Совет 1: Как определить объем спроса

Рынок представляет собой механизм формирования цен на товары, объема производства и их последующей реализации. Движущими элементами рыночного механизма являются предложение, спрос, конкуренция и цена. При планировании начального уровня цен необходимо определить объем спроса на основе анализа рынка и объемов продаж.
Инструкция
1
При определении объема спроса необходимо установить количество товара, которое будут покупать потребители за определенный период времени. При этом учтите, что снижение цен значительно увеличивает число покупателей и спрос. При повышении цены на товары объем спроса уменьшится. То есть существует определенная зависимость между ценой за товар и количеством реализованного товара.
2
Объем спроса равен произведению цены на функциональный показатель цены на величину спроса.
3
На объем спроса влияет не только цена, установленная за единицу товара, но и много других факторов. Сокращение или увеличение доходов потребителей соответственно требует фиксирования или снижения цены. При росте доходов потребители приобретают товары лучшего качества.
4
Помните, что появление дополняющих или заменяющих товаров на рынке также может привести к снижению объемов спроса. Поскольку аналогичных товаров на рынке много, и цены на них также не сильно отличаются друг от друга, рынок насыщается одной категорией товаров.
5
Влияние оказывают и изменения предпочтений и вкусов покупателей, их ценовые ожидания, а также рекламные расходы. К примеру, усиление антиалкогольной пропаганды или борьба общества с курением вызывает снижение объемов спроса на такие категории товаров. Однако изменения привычек в обществе происходят сравнительно медленно, и независимо от причин, вызвавших перемены во вкусах, объемы спроса тоже колеблются.
6
При наличии дефицита товаров на рынке и ожидания будущего повышения цен, происходит увеличение объема спроса в определенный период. Следовательно, ожидание предстоящей распродажи товаров или появление большого количества аналогичных товаров приводит к временному снижению объемов спроса. При определении объема спроса необходимо учитывать наличие всех этих факторов.

Совет 2: Как определить спрос на товар

Предприниматель, занимающийся торговлей, хочет, чтобы его товары пользовались спросом и быстро раскупались. Но так бывает не всегда, особенно, если речь идет о какой-то новинке, незнакомой широкому кругу потенциальных покупателей. Товар может заинтересовать людей, а может и надолго залежаться, принося убыток вместо прибыли. Поэтому предварительно следует определить, будет ли он пользоваться спросом.
Инструкция
1
Проведите маркетинговый анализ, то есть изучите соотношение спроса и предложения на аналогичные товары в вашем регионе. Определите среднерыночные цены, среднюю скорость оборота товара, приблизительную норму прибыли. На основании изученных данных можно с достаточной уверенностью определить, будет ли смысл заниматься продажей именно этого товара, или нет.
2
Постарайтесь определить целевую аудиторию, то есть сделайте вывод, какая категория покупателей будет приобретать ваш товар. Это зависит от многих факторов, прежде всего, от возраста и финансового благополучия потенциальных клиентов, а также от местоположения вашего магазина. Например, если вы торгуете продуктами питания, а ваш магазин расположен в спальном районе, где большинство населения – люди скромного достатка, то едва ли стоит предлагать им деликатесы из разряда высшей ценовой категории. А вот в центре, где живут более состоятельные люди, где расположено много офисов солидных фирм, такой товар вполне может найти спрос.
3
По возможности проведите опрос потенциальных потребителей. Напечатайте опросные листы и распространяйте их среди ваших покупателей, а также в других магазинах, расположенных в вашем районе. Можете распространять эти листы среди сотрудников предприятий, учреждений с просьбой заполнить и оставить на проходной. Постарайтесь, чтобы перечень вопросов был кратким (чтобы не утомлять и не раздражать потенциального клиента), но вместе с тем исчерпывающим. По результатам изучения ответов вы можете составить более-менее объективную картину покупательского спроса и сделать вывод: стоит ли заниматься продажей этой группы товаров, или велика вероятность, что они не найдут спроса.
4
Если у вас есть сеть дилеров-распространителей, можно дать им маленькие партии товара для реализации, и посмотреть, как пойдет торговля. Товар будет быстро раскуплен – есть смысл заняться его продажей в большем масштабе. Ну, а если он залежался – едва ли стоит делать на него ставку.

Совет 3: Как определить эластичность спроса, пример

Спрос – это уровень полезности того или иного товара для потребителей. Чтобы оценить, как он отреагирует на изменение цены или среднего уровня доходов, нужно определить эластичность спроса. Этот показатель высчитывается как коэффициент и выражается в процентах.
Инструкция
1
Эластичность спроса имеет смысл находить при каждом изменении одного из следующих факторов: цена товара, уровень дохода потребителей. На основе полученной величины экономист может определить, позитивно или негативно это отразится на получении предприятием прибыли. В соответствии с этим руководство при необходимости примет решение о введении корректирующих мер.
2
Чтобы определить эластичность спроса, нужно обладать точной информацией о ценах и объемах продукции начала и конца рассматриваемого периода:

Кэц = (∆q/q)/(∆p/p), где Кэц – коэффициент эластичности по цене, q – количество товара, p – цена единицы товара.
3
По такому же принципу рассчитывается коэффициент эластичности по доходу:

Кэд = (∆q/q)/(∆i/i), где I – средний потребительский доход (от англ. income).
4
На эластичность спроса в большой степени влияет распространенность и легкодоступность материалов для изготовления некоторых видов продукции. Неэластичными являются товары первой необходимости (продукты, лекарства, одежда, электричество). Кроме того, к ним относятся незначительные для бюджета предметы, такие как ручки, карандаши, зубные щетки, спички и пр., а также товары, которые трудно заменить, - хлеб, бензин и пр.
5
Наибольшей эластичностью по спросу обладают товары, для производства которых требуются редкие, а потому очень дорогие материалы. К таким изделиям относятся ювелирные товары, коэффициент эластичности которых много больше единицы.
6
Пример: определить эластичность по спросу на картофель, если известно, что средний доход потребителей за год вырос с 22000 рублей до 26000, а объем продаж этого продукта увеличился со 110000 до 125000 кг.

Решение.
В этом примере нужно вычислить коэффициент эластичности спроса по доходу. Воспользуйтесь готовой формулой:

Кэд = ((125000 - 110000)/125000)/((26000 - 22000)/26000) = 0,78.
Вывод: значение 0,78 лежит в пределах от 0 до 1, следовательно, это товар первой необходимости, спрос неэластичный.
7
Другой пример: найти эластичность по спросу на меховые шубы с теми же показателями доходов населения. Продажи шуб увеличились по сравнению с прошлым годом с 1000 до 1200 изделий.

Решение.
Кэд = ((1200 - 1000)/1200)/((26000 - 22000)/26000) = 1,08.
Вывод: Кэд > 1, это предмет роскоши, спрос эластичный.

Совет 4: Как определить объем закупки

Правильно спланировать объем закупки товара очень важно для бизнеса. Так, любое несоответствие количества товара необходимому спросу может значительно уменьшить прибыль предприятия.
Вам понадобится
  • - финансовая документация компании;
  • - отчеты по продажам прошлых месяцев.
Инструкция
1
Чтобы узнать количество необходимого товара, проверьте денежный поток предприятия. Для этого оцените все документы компании, которые наглядно показывают ее финансовое положение и жизнеобеспечение.
2
Руководствуясь показателями первой закупки, проанализируйте продажи и остатки товара компании на складе. Анализируя первый период работы предприятия, оцените спрос потребителей, ваш ассортимент продукции и цен, запланированные и реальные продажи.
3
Проанализируйте работу сбыта. Пустые полки в магазине, так же как избыток товара на складе – недопустимая роскошь. Оцените продажи в разных регионах и, исходя из этого, сделайте вывод.
4
Адаптируйтесь к каждой отдельной ситуации по-разному. Каждая отрасль имеет свою специфику продаж, поэтому перед закупкой, хорошо изучите работу каждого сегмента. Помните, что товар может потерять свою актуальность (к примеру, новые разработки бытовой техники), выходить из моды (одежда) или портится (продукты питания).
Обратите внимание
Планируя объем закупки, помните: избыток товара может привести к тому, что большая часть денежных активов компании будет заморожена на достаточно длительный срок. Недостаток ассортимента в свою очередь может привести к негативному отношению потребителя к вашей организации. Поэтому не забывайте, что максимальная оптимизация действий – залог успеха.
Полезный совет
Если вы допустили ошибку во время планирования объемов закупки, то существует несколько способов решения проблемы. Во-первых, организуйте распродажу или акции на товар (это поможет вернуть хотя бы часть средств). Второй вариант – прибегните к бесплатной раздаче товара. Таким образом, вы сократите затраты на хранение и устроите рекламную кампанию для бизнеса.
Источники:
  • как рассчитать объем закупок

Совет 5: Как определить эластичность спроса по цене

Спрос является одним из ключевых понятий экономики. Он зависит от многих факторов: цены товара, доходов потребителя, наличия заменителей, качества продукта и вкусовых предпочтений покупателя. Наибольшая зависимость выявляется между спросом и уровнем цены. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменился потребительский спрос при увеличении (уменьшении) цены на 1 процент.
Инструкция
1
Определение эластичности спроса необходимо для принятия решений об установке и пересмотре цен на товары и услуги. Это дает возможность найти наиболее удачный курс в ценовой политике предприятия с точки зрения экономической выгоды. Использование данных об эластичности спроса позволяет выявить реакцию потребителя, а также направить производство на предстоящее изменение спроса и отрегулировать занимаемую долю на рынке.
2
Эластичность спроса по цене определяется с помощью двух коэффициентов: коэффициента прямой эластичности спроса по цене и коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене.
3
Коэффициент прямой эластичности спроса по цене определяется как отношение изменения объема спроса (в относительных величинах) к относительному изменению цены на товар. Данный коэффициент показывает, на сколько процентов увеличился (уменьшился) спрос при изменении цены товара на 1 процент.
4
Коэффициент прямой эластичности может принимать несколько значений. Если он близок к бесконечности, то это свидетельствует о том, что при снижении цены спрос покупателей возрастает на неопределенную величину, но при повышении цены они полностью отказываются от покупки. Если коэффициент превышает единицу, то увеличение спроса происходит более быстрыми темпами, чем снижается цена, и наоборот, спрос снижается более стремительными темами, чем растет цена. При коэффициенте прямой эластичности меньше единицы, возникает обратная ситуация. Если коэффициент равен единице, то спрос растет теми же темпами, что снижается цена. При коэффициенте равном нулю, цена на товар не оказывает никакого влияния на спрос потребителей.
5
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, насколько изменился относительный объем спроса на один товар при изменении цены на 1 процент на другой товар.
6
Если данный коэффициент больше нуля, то товары считаются взаимозаменяемыми, т.е. рост цен на один неизменно приведет к увеличению спроса на другой. Например, при повышении цен на сливочное масло может увеличиться спрос на растительный жир.
7
Если коэффициент перекрестной эластичности меньше нуля, то товары являются взаимодополняемыми, т.е. при увеличении цены на один товар снижается спрос на другой. Например, при росте цен на бензин, падает спрос на автомобили. При коэффициенте равном нулю, товары считаются независимыми, т.е. изменение цены на один товар совершенное не влияет на величину спроса на другой.
Видео по теме

Совет 6: Как определить коэффициент эластичности спроса

Эластичность спроса позволяет определить изменение спроса покупателей при изменении какого-либо фактора, влияющего на их выбор. К наиболее значимым детерминантам, определяющим спрос, является цена товара.
Инструкция
1
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 %. Она рассчитывается как процентное отношение изменения величины спроса к изменению рыночной цены на товар.
2
Зависимость объема спроса от цены может выражаться по-разному. Если цена товара снижается на один процент, а приобретаемое количество товара увеличивается меньшими темпами, то говорят о неэластичном спросе. При эластичном спросе при снижении цены товара на 1 % спрос на него увеличивается наиболее быстрыми темпами. При единичной эластичности при уменьшении цены в два раза спрос также увеличивается в два раза, т.е. темпы снижения цены и темпы роста спроса одинаковы. Если спрос абсолютно не эластичный, то любое изменение цены никак не влияет на объем спроса.
3
Эластичность спроса по цене определяется несколькими факторами. На нее влияет наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос. К таким товарам относятся пищевые продукты. А вот, на соль, практически не имеющую заменителей, спрос неэластичен. Кроме того, эластичность зависит от доли доходов потребителя, приходящейся на данный товар. Чем она выше, тем больше эластичность. Эластичность спроса зависит также от степени необходимости данного товара для покупателя, разнообразия возможностей использования приобретаемого товара, времени приспособления к изменению цены.
4
Существует также коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Он показывает относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены на другой. Если данный коэффициент выше нуля, то имеет место взаимозаменяемость товаров, т.е. при повышении цены на один товар растет спрос на другой. Например, при повышении цен на картофель вырастет спрос на макаронные изделия.
5
Если коэффициент эластичности больше нуля, то говорят о взаимодополняемости товаров, т.е. при повышении цены на один товар спрос на другой падает. Например, при повышении цен на бензин снижается спрос на автомобили. При коэффициенте эластичности равном нулю товары являются независимыми, т.е. увеличение цены на один товар никак не влияет на уровень спроса на другой.

Совет 7: Как определить равновесную цену и равновесный объем

Все мы знаем что такое рынок. Каждый из нас ежедневно делает покупки. От незначительных - покупка билета в автобусе, до масштабных - покупка домов, квартир, аренда земли. Каким бы ни был рынок по своей структуре: товарный, фондовый - все его внутренние механизмы по своей сути одинаковы, но тем не менее требуют особого внимания, так как человеку не обойтись без рыночных отношений.
Инструкция
1
Чтобы найти равновесную цену и равновесный объем, следует определить ряд факторов. Такие как величина спроса и величина предложения. Эти рыночные механизмы как раз и воздействуют на равновесие. Существуют также различные рыночные структуры: монополия, олигополия и конкуренция. На монопольном и олигопольном рынках высчитывать равновесную цену и объем не следует. По сути там равновесия никакого и нет. Фирма-монополист сама устанавливает цену и объем продукции. В олигополии несколько фирм, объединяясь в картель так же, как и монополисты управляют этими факторами. А вот в конкуренции все происходит по правилу «Невидимой руки» (посредством спроса и предложения).
2
Спрос – это потребность покупателя в каком-либо товаре или услуге. Он обратно пропорционален цене и поэтому на графике кривая спроса имеет отрицательный наклон. Другими словами, покупатель всегда стремится купить больший объем продукции по меньшей цене.
3
Количество товаров и услуг готовых поставить на рынок продавцы – это предложение. В отличие от спроса, оно прямо пропорционально цене и имеет на графике положительный наклон. Иначе говоря, продавцы стремятся продать большее число товаров по большей цене.
4
Именно точка пересечения спроса и предложения на графике трактуется как равновесие. Что спрос, что предложение в задачах описываются функциями, в которых присутствуют две переменных. Одна из них цена, другая - объем продукции. Например: P=16+9Q (P – цена, Q – объем). Чтобы найти равновесную цену следует приравнять две функции – спроса и предложения. Найдя равновесную цену, нужно подставить ее в любую из формул и вычислить Q, то есть равновесный объем. Этот принцип действует и в обратном направлении: сначала вычисляется объем, потом цена.
5
Пример:Следует определить равновесную цену и равновесный объем, если известно, что величина спроса и предложения описываются функциями: 3P=10+2Q и P=8Q-1 соответственно.
Решение:
1) 10+2Q=8Q-1
2) 2Q-8Q=-1-10
3) -6Q=-9
4) Q=1.5 (это равновесный объем)
5) 3P=10+2*1.5
6) 3P=13
7) P=4.333
Готово.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500