Инструкция
1
На уроках русского языка в пятом классе вы знакомитесь с предложениями, в которых есть прямая речь. Они состоят из слов автора и непосредственно самой прямой речи. Например:
"Завтра на урок к нам придет ветеран", - сообщил учитель.
В этом предложении первая часть, заключенная в кавычки - прямая речь, а вторая - слова автора. Прямая речь в схеме выражается буквой П, слова автора - буквой а. Напишите букву А заглавной, если слова автора стоят в начале предложения и пишутся с большой буквы. К указанному ранее предложению вы должны составить следующую схему: "П", - а.
2
При изучении простых и сложных предложений вы тоже имеете дело со схемами. Так, если предложение простое, т.е. состоит из одной грамматической основы, то схема будет следующая: [-=]. квадратными скобками обозначают границы предложений, а одной и двумя линиями - главные члены предложения(одной линией - подлежащее, а двумя - сказуемое).Если в предложении два однородных подлежащих или сказуемых, составьте такие схемы:
[-, -=].
[-=, =].
3
При составлении схемы к сложным предложениям не забывайте о том, что предложения бывают сложными союзными (сложносочиненными и сложноподчиненными) и бессоюзными. В таких предложениях несколько частей, это должно найти отражение в схеме. Например, вам нужно составить схему к такому сложному предложению:
К нам приехали родственники из Самары, и мы отправились показывать им достопримечательности нашего города.
У вас должно получиться следующее:[=-], и [-=].В этом предложении две грамматической основы. Это отображено в схеме квадратными скобками. В первом простом, которое входит в состав сложного, сказуемым является слово "приехали", а подлежащим - слово "родственники". Соответственно во втором подлежащее - "мы", составное сказуемое - "отправились показывать".
4
Знайте, что если вы составляете схемы к сложноподчиненному предложению, в котором есть главные и придаточные предложения, вам понадобятся не только квадратные скобки(как в предыдущих предложениях), но и круглые. Придаточные предложения, которые зависят от главных, к которым можно поставить вопрос, в схемах выражены круглыми скобками. Например, вам нужно составить схему к такому сложноподчиненному предложению:
Учитель сказал нам, чтобы мы поторапливались.В этом предложении главной частью является первая, а придаточной - вторая. Она присоединяется при помощи союза. Вы должны составить следующую схему: [-=],(чтобы ).Составляйте схемы к предложениям. Это поможет вам грамотно расставлять знаки препинания.