо закупить станки (250 тыс.руб), докупить материалов (100 тыс.) и нанять еще одного человека (30 тыс.руб./мес.) Соответственно сумма расходов в первый месяц внедрения (февраль) составит 150 + 250 +100 + 30 = 530 тыс.руб. По итогам продаж с учетом новой продукции сумма доходов увеличилась на 70 тыс.руб. и составила 250 +70 = 320 тыс. руб. Следовательно, экономический эффект деятельности за февраль месяц составил 320 – 530 = (–) 210 тыс. руб. Затраты превысили расходы, такой экономический эффект называется убытком.
3
На следующий месяц (март) расходы на осуществление работ составили, с учетом обслуживания новой техники (30 тыс), дополнительных материалов (100 тыс) и зарплаты новому сотруднику (30 тыс) 150 + 100 + 30 + 30 = 310 тыс. руб.

С учетом расширения ассортимента продажи увеличились и доход составил 410 тыс. руб. Таким образом, экономическая эффективность марта составила 410 – 310 = 100 тыс.руб (снова прибыль).
4
Предположим теперь, что до конца календарного года никаких новых внедрений и расширений производства не предусмотрено. Подсчитаем доходы и расходы предприятия за год.

Доходы: 250 (январь) + 320 (февраль) + 410 (март) + 410*9 (с апреля по декабрь) = 4,3 млн.руб.

Расходы: 150 + 530 + 310 + 310*9 = 3,78 млн. руб.
5
Годовой экономический эффект рассчитывается по формуле:

Эг = Дг – (нкэ * Рг), где

Эг – годовой экономический эффект

Дг – доходы за год

Рг – расходы за год

Нкэ – нормативный коэффициент эффективности (величина, равная отношению прибыли к кап.вложениям, устанавливается для конкретной сферы деятельности; обычно составляет 0.1–0.2, что соответствует срокам окупаемости кап.вложений 5–10 лет).
Для нашего семейного предприятия нкэ пусть будут 0.12, тогда годовой экономический эффект составит: 4,3 – (0.12*3,78) = 3.85 млн. руб, то есть данное предприятие чрезвычайно прибыльное.

Совет 2: Как посчитать экономическую эффективность

Экономическая эффективность – показатель соотношения суммарных полезных конечных результатов деятельности к сумме ресурсов, затраченных для достижения этого результата. Выражается в абсолютном денежном выражении, или в относительных единицах.
Инструкция
1
Для расчета экономической эффективности вам необходимо определиться, что в расчете является конечным результатом и по отношению к каким затратам вы собираетесь его рассчитывать. Пусть для примера будет предприятие, которое выпускает пельмени ручной лепки.
2
Полезный продукт – это прямой результат деятельности, в нашем случае только пельмени. Пусть за месяц выпущено этих пельменей общей стоимостью 2 000 000 (два миллиона) рублей. Прямые затраты на производство полезного продукта – это, во-первых, заработная плата сотрудников за этот месяц, причем, только тех, кто непосредственно занят в производстве. Положим, 5 человек замешивают тесто (зарплата каждого 15 тысяч рублей), 5 человек готовят фарш (та же зарплата), 20 человек лепят (зарплата каждого 25 тыс.руб), 3 человека на упаковке (зарплата 15000 руб). Итого (15*15000 + 20*25000) = 725000 руб. Сюда же – налоги на фонд заработной платы положим 36%, то есть 261 000 руб.К прямым затратам относится общая сумма закупленных продуктов и необходимых для производства (мука, мясо, вода, специи); добавим сюда стоимость упаковочной пленки – положим все в сумме 150 000 руб.
Затраты на обслуживание производства – спецодежда, санобработка, амортизация оборудования и т.д., – еще 75000. Итого все затраты – 1211000 руб.
3
Собственно эффективность подсчитывается следующим образом: из суммы, образующей полезный продукт, вычитаем прямые затраты. 2 000 000 – 1 211 000 = 789 000 руб. Это и есть месячная экономическая эффективность производства пельменей в абсолютном выражении. Считаем теперь относительный показатель эффективности: делим плюсы на минусы и отнимаем единицу = 1.65 – 1 = 0.65, или 65%. Весьма эффективное производство. Следует заметить – это только производство и только одного продукта (пельменей). Положим это производство единственным и вычислим показатель полной экономической эффективности предприятия в целом (его рентабельность).
4
Поскольку иных полезных продуктов нет, придется дополнить затраты.
Менеджмент – пусть будет на этом предприятии директор и главбух с зарплатой по 50 тыс, главный технолог с зарплатой 35 тыс и 10 менеджеров с зарплатой по 15 тыс, итого 185 000 р, с налогами на фонд зарплаты - 251600 руб.
Затраты на складирование, транспорт, накладные расходы, неучтенные нами выше налоги… положим их навскидку в сумме 300 тыс.
Полная сумма расходов – 300+251600=551600 к 1 211000 = 1762600. И как нетрудно подсчитать, рентабельность (полная экономическая эффективность) нашего предприятия равна 0.13 или 13%.

Совет 3: Как определить экономический эффект

Определение экономического эффекта показывает, насколько выгодно осуществлять предприятием ту или иную деятельность. Показатели измеряются в результате разности доходов от деятельности предприятия и расходов, потраченных на ее осуществление. Выявление экономического эффекта важно при реализации инвестиционного проекта.
Инструкция
1
Выберите для себя удобный финансовый метод для расчета экономического эффекта: NPV (Net present value) – чистая приведенная стоимость (другое название - чистый приведенный доход), IRR (Internal rate of return) – внутренняя норма доходности, Payback period – срок окупаемости инвестируемых средств в проекте.
2
Формула расчета NPV приведена ниже:NPV = NCF1/(1+Re)+…+NCFi/(1+Re)I, где
NCF (или FCF – free cash flow) – чистый денежный поток на i-том отрезке планирования;
Re – ставка дисконтирования.
NPV и означает приведенный доход, т.е. доход от проекта, приведенный на данный момент времени, а не на будущий. Если показатель NPV больше нуля, то денежные средства обязательно появятся в результате реализации проекта. Таким образом, NPV показывает целесообразность осуществления той или иной деятельности. Если NPV меньше нуля, забудьте о данном проекте, прибыли он не принесет.
3
Внутренняя норма (ставка) доходности (возвращения инвестиций) (IRR) является абсолютной величиной, в отличие от NPV. Значение IRR – это показатель ставки дисконтирования, при котором показатель NPV равняется нулю. Следовательно, определите внутреннюю ставку доходности по ставке банковского процента, при котором данный проект не получит ни прибыли ни убытков. Для понимания зависимости величины NPV от IRR постройте график. На рисунке видно, при низкой ставке дисконтирования предприятие получает прибыль, при увеличении IRR прибыль предприятия уменьшается.
4
Выявите срок окупаемости вложенных денежных средств по проекту (payback period). Проанализируйте свой проект на ежегодный возврат инвестиций. Максимальный срок окупаемости может быть установлен самим предприятием, главное определите, смогут ли вернуться все затраченные деньги на проект вовремя. Рассчитывая один из приведенных трех показателей, вы не сможете полноценно определить экономический эффект проекта, и только при сопоставлении всех показателей реально получить итоговое заключение по прибыли, рентабельности и сроку окупаемости проекта.
Обратите внимание
Учитывайте, что при расчете NPV совсем не берутся во внимание риски, поэтому при сравнении нескольких проектов с помощью NPV необходимо подсчитывать риски и делать корректировки, дабы определить из всех интересующих проектов тот, который предполагает наиболее желаемый бюджет.
Полезный совет
При помощи абсолютного показателя IRR оцените проекты и сравните их между собой. Благодаря ставке дисконтирования, определяются риски по проекту и сравниваются прибыли с учетом рисков.
Источники:
  • годовой экономический эффект
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500