Совет 1: Как содержать кроликов

Всякий, кто решил взяться за выращивание кроликов, должен понять, что конечные результаты его труда будут зависеть в большой степени от создания благоприятных условий содержания животных. Вникнув в особенности жизни этих животных, ознакомившись с приемами ухода и правилами содержания, каждый новичок сможет достичь успехов в их разведении.

Инструкция
1
В настоящее время используется множество методов содержания кроликов, среди них, такие как загонный, клеточный, полу вольный. Наиболее распространенным методом является содержание кроликов в клетках, так как он позволяет более качественно вести работу по отбору и разведению кроликов, препятствовать возникновению болезней.

На сегодняшний день во всем мире насчитывается более 60 пород кроликов. Однако не все они имеют хозяйственную ценность. У начинающих кролиководов наиболее распространенной считается порода серый и белый великан, шиншилла и др. Отличительной чертой этой породы, является ее размеры, до 60 см в длину и до 5 кг живого веса, молодняк развивается интенсивно. Они неприхотливы в содержании, выносливы.
Кролик породы Серый великан.
2
Прежде всего, надо определить место для размещения клеток. Участок следует выбрать сухой, на возвышенности, подальше от болот. Влажность, при которой кролики чувствуют себя комфортно, составляет 60-70%. Особенно кроликам вредны сквозняки и сырость.

Кролики потребляют повышенное количество кислорода. Они не переносят жару. Влияние солнечных лучей может вызвать у них тепловые удары. Но они устойчивы к низким температурам, приспособлены проводить зиму вне помещений, хотя к такому содержанию требуется относиться с осторожностью.

Клетки можно строить из теса и металлической сетки. Делать их предпочтительнее блоками, в каждом блоке по две клетки. Перегородкой между клетками служит кормушка для травы и сена, из металлической сетки.

Каждая клетка представляет собой два отделения, гнездовое и кормовое, которые разделяются деревянной перегородкой с лазом 20 на 20см.

Для гнездового отделения отводится 40 см, а для кормового 60 см ширины клетки. Гнездовое отделение делается сплошным, а кормовое — из оцинкованной сетки с размером ячеек 16-18 мм, толщиной проволоки 2 мм. Иногда, сетку заменяют рейками из дерева твердых пород, с промежутками между ними 1-2 см. Кормушка и поилка крепятся в кормовом отсеке на переднюю стенку. Кормушки для комбинированных кормов и корнеплодов, а также поилки принято делать на фасадной стороне клетки. Кормушки делают 50-60 см длиной. Крепят их так, чтобы после загрузки кормов, она сама откидывалась вовнутрь клетки и ее внешняя сторона прилегала к фасадной стенке.

Крыша делается односкатная с наклоном 15°, покрывается рубероидом, с козырьком 30 см для защиты от солнца, дождя и снега. Клетки устанавливаются на высоте 0,7 м от земли.
Вариант расположения клеток для кроликов.
3
Клетки должны быть сориентированы так, чтобы препятствовать воздействию на животных прямых лучей солнца. В основном клетки стараются развернуть на запад или восток фасадом.

Кролиководы, как правило, предпочитают выращивать животных в клетках направленных фасадами друг на друга, что позволяет в зимнее время, без особых усилий, соорудить над клетками двухскатную крышу, а бока закрыть деревянными щитами.

Также применяют и комбинированное содержание, когда на зиму клетки переносят в сарай, это особенно актуально, когда окрол кроликов приходится на зимний период. Всесезонное пребывание на свежем воздухе благоприятно сказывается на животных, они становятся более устойчивыми к заболеваниям, их шерсть становится более густой и блестящей.
Кролик породы Бабочка.
4
Кролиководство является отраслью, с быстро наращиваемым объемом конечной продукции и заслуживает должного внимания. От воспроизводства кроликов люди получают продукцию, пользующуюся постоянным спросом. Шкурки применяют для пошива меховых изделий. Мясо кроликов, является вкусным диетическим продуктом, содержит высокое количество белка. Его достоинства позволяют рекомендовать к употреблению в пищу людям умственного труда, пожилого возраста, детям, людям с болезнями желудочно-кишечного тракта, сердечными и иными заболеваниями.
Кролик породы Венский голубой.

Совет 2: Как растить кроликов

Кролиководство является одной из ведущих отраслей, в которой наблюдается быстрый рост продукции, при этом не требует больших материальных вложений. Кролик – это не только два килограмма легкоусвояемого диетического мяса, но и ценный мех, который востребован производителями головных уборов, шуб и воротников. Так как же правильно растить кроликов и ухаживать за ними?
Инструкция
1
В фермерских и личных подсобных хозяйствах рекомендуется содержать кроликов исключительно в клетках. При такой системе можно осуществлять профилактические мероприятия, экономно расходовать корма и эффективно лечить животных. В зависимости от климатических условий установите клетки на открытых площадках или в помещении. В теплое время года держите кроликов на открытом воздухе, зимой – в помещении. Данный способ содержания называется комбинированный.
2
При размещении клеток учитывайте тот момент, что крольчихи очень плохо переносят сквозняки и сырость. Влажность воздуха не должна превышать 50%. Обеспечьте чистоту воздуха и достаточную освещенность. Продолжительность светового дня должна составлять не менее 8-10 часов, но не более 16 часов в сутки.
3
Качество шкурок самцов значительно снижается при групповом содержании молодняка. Если в вашем хозяйстве не имеется достаточного количества клеток для содержания кроликов индивидуально, самок можно содержать группами, а самцов следует рассадить по одному.
4
Кормушки для корнеплодов и концентрированных кормов, а также поилки было бы целесообразно сделать встроенными в фасадную часть клетки, это облегчит уход за кроликами. Для скармливания гранул и зерна используйте бункерные самокормушки, закладывайте в них корм один раз в сутки. В качестве емкости для воды используйте обычную бутылку, которую следует наполнить водой и соединить с поилкой резиновой трубочкой.
5
Сделайте в кормовом отделении сетчатые или реечные полы, чтобы кал не скапливался в клетке, а проваливался вниз. Организуйте в клетке зону отдыха или гнездо со сплошным полом, где можно укрыться от посторонних глаз.
6
Основным кормом для кроликов являются корнеплоды, трава и сено. Эти животные очень чувствительны к малейшим отклонениям в качестве пищи. Корнеплоды перед подачей тщательно мойте и измельчайте, давайте сырыми. Картофель давайте в вареном виде в смеси с сыпучими кормами. Основной источник витаминов зимой и ранней весной – силос, который с успехом используется для кормления кроликов.
7
В четырехмесячном возрасте самок можно пускать в случку, именно в этом возрасте они достигают половой зрелости. Дл самок нужны клетки уже со встроенными гнездами, в которых появится новое потомство. Крольчихи за один окрол могут родить до четырнадцати крольчат, поэтому следует заранее рассчитать площадь клетки. Мать кормит крольчат в течение месяца, затем используйте для их пропитания хлебные корочки вперемешку с вареным картофелем и комбикормом, давайте также сено или траву.
Видео по теме

Совет 3: Как выращивать кроликов

Разведение кроликов в домашних условиях становится все более популярным. Благодаря их высокой плодовитости при малых затратах можно получать в год приличный доход от продажи молодняка, мяса и шкурок.
Инструкция
1
Для начала нужно сделать клетки и выбрать хорошее место под их размещение. Это может быть сарай или навес, главное, чтобы не было ветра. Клетки можно купить или сделать самому из досок, толстой фанеры, металлической сетки. Клетка для кролика среднего размера делается следующих размеров: 90 см – длина, 60 см – ширина, 45 см – высота. Для крольчих предусматривают гнездовое отделение.
2
Покупать кроликов лучше у проверенных кролиководов-частников или на кроличьих фермах. От рынка лучше отказаться, там можно приобрести больных и некачественных животных, от которых хорошего потомства получить нельзя.
3
Кормить кроликов несложно. Основой рациона является сено. Оно должно быть зеленое и не грубое. Сено лучше заготавливать самому, так можно проследить, чтобы в него случайно не попали ядовитые растения. Летом кроликов кормят подвяленной травой. Рацион кроликов обязательно содержит зерно. Это может быть пшеница, овес, ячмень. Дополнительно дают корнеплоды, минеральные соли, обязательно наливают в поилку свежую воду. Кормят кроликов два раза в день.
4
Крольчихи могут быть случены в возрасте 5-7 месяцев. Самцов в случку допускают с 6 месяцев. Животные должны быть не зажиревшими, особенно это касается самок. Сукрольная крольчиха вынашивает крольчат 30 дней, могут быть колебания в 1-2 дня. Окрол кроликов происходит быстро, обычно в ночное время.
5
Крольчата появляются на свет совершенно голыми и слепыми. Нужно проследить, чтобы в гнезде не остались трупики. Делать это надо очень осторожно, руки не должны иметь посторонних запахов, лучше натереть их пометом самки. Мать не сидит постоянно со своими детенышами. Она периодически посещает гнездовое отделение, раскапывает пух, кормит крольчат и снова закапывает их.
6
Открывают крольчата глаза на 10-14 день, быстро растут, с 17-дневного возраста начинают покидать гнездо и кормиться вместе с матерью. Месячных крольчат отсаживают в клетку для молодняка, а крольчиху снова случают.
7
Молодняк усиленно кормят, при достижении 3-4 месяцев кролики готовы к забою. Но, если выращиваются мясо-шкурковые породы, то забивают кроликов исходя их степени окончания линьки.
Обратите внимание
Летом скармливайте зелень топинамбура, зимой - сами груши. Хочу сказать и о том, что в наших луговых травах не всегда бывает достаточное количество питательных веществ, поэтому сено из них зачастую получается бедным. Если есть возможность, выращивайте амарант, это самая питательная зелень для кроликов.
Полезный совет
Выращивание кроликов в яме – это один из удобных и практичных способов их выращивания. Такой метод используют в местах, где низко расположены грунтовые воды, в деревне или на дачном участке.  Также кроликов можно выращивать в погребе и в подвале. В подвале та же схема – обмуровывается определенная часть площади и делается норка.

Совет 4: Как содержать кроликов на даче

На даче вполне можно содержать кроликов. Для этого необходимо знать, какие породы предпочтительнее, чем кормить, как ухаживать за животными. Кролики не занимают много места. Им достаточно выделить часть сарая и устроить место для выгула. Можно их содержать в специально оборудованной яме.
Инструкция
1
Если вы хотите, чтобы ваши подопечные выросли крупными и дали красивый мех, то приобретите крольчат породы: ризен; бельгийский, серый, белый великан; калифорнийский; шиншилла.
2
Содержать кроликов можно в вольерах, клетках или ямах. Последний способ самый малозатратный. Главное, чтобы уровень грунтовых вод был низким, иначе норку животных может затопить. В ямах лучше содержать среднерослые породы кролей.
3
Разметьте участок 2х2 метра. Выройте лопатой углубление в 1 метр. Выше уровня пола на 25 сантиметров наметьте небольшое углубление в стене. В этом месте кролики будут рыть себе нору. Чтобы их было легко отлавливать, сделайте заслонку для нее. Всю остальную часть стен укрепите. Поставьте, например, листы шифера и зафиксируйте их при помощи железных прутов. Тогда земля не будет обваливаться, и кроли не смогут рыть другие отверстия в стенах.
4
Наверху ямы прикрепите прочную сетку. Она защитит животных от хищников и помешает кроликам выбраться наружу. Сделаете из бруса каркас горизонтальной двери, обтяните ее рабицей. Обязательно установите крышу, чтобы в яму не проникали осадки. Положите подстилку из травы и сена. Периодически выгребайте навоз при помощи совковой лопаты.
5
Вольерное содержание хорошо тем, что у животных есть много места для выгула. Огородите участок земли сплошным забором. На глубину 60 см вертикально вкопайте железную сетку или шифер, чтобы кролики не смогли сделать подкоп и убежать. Внутри или с краю вольера соорудите сарай для кроликов. Пол можно оставить земляным, но класть на него подстилку из сена, соломы необходимо. Стены сделайте каркасно-щитовыми. Если вы хотите содержать на даче кроликов и в зимний период, то обязательно утеплите жилище.
6
В настоящее время большой популярностью пользуется содержание кроликов в шедах. Они представляют собой несколько клеток, поставленных в ряд. Обычно – в 2 этажа. Клетки можно разместить в сарае, оставив проход.
7
Кормите кроликов сеном, травой, комбикормом, овсом. Особенно полезно этим животным сено из люцерны и тимофеевки. На даче вы можете выращивать для животных морковку, листья салата. Они с удовольствием лакомятся свекольной, морковной ботвой. Капусту им можно в небольших количествах, а вот фасоль, томаты давать не рекомендуется.
8
Кролики с удовольствием лакомятся ивовыми, рябиновыми, осиновыми и даже сосновыми веточками. В коре этих деревьев находятся антибиотики, которые являются прекрасной профилактикой болезней. К тому же таким образом зверьки точат свои зубы, которые постоянно отрастают.
9
У кроликов всегда должна быть вода. Прикрепите несколько подвесных поилок. Ежедневно меняйте воду на свежую.
Видео по теме
Обратите внимание
Периодически осматривайте стадо, если одно животное заболело – стало вялым, малоподвижным, сразу же изолируйте его и покажите ветеринару.
Полезный совет
Для профилактики заболеваний соблюдайте гигиену содержания, кормления. В рационе кролей должны присутствовать разнообразные корма, богатые минералами и витаминами.

Совет 5: Как содержать декоративных кроликов

Декоративные кролики нравятся и взрослым, и детям, нет равнодушных к ним людей. Они так милы, что даже у самого черствого человека возникает желание непременно забрать маленького ушастого зверька домой. Но не стоит думать, что содержать кроликов в домашних условиях так же просто, как, например, кошек. Для содержания в доме идеально подходят декоративные карликовые кролики. Они неприхотливы, не требуют много места, их даже можно приучить к чистоплотности и к туалету! Приняв решение принести кролика в дом, предварительно ознакомьтесь с некоторыми правилами ухода и содержания этих животных.
Инструкция
1
Пока животное не привыкло к людям, обращайтесь с ним предельно осторожно. Детям младше 7-8 лет не стоит доверять уход за кроликами.
2
Следите за состоянием зубов и когтей питомца. Кладите в клетку ветки деревьев, а ногти подстригайте специальными щипцами.
3
Клетка для кролика должна быть достаточно просторной, поставьте там два лотка для туалета и автоматическую поилку (обычную кролики часто опрокидывают). Берегите животное от сквозняков и прямых солнечных лучей. Раз в неделю жилище кролика нужно мыть, лотки же стоит дезинфицировать после каждого применения.
4
Периодически выпускайте кролика «погулять» и размяться, ведь в дикой природе животные активно двигаются.
5
Обеспечьте питомца чистой свежей водой и сеном. Предлагая кролику новые овощи и фрукты, учтите, эти животные очень чувствительны к пестицидам. Не кормите ушастого зверька мокрой травой и сеном, это может вызвать вздутие живота, что очень опасно для здоровья кроликов.
6
Раз в три месяца делайте профилактику внутренних и внешних паразитов, а для защиты от опасных заболеваний делайте специальные прививки. Желательно в этом случае обращаться в сертифицированную ветеринарную клинику.
7
Купать кролика не рекомендуется, однако, в некоторых случаях можно помыть лапки. Если же есть необходимость вымыть кролика целиком, старайтесь не замочить ушки, а после купания тщательно высушите животное.
Обратите внимание
Если в квартире живет собака или другое крупное животное, тщательно обдумайте, стоит ли заводить декоративного хрупкого кролика. Охотничий инстинкт животного, намного большего размерами, чем кролик, может проснуться в любой момент.
Полезный совет
Кролики живут от 5 до 7 лет, при условии, что им созданы подходящие условия для жизни. Обеспечьте животное правильным питанием и уходом, и верный друг будет радовать вас своим присутствием долгие годы.
Как содержать кролика в домашних условиях
Связанная статья
Источники:
  • Кролики. в 2017

Совет 6: Преимущества вольерного содержания кроликов

Я живу в частном доме, поэтому держу разную скотину. Особенно мне нравятся кролики. Это самые чистые и милые существа. Чтобы животные были здоровы, за ними нужно осуществлять правильный уход.
Вам понадобится
  • - кролики,
  • - вольеры,
  • - солома.
Инструкция
1
Вольерное содержание кроликов, на мой взгляд, намного выгоднее клеточного. Зверьки в больших огороженных пространствах больше двигаются, а потому растут здоровыми и крепкими. Задавать корм кроликам удобнее, когда они вместе, да и чистить вольер легче.
2
Окролившихся маток разумнее содержать в одном вольере. Не придется беспокоиться, если у одной из них окажется недостаточно молока - ее детей покормит другая самка. Когда матки вместе, они не делят крольчат на своих и чужих.
3
И после надо предусмотреть все так, чтобы животные росли вместе. Тогда между ними не будет драк. Однако подросших самцов следует отделять, не то они покроют родственных им самок.
4
Вольеры я делаю размером 5x4 м. В каждом держу по 25 молодых кроликов, по 5 маток с крольчатами или по 10 взрослых самок, к которым подсаживаю на время случки одного самца.
5
Нужно также сделать гнезда для животных - утепленные ящики с откидной крышкой, наполненные соломой. Для молодняка гнезда можно делать групповые, для взрослых кроликов - отдельные. А чтобы избежать подкопов, пол в вольере лучше забетонировать.
Видео по теме

Совет 7: Чем кормить кроликов

Питание кроликов имеет две особенности. Во-первых, им нужно давать много жесткой пищи, т.к. эти зверьки относятся к семейству грызунов, они должны стачивать зубы. Во-вторых, они едят очень много, т.к. достаточно подвижны. И в их клетке постоянно должен находиться корм.

И декоративных, и обычных кроликов кормят практически одинаково. Разница только в количестве корма. Если мясные породы могут съесть за день чуть более ста граммов комбикорма, то домашние питомцы ограничиваются максимум половиной этого веса. Кролики едят часто (до 80 раз за день), поэтому в кормушке всегда должно быть свежее сено. Именно оно составляет основу их рациона. У кроликов нет мышц, которые перистальтируют, а сено как раз является такой пищей, которая помогает работе кишечника. Т.е. если кролики не будут ежедневно есть сено, у них могут начаться проблемы с пищеварительной и выделительной системами.

Сено должно быть зеленого цвета, с большим количеством листьев. Оно должно быть сухим, а не влажным. Весной и летом нужно также давать свежую траву и листья. Например, крапиву, одуванчики, клевер, подорожник, листья осины, рябины, липы. Но трава (свежая и сушеная) не должна составлять весь рацион зверей, особенно молодых, т.к. из-за этого они могут остановиться в развитии.

Кроликам также нужно давать фрукты, овощи и корнеплоды: картофель, тыкву, яблоки, свеклу, морковь (в принципе, можно давать только их очистки). Перед тем как дать питомцу еду, тщательно ее промойте и высушите. Пыль и земля могут нанести вред пищеварительной системе грызунов. Также кроликам обязательно нужно давать концентрированные корма: горох, овес, кукурузу, чечевицу, отруби, комбикорм. Перед кормлением замочите продукты на 10 минут в воде. Несколько раз в неделю питомцам можно давать молочные продукты: простоквашу, молоко, обрат. Чтобы животное не болело, добавляйте в пищу витамины и минеральные корма, а также соль и мел.

Регулярно давайте кроликам молодую кору деревьев: рябины, дуба, ивы, липы. Именно эта еда поможет им сточить зубы. Декоративным зверям также можно давать немного специального корма. Перед его приобретением прочитайте на упаковке состав смеси. Качественный продукт должен содержать около 20% неочищенного волокна, 15% белка и максимум 1% жира.

Совет 8: Как завести кроликов

Содержание кроликов – дело не такое уж и сложное, это под силу людям любого возраста. Но необходимо вооружиться специальными знаниями и понять, что ушастым зверькам понадобится ваше внимание, забота, тщательный уход. Также следует помнить, что кролики – стадные животные, им нужно общение с себе подобными. Что еще потребуется для кроликов?
Инструкция
1
Первым делом необходимо приобрести подходящий домик. Кроличьи клетки бывают разные - односекционные, двухсекционные, с сетчатыми и реечными полами – на любой вкус. Но самая надежная конструкция – наиболее простая: из обычной фанеры и дощечек от деревянных ящиков. Соорудить такую можно самостоятельно. Устанавливают ее на высоте 70-80 сантиметров от земли.
2
Длина клетки для одного животного должна составлять примерно метр, ширина – 50-60 сантиметров, высота - 35-40 сантиметров. Одна из длинных стенок обязательно должна быть с сетчатой дверкой, клетку надо разделить перегородкой на два отсека – кормовой и гнездо. В перегородке следует сделать лаз размером 20 на 20 сантиметров. Пол нужно настелить с маленьким наклоном к задней стенке. Чтобы было легче убирать кроличий домик, лучше поставить вниз поддон. Также внутри должны присутствовать 2 кормушки - для сыпучих кормов и сена, поилка. Крышу следует покрыть поверх досок рубероидом или толем, другим непромокаемым материалом.
3
Когда клетка готова, можно покупать инвентарь для ухода за кроликами – веник из березы, совок, скребок, ведро с крышкой. Неплохо обзавестись и сетчатой переноской, в нее кроликов можно отсаживать во время уборки.
4
Крольчатник ставят в сарае или на улице, но обязательно там, где нет сильного ветра и сухо. Если животных планируется содержать и зимой, надо подготовить для них утепленное помещение, куда клетки будут переноситься во время холодов.
5
Кормить кроликов можно различной пищей – зеленой, сочной, грубой, концентрированными кормами и пищей животного происхождения, комбикормами, витаминными и минеральными добавками. Лучше все это давать в комплексе. Корма следует правильно готовить перед раздачей.
6
Так, сухое зерно измельчают и увлажняют, затем включают в состав мешанок. Кукурузу и бобовые замачивают на срок от 8 до 24 часов. Зелень не дают в неограниченном количестве, а дозируют, свежее зерно проращивают, клубни промывают. Кролики хорошо едят сено, ветки липы, груши, яблони, осины, акации. Необходимы в их рационе ягоды рябины, желуди. Можно давать также остатки каш, макароны, хлеб.
Видео по теме

Совет 9: Когда нужно спаривать кроликов

Если вы содержите кроликов для племенного разведения или просто внимательно следите за тем, чтобы крольчихи приносили потомство хорошего качества и высокой жизнеспособностью, сроки случки следует обязательно контролировать.

Признаки охоты у кроликов

Содержать самцов и самок следует отдельно. Именно поэтому очень важно не упустить момент, когда самка будет готова к оплодотворению и именно тогда подсадить ее к самцу для случки. Период охоты у самок наступает каждые девять дней. Продолжительность его составляет около пяти суток. Чаще всего самку в охоте можно легко выявить по поведению. Животные становятся беспокойными, теряют аппетит, начинают тереться о клетку или выщипывать у себя шерсть.

Если самку в охоте подсадить к самцу, она примет его благосклонно и не прогонит. Бывает и такое, что охота проходит у крольчих без каких-либо внешних симптомов. В этом случае следует пользоваться календарным методом. Помните, уже через сутки после окрола самка готова к новому спариванию. Начинайте делать пробное подсаживание самки к самцу с этого периода на протяжении 4-5 дней и далее через 9 дней.

Здоровое потомство

Если вы хотите, чтобы помет был не только регулярным, но еще и жизнеспособным, а крольчата росли быстро и хорошо набирали в весе, просто спаривать кроликов недостаточно. К процессу следует подойти с научной точки зрения. Половая зрелось у самки кролика наступает уже в возрасте трех месяцев, однако, если случку проводить уже в это время, выносить крольчат она, скорее всего, не сможет. Либо же помет будет слабым или нежизнеспособным. Оптимальное время для проведения первой случки у самок – 4,5-5 месяцев. В этом возрасте они уже достаточно сильны и готовы к тому, чтобы выносить сильных здоровых крольчат.

Учитывайте также, что первый приплод самки всегда будет не очень высокого качества, с каждым же последующим жизнеспособность крольчат будет повышаться. Многие кролиководы утверждают, что самый оптимальный возраст самки для получения приплода, идеального во всех отношениях – год. В это время животное не только полностью сформировалось и достигло своей необходимой массы, но и в состоянии вырабатывать больше молока, что позволит лучше выкормить крольчат.

Проверка крольчих

Непосредственно перед спариванием следует обязательно осмотреть животных, которых вы планируете пускать в случку. Начинать этот увлекательный для кроликов процесс следует только в том случае, если все отобранные животные здоровы и соответствуют вашим запросам по качеству потомства. Нельзя спаривать крольчих, больных маститом или недавно переболевших им. Также не допускаются животные, больные чесоткой или ринитом.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500