Совет 1: Как написать заявление о неполном рабочем дне

Установить неполную рабочую неделю или день можно при трудоустройстве сотрудника и оформление трудового договора. В частности, договор о совместительстве предполагает неполное рабочее время. Также уменьшить количество рабочего времени можно по заявлению сотрудника в связи с определенными причинами. Каждое заявление рассматривается работодателем в индивидуальном порядке, но некоторым категориям работников отказать не имеют права в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Вам понадобится
  • - заявление в двух экземплярах;
  • - дополнительное соглашение или дополнение к трудовому договору;
  • - приказ.
Инструкция
1
В соответствии со статьей 93 ТК РФ работодатель не может отказать в сокращении рабочего дня или рабочей недели беременным женщинам, одиноким матерям, отцам, опекунам, попечителям, которые имеют ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, несовершеннолетним сотрудникам. Сократить рабочее время или рабочую неделю следует по просьбе сотрудника-инвалида первой и второй группы, по просьбе работника, ухаживающего за тяжелобольным родственникам при предъявлении справки от врача. Со всеми остальными категориями – только по взаимному согласию.
2
Работа по неполному дню или сокращенной неделе должна быть соответствующим образом оформлена. От сотрудника нужно получить заявление в двух экземплярах, на которых ставит свою резолюцию работодатель. Один экземпляр остается у работодателя, другой – у сотрудника.
3
В заявление следует указать на свою просьбу, сослаться на статью 93 или 92 ТК. Также пишется срок предоставления сокращенного рабочего дня или недели. Неполное рабочее время может быть установлено на определенный срок или бессрочно, а также может быть установлен сокращенный рабочий день и дополнительно сокращенная рабочая неделя.
4
На основании заявления работодатель обязан составить дополнительное соглашение к трудовому договору, выпустить приказ, в котором сослаться на дополнительное соглашение. В трудовую книжку не вносится запись о сокращениях трудового дня или недели. Пометка производится только в личной карточке сотрудника. Производить оплату следует исходя из фактически отработанного времени или согласно выработке (ст.93 часть 3)
5
Часть 3 этой же статьи определяет, что сокращенное рабочее время никак не отражается на очередном оплачиваемом отпуске, на выходных и праздничных днях. Однако сотрудник не имеет право на получение досрочной льготной пенсии, так как эта льгота может быть предоставлена только в условиях полного рабочего времени (Постановление Правительства 516, Федеральный закон 27, 28).

Совет 2: Как сократить рабочую неделю

Режим сокращенной рабочей недели или сокращенного рабочего дня по инициативе работодателя можно ввести согласно статье 74 ТК РФ. Такое предусмотрено в случаях тяжелого финансового или экономического положения предприятия во избежание закрытия производства. Но вводить сокращения во времени необходимо в соответствии с правилами закона и на срок не более 6 месяцев.
Вам понадобится
  • - письменное предупреждение за два месяца;
  • - приказ свободной формы;
  • - дополнительное соглашение к трудовому договору;
  • - письменное предложение другой работы (если сотрудник не согласен на работу в новых условиях);
  • - выплата компенсации за 2 недели (если сотрудник увольняется из-за изменений).
Инструкция
1
Сокращение рабочей недели или времени влечет за собой сокращение денежного вознаграждения за выполненный труд. Расчет зарплаты в связи с изменениями должен осуществляться в соответствии со статьей 93 ТК РФ и рассчитываться пропорционально отработанному времени или выполненным работам.
2
Для оформления сокращения рабочей недели или рабочего времени работодатель обязан предупредить всех сотрудников в письменной форме за 2 месяца до введения новых условий (статья 74 ч.2 ТК РФ). Каждый сотрудник обязан дать согласие или несогласие с новым режимом и, как следствие, с изменениями в оплате труда.
3
Если сотрудник согласен работать по новому режиму и за меньшую зарплату, то работодатель выпускает приказ об изменениях. Приказ оформляется в свободной форме, так как унифицированного варианта данного документа не существует (статья 9 п.2 Федерального закона 129-Ф3 от 21.11.96.). В приказе следует указать порядок изменений, количество рабочих часов, о сокращение смены или рабочего дня, дату начала нового порядка и сроки окончания сокращений во времени.
4
После выпуска приказа следует ознакомить с ним сотрудника. Составить дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием всех пунктов, по которым условия труда и оплаты изменены.
5
Если сотрудник не согласен работать в режиме неполного рабочего времени и по новой форме оплаты труда, то работодатель обязан письменно предложить работу в данной местности. Если такой работы нет, сотрудник имеет право уволиться. В этом случае работодатель должен выплатить пособие за две недели в размере среднего заработка (статья 139, 178 ТК РФ).
6
Сокращение рабочей недели или рабочего времени не влечет за собой сокращение отпуска или уменьшение количества оплачиваемых дней компенсации за отпуск во время увольнения (положение 922 п.12).
Источники:
  • сокращение рабочей недели

Совет 3: Как оформить неполное рабочее время

Иногда руководители организаций вынуждены применять неполное рабочее время в отношении своих сотрудников. Согласно Трудовому кодексу, некоторые категории работников вправе требовать сокращение рабочего дня. К таким относят: беременных женщин, опекунов (попечителей), имеющих на иждивении ребенка до 14 лет и прочих граждан. Чтобы не было проблем с трудовой инспекцией, необходимо правильно документально оформить неполное рабочее время.
Инструкция
1
Перед тем как перевести сотрудника на неполное рабочее время, сообщите ему об этом в письменном виде. Сделайте это с помощью приказа, где он даст согласие, поставив свою подпись, или же примените обычное уведомление. Второй способ, кстати, наиболее удобный как для работы кадрового персонала, так и для проверки трудовой инспекцией. Учтите, что сделать это надо не позднее двух месяцев до введения приказа в действие.
2
В случае согласия работника издайте приказ (если сообщение о неполном рабочем времени составлялось в виде уведомления), в котором пропишите причину этой процедуры, например, в связи с финансовыми трудностями организации.
3
После этого внесите изменения в трудовой договор, это делается с помощью составления дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами. Этот документ составьте в двойном экземпляре, один из которых останется у вас, второй передайте сотруднику.
4
Затем составьте приказ об изменении штатного расписания, в котором укажите причину. В конце поменяйте само штатное расписание. Также в некоторых случаях составляйте новый график работы, который прикрепляется в личное дело сотрудника. Это целесообразно применять в том случае, если вы точно знаете часы работы сотрудника, например, при совмещении работы с учебой.
5
Заработную плату данному сотруднику, работающему неполное рабочее время, начисляйте пропорционально отработанным дням.
6
Если же вы изначально принимаете сотрудника на неполное рабочее время, но имеете возможность оплатить полную тарифную ставку, то вы вправе нанять еще одного сотрудника на данную должность, а в штатном расписании укажите это. Такое применяется, например, в случае приема на работу беременных женщин.
7
В этом случае также составьте приказ, только уже о трудоустройстве, где обязательно пропишите эти условия. В трудовом договоре также укажите, что сотрудник нанимается не на полную ставку.

Совет 4: Как написать заявление о досрочной пенсии

По закону мужчины начинают получать трудовую пенсию в шестьдесят, а женщины - в пятьдесят пять лет. Тем не менее, существуют ситуации, когда человек имеет право уйти на пенсию раньше. Для этого в том числе необходимо написать специальное заявление в Пенсионный фонд.
Вам понадобится
  • - паспорт;
  • - трудовая книжка;
  • - справка о доходах за пять лет.
Инструкция
1
Уточните, относитесь ли вы к одной из категорий людей, которые имеют право выходить на досрочную пенсию. К ним относятся граждане, которые работают на вредном или особо физически тяжелом производстве, а также моряки, водители общественного транспорта, летчики, спасатели, некоторые категории преподавателей, работники пенитенциарных учреждений - следственных изоляторов и тюрем, врачи, медсестры, балетные танцоры и ряд других профессий. Также досрочно пенсию могут получить, вне зависимости от профессии, матери пяти и более детей, люди, долго проработавшие на Крайнем Севере и некоторые категории инвалидов. Возраст, в котором можно уйти на пенсию досрочно, зависит от конкретной должности и стажа работы. Эту информацию можно получить на сайте Пенсионного фонда.
2
Если вы соответствуете требованиям, подайте заявление на назначение пенсии. Процедура в этом случае та же, что и при подаче документов на оформление пенсии в обычный срок, придется только дополнить досье документами, подтверждающими ваши права на досрочную пенсию - трудовую книжку с информацией о вашем трудовом стаже, дающим право на эту пенсию, свидетельства о рождении детей для многодетной матери или заключение медицинской комиссии о трудоспособности в случае досрочной пенсии для инвалидов. Обратитесь со всеми бумагами в территориальный отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации или фактического проживания и напишите заявление на назначение вам пенсии.
3
Ваше заявление будет рассматриваться не более десяти дней. Если это окажется необходимым, предоставьте дополнительные документы, которые может потребовать Пенсионный фонд. Если все бумаги в порядке, то пенсия будет вам начисляться с первого числа того месяца, в котором вы обратились за ее оформлением.

Совет 5: Как оплачивать неполный рабочий день

Согласно статье 93 ТК РФ неполное рабочее время можно установить при приеме на работу или во время действия трудового договора. Неполное время может использоваться, как сокращенный рабочий день или неполная рабочая неделя. Заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени, исходя из оклада, тарифной ставки или от выработки.
Вам понадобится
  • - калькулятор или программа «1С: Зарплата и кадры».
Инструкция
1
Если сотрудник работает в режиме неполного рабочего времени с сокращенным рабочим днем или неделей и у него установлен оклад, то производите начисление пропорционально отработанному времени. Для этого разделите оклад на количество рабочих часов, установленных статьей 91 ТК РФ, в которой указано, что рабочая неделя составляет 40 часов. Полученную цифру умножьте на фактически отработанное количество часов, прибавьте премию, поощрение или вознаграждение, районный коэффициент, отнимите подоходный налог и авансовые выплаты. Оставшаяся цифра будет суммой оплаты за работу в текущем расчетном месяце.
2
Если у сотрудника установлена почасовая тарифная ставка, то умножьте ее на фактически отработанные часы в расчетном периоде. К полученной цифре прибавьте премию, районный коэффициент, отнимите подоходный налог и авансовые выплаты. Оставшаяся сумма будет оплатой за текущий рабочий месяц.
3
В случае если сотрудник получает заработную плату от выработки, то посчитайте всю заработанную сумму за расчетный период. Для этого стоимость одной единицы выпущенной продукции умножьте на количество, сделанное в расчетном периоде, прибавьте премию, поощрение или вознаграждение, районный коэффициент, если в вашем регионе он начисляется. От полученной цифры отнимите подоходный налог и авансовые выплаты.
4
Если вам необходимо рассчитать средний заработок за 12 месяцев для оплаты командировки, очередного отпуска или компенсации за неиспользованные дни отпуска, сложите все заработанные суммы за расчетный период, с которых вы удерживали подоходный налог, разделите на 12 и на 29,4. Полученный результат будет равен среднедневному заработку сотрудника, работающего в режиме неполного рабочего времени.
5
Для оплаты пособия по временной нетрудоспособности сложите все заработанные суммы за 24 месяца, разделите на календарное количество дней в расчетном периоде, то есть на 730. В расчет берите только те суммы, с которых вы удерживали подоходный налог. Полученный результат будет базовой среднедневной суммой для дальнейшего расчета оплаты больничного листа в зависимости от стажа. При стаже более 8 лет проводите начисление 100% среднего заработка, от 5 до 8 лет – 80%, до 5 лет – 60%.

Совет 6: Как оформить сокращение рабочего дня

В соответствии с трудовым законодательством работодатель вправе оформить для своих работников сокращение рабочего дня. Для этого необходимо составить приказ о сокращении рабочего времени, уведомить сотрудников за два месяца, написать дополнительное соглашение к трудовому договору. Если кто-то из работников не согласен, работодатель может уволить их в связи с сокращение штата.
Вам понадобится
  • - документы работников;
  • - документы организации;
  • - печать предприятия;
  • - бланки соответствующих документов;
  • - трудовое законодательство.
Инструкция
1
Руководитель структурного подразделения, в котором необходимо сократить рабочий день сотрудникам, должен составить служебную записку на имя директора. В данном документе пишется причина, по которой неизбежно применение статьи 74 Трудового кодекса РФ. Этими причинами могут быть изменение технологических условий труда, экономический кризис и другое. На документе директор предприятия ставит резолюцию с датой и подписью.
2
Составьте приказ о сокращении рабочего дня. В шапке документа укажите полное наименование организации в соответствии с учредительными документами или фамилию, имя, отчество физического лица, если организационно-правовая форма компании – индивидуальный предприниматель. Присвойте приказу номер и дату. В распорядительной части впишите фамилии, имена, отчества сотрудников, которым предполагается сократить рабочий день, укажите занимаемые ими должности. Напишите сам факт сокращения рабочего времени. Укажите, что заработная плата перечисленным работникам будет начисляться в соответствии с фактически отработанным временем. Возложите ответственность на лицо, которое будет знакомить специалистов с данным документом. Право подписи приказа имеет руководитель компании. Заверьте документ печатью предприятия. Ознакомьте работников, перечисленных в приказе, с распорядительным документом под роспись.
3
Составьте уведомления о сокращении рабочего дня для каждого работника в двух экземплярах. Уведомить сотрудников под роспись следует за два месяца до фактической даты вступления в силу приказа о сокращении рабочего дня. Сокращать рабочее время некоторым категориям работников, указанным в Трудовом кодексе РФ, нельзя, в том числе беременным женщинам, специалистам, имеющим детей до трех лет.
4
Если кто-то из работников не согласен с сокращением рабочего времени, работодатель вправе их уволить в связи с сокращением штата. Для этого следует издать соответствующий приказ, уведомить работников под роспись за два месяца до фактической даты увольнения, сделать соответствующие записи в трудовой книжке, выдать под расчет денежные средства, а также выходное пособие. Запрещается увольнять сотрудников, если они относятся к некоторым категориям, которые указаны в Трудовом кодексе РФ. Работодатель также может перевести работников на другое рабочее место, если они не согласны с сокращением рабочего дня.
Видео по теме
Источники:
  • Неполное рабочее время

Совет 7: Есть ли льготы для одиноких беременных женщин

Несмотря на то, что беременность – это нормальное и естественное физиологическое состояние для женщины, дамы все равно переходят на особое положение, когда вынашивают малыша. Поэтому для них предусмотрен ряд льгот и послаблений, в т.ч. и на работе. Но все больше становится женщин, которые попадают под категорию одинокие. И у них возникает естественный вопрос: имеют ли они какие-то особые права в момент беременности.
Российское законодательство предусмотрело особые льготы для матерей-одиночек, которые вынуждены самостоятельно воспитывать ребенка и при этом еще и работать. На беременных это не распространяется, т.к. ребенка в наличии еще по факту нет.
Не всегда беременность заканчивается родами живого ребенка. Поэтому все материальные выгоды мать может получить только по факту рождения ребенка.

В связи с этим одинокие беременные женщины могут рассчитывать на все те же льготы, что и будущие матери, у которых есть мужья.

Трудовые льготы

По закону работодатель не может отказать беременной в приеме на работу, если основным мотивом для отказа послужила именно беременность дамы. Также не имеют права устраивать беременной испытания и назначать испытательный срок.
Правда, по факту доказать, что причиной отказа стала именно беременность кандидатки практически невозможно.

Уже работающие беременные также имеют ряд преимуществ. Например, их нельзя привлекать к внеурочной работе, им необходимо облегчить условия труда, нельзя отзывать их из отпуска, увольнять в случаях ликвидации компании. При работе женщины в опасных условиях, ее должны перевести на более щадящий режим. При этом средний заработок ее полностью сохраняется.

Если у будущей матери есть такая необходимость, ее могут перевести на сокращенный рабочий день или неделю с пересчетом зарплаты согласно отработанному времени.

Также будущая мать может безбоязненно посещать поликлиники в рабочее время и брать больничные по мере необходимости без боязни быть уволенной.

Выплаты

Что касается различных пособий, беременные дамы могут рассчитывать и на них. Так, тем, кто встал на учет до 12-й недели беременности, положена разовая выплата, размер которой индексируется ежегодно.

Также для беременной предполагается пособие по беременности и родам. Оно выплачивается при уходе в декретный отпуск и рассчитывается на 140 дней (именно столько в среднем продолжается декрет). Данное пособие рассчитывается из среднемесячного заработка и не облагается подоходным налогом. Но следует учитывать, что неработающим женщинам такое пособие не выплачивается.

Кроме того, по заключения врача при необходимости женщина может получать молочные продукты питания на молочной кухне. Также будущая мать получает бесплатные витамины.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше