Совет 1: Как посчитать пропорцию

Пропорция в переводе с латинского языка (proportio) означает соотношение, выравненность частей, то есть равенство двух отношений. Умение вычислять пропорции часто бывает необходимым в бытовых ситуациях.
Как посчитать пропорцию
Инструкция
1
Простой пример, когда необходимо применить знания о решении пропорций: как вычислить 13% от вашей заработной платы – те самые проценты, которые уходят в Пенсионный фонд.
2
Напишите две строчки пропорции. В первой укажите общую сумму зарплаты, которая представляет собой 100%, то есть, например, 15 000 (рублей) = 100%.
3
Строчкой ниже обозначьте ту сумму, которую нужно вычислить, знаком «Х», который равен 13%, то есть Х = 13%.
4
Основное свойство пропорции звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов. Это значит, что если вы помножите 15 000 на 13, то полученное число будет равняться значению Х, помноженному на 100. То есть перемножая члены пропорции крест накрест, вы получите одинаковое значение.
5
Чтобы вычислить, чему равен в конечном итоге Х, умножьте 15 000 на 13 и разделите на 100. У вас получится, что 13 процентов от вашей зарплаты составляет 1950 рублей, таким образом, на руки вы получаете 15 000 – 1950 = 13 050 рублей чистой зарплаты.
6
Если вам нужно взять для пирога 100 граммов сахарной пудры, а вы знаете, что в одном граненом стакане помещается 140 граммов, составьте следующую пропорцию:

100 = Х

140 = 1
7
Подсчитайте, чему равен Х.

Х = 100 х 1 / 140 = 0,7

То есть вам понадобится 0,7 стакана сахарной пудры.
8
Бывает, что нужно вычислить целое, зная только процентную часть. Например, вы знаете, что 21 человек на предприятии, а это 5% от общего количества сотрудников, имеют среднее специальное образование. Составьте пропорцию, чтобы вычислить общее количество сотрудников: Х (человек) = 100%, 21 = 5%. 21 х 100 / 5 = 420 человек.
9
Таким образом, записав в две строки имеющиеся данные, значение неизвестного члена нужно находить так: помножьте между собой те члены пропорции, которые оказываются рядом и сверху неизвестного и разделите полученное число на значение, которое находится по диагонали от неизвестного.

А=Б

С=Д

А = Б х С / Д; Б = А х Д / С; С = А х Д / Б; Д = С х Б / А
Источники:
  • как применять пропорцию

Совет 2 : Как вычислить пропорцию

Что представляет собой пропорция? С математической точки зрения, пропорция – это равенство двух отношений. Все части пропорции являются взаимозависимыми, а их результат неизменен.
Как вычислить пропорцию
Вам понадобится
  • - Учебник алгебры за 7 класс.
Инструкция
1
Числа, которые находятся по краям равенства, называются крайними. Соответственно, те, что находятся в середине – средними. Основным свойством пропорции является то, что крайние и средние части равенства можно перемножать между собой. Возьмите пропорцию 6:3=8:4. Перемножьте между собой крайние части, получится 6*4=24, произведение средних частей тоже будет равным 24. Отсюда вывод: произведение одних частей пропорции должно быть равно произведению других частей (крайние = средние).
2
Возьмите это свойство пропорции на вооружение, вычислите неизвестный член уравнения x:4=15:3. Для того, чтобы найти неизвестную часть пропорции, воспользуйтесь правилом равнозначности крайних и средних частей. Запишите это уравнение так: x*3=4*15. Решив это уравнение, вы получите верную пропорцию.
3
Если пропорция состоит из больших или дробных чисел, ее можно упростить. Уменьшите оба члена отношения на одинаковое число раз. Чтобы не произошло нарушения пропорции, сделайте так: 40:10=60:15. Увеличьте оба члена отношения в три раза (120:30=60:15) или уменьшите части второго отношения (40:10=12:3). Обе пропорции будут правильными.
4
Увеличивайте или уменьшайте пропорции только в одинаковое количество раз. Получив упрощенные преобразование, вы освобождаете пропорцию от дробных членов и упрощаете уравнение. Возьмите пример: 200:25=56:х. Чтобы не выполнять вычисление с большими числами, разделите их на одно и то же число. Если за это число взять 25, уравнение примет следующий вид: 8:1=56:х. Неизвестную часть этой пропорции можно определить в уме, не прибегая к сложным вычислениям.
5
Части пропорций можно переставлять. Возьмите пропорцию 3:5=12:20. Переставьте крайние части (20:5=12:3), возможна и одновременная перестановка всех частей (20:12=5:3). Все пропорции будут верными. Так из одной пропорции вы получите несколько, и все они будут правильными.
Обратите внимание
Перестановка частей пропорций местами удобна при решении задач.
Полезный совет
Основное свойство всех пропорций: ab = bc.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500