Совет 1: Как определить тип текста

Тип речи – это способ изложения, выбранный автором и ориентированный на выполнение какой-либо задачи, например, описать действительность или динамически рассказать о ней. В соответствии с этими задачами нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает собственными уникальными признаками.
Как определить тип текста
Инструкция
1
Описание – это изображение явлений, предметов, лица путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков. Например, описывая человека, мы выделяем следующие признаки: рост, осанка, возраст, глаза, цвет волос и так далее; описание квартиры будет содержать иные признаки: размер, высота стен, оформление, мебель, количество окон. Цель данного типа речи заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении.

Описание встречается во всех стилях речи, но в научном стиле характеристика предметов должна быть наиболее полной, а в художественном стиле акцент ставится только на самых ярких признаках. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, по сравнению с научным: вы можете встретить не только существительные и прилагательные, но и наречия, глаголы, также распространены эпитеты, сравнения.
2
Повествование – это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события), развитие самого события и развязка (конец повествования). Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я»).

В повествовании наиболее часто употребляются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы усилить выразительность текста, автор может использовать и другие: глаголы настоящего времени позволяют читателю представить, будто действие происходит на их глазах, глаголы совершенного вида показывают длительность действия, формы будущего времени помогают автору передать стремительность и неожиданность действия.
3
Рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи. Рассуждение идет следующим образом: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть), затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод.

Тезис должен быть четким, аргументы – убедительными и в количестве, достаточном для подтверждения выдвинутого тезиса. Между тезисом и аргументами должна быть видна логическая связь.

Совет 2 : Как определить основную мысль

Определение основной мысли - одно из базовых заданий при работе с текстом. Если вы смогли определить основную мысль правильно, это значит, что вы поняли текст. Основную мысль можно определить "по наитию", неким шестым чувством, которое есть далеко не у всех людей. Но можно значительно облегчить себе работу.
Как определить основную мысль
Инструкция
1
Разделите текст на смысловые части. Они не всегда будут соответствовать делению текста на абзацы. Каждая смысловая часть должна рассказывать о своём. Следите за тем, чтобы они не были особо большими, но и делить текст по строчкам тоже нет смысла, тогда вы только с основной мыслью провозитесь столько времени, сколько ушло бы у вас на анализ целого текста.
2
Теперь в каждой смысловой части нужно найти какое-то ключевое предложение. Это предложение, которое в наиболее сконцентрированном виде передаёт содержание текста. Чаще всего такие предложения бывают в начале смысловой части или в конце - это места, которые наиболее запоминаются читателю. Но в особо трудных текстах, сложных для понимания, ключевые предложения могут быть и в середине части.
3
Следующий шаг - найти что-то общее во всех ключевых предложениях, которые вы нашли и выписали. Кстати говоря, это уже тезисный план текста, который может помочь вам при пересказе. Объедините мысленно все эти предложения в цельный текст, и уже в этом тексте найдите самое важное ключевое предложение, в котором наиболее полно отображается смысл текста. Это предложение потом можно видоизменить, развить ту идею, которая в нём выражена и выйти к полному анализу текста.
4
Даже несмотря на то, что можно рационализировать свою работу и пойти вышеописанным путём, вам всё равно придётся проявить творчество. Кроме того, какой-то процент того "шестого чувства", которым обходятся многие люди, вы тоже должны иметь, хотя бы ради того чтобы найти ключевое предложение в смысловой части. Поэтому тренируйтесь, думайте, что хотел сказать автор. Без труда рыбку из пруда не выловишь.
Видео по теме

Совет 3 : Как определить тип текста

Как определить тип текста
Инструкция
1

2

3

Совет 4 : Как определить тему, основную мысль текста

Иногда текст бывает составлен таким образом, что с первого прочтения понять его смысл и основную идею просто невозможно. С этим еще можно смириться, если для поиска верного ответа у вас много времени. Если же сложный вариант попадается на экзамене, то неумение выделить главное станет серьезной проблемой.
Как определить тему, основную мысль текста
Инструкция
1
В эссе и рассуждениях основная мысль размещается во второй половине текста. У любого жанра есть свои правила, и авторы это прекрасно знают. Поэтому, во многих сочинениях «свободной формы», состоящих из вольных рассуждений, применяется классическая структура: введение - основная часть - заключение. «Главная мысль», ключевой тезис работы помещается именно в «основной части», в то время как остальной текст это поиск аргументов и выводы из самого тезиса.
2
Не пытайтесь понимать тексты буквально. Если написанный текст не содержит рассуждений, а является законченным и цельным рассказом, то он совершенно не обязательно должен пониматься дословно. В качестве примера можно взять один из вариантов теста ЕГЭ по русскому языку: он содержал историю о лошади, которая жила недалеко от пансионата. Ключевым моментом текста было то, что смерть животного никто не заметил, и жалеть ее было некому. Безусловно, текст совершенно не о «защите окружающей среды», как может показаться: животное здесь является метафорой «маленького человека», который не несет для общества фактической пользы. К сожалению, не существует универсального способа «разгадать» подобные рассказы – вариантов может быть масса, и умение определить верную идею приходит с опытом.
3
Темы сочинений всегда позитивны. Первый критерий, по которому отбирают работы, с которыми придется работать школьникам – «правильная» тематика. Редко попадаются действительно необычные и спорные вопросы: точка зрения автора, как правило, явно положительна и требует с собой соглашения. Это может быть «уважение к ветеранам», «любовь к родине», «важность чтения книг» или что-то в этом роде. Если вам кажется, что основная мысль текста носит спорный характер, то тщательно изучите предложенный текст еще раз. Возможно, вы не увидели авторскую иронию или неверно поняли смысл текста.
Видео по теме
Источники:
  • как найти тему текста

Совет 5 : Как определить идею текста

Идею текста достаточно легко определить после того, как вы прочитаете или прослушаете текст. Либо перед написанием собственной работы на заданную тему. Несколько простых рекомендаций помогут вам без проблем справиться с заданием.
Как определить идею текста
Инструкция
1
Примите во внимание, что определение идеи относится к процессу лингвистического анализа текста. Наряду с идеей при таком анализе в тексте также определяются тема и форма, то есть тип, композиция, стиль и изобразительно-выразительные средства.
2
Обратите внимание на то, что идею текста рекомендуется обозначать перед написанием сочинения на любую тему, при анализе текста, а также при написании специальных работ на тему определения идеи текста или лингвистического анализа в общем. В любом случае, перед написанием сочинения вы должны представлять, какова будет идея вашего текста, поэтому заняться определением идеи собственного произведения рекомендуется перед выполнением работы.
3
Имейте ввиду, что слово «идея» переводится с греческого как «форма, вид, прообраз», на деле означает мысленный прообраз каких-либо явлений, предметов или принципов, который отображает их суть, существенные характеристики. Таким образом, в литературе идеей называют главную мысль произведения, замысел автора или наиболее важная деталь замысла.
4
Для анализа уже существующего текста прочтите или прослушайте произведение с карандашом в руках.
5
Постарайтесь кратко зафиксировать повторы. Обычно при помощи повторов автор концентрирует внимание читателя на каких-либо деталях.
6
Вдумайтесь в текст. Постарайтесь найти ответ на вопрос: зачем он написан? Для чего автор работал над произведением, расходовал свое время и силы? С какой целью было создано произведение? Что хотел сказать автор в этом тексте? К чему он старается нас призвать? Иными словами, на какой проблеме или вопросе писатель хотел заострить внимание.
7
Постарайтесь не путать идею текста с темой. Тема определяется ответом на вопрос: о чем написан текст? Идея, в отличие от темы, может иметь более глубокое значение.

Совет 6 : Как выявить цель

Бывает так, что достигнув цели, человек расстраивается. Оказывается, он хотел чего-то другого. Большое влияние на события в жизни оказывают скрытые мотивы и неосознанные цели, которые есть у всех людей. Чтобы избежать разочарований, необходимо научиться управлять желаниями и бессознательными импульсами, а также уметь выявлять истинную цель.
Как выявить цель
Инструкция
1
Иногда целесообразно просто спросить: «Какова ваша цель?», «Зачем это нужно?» Задавайте человеку или себе вопросы о том, что будет, когда цель реализуется. Действительно ли это то, что вы хотите? Уточните, какие чувства и эмоции вы будете испытывать при этом. Представьте, как изменится жизнь после реализации цели.
2
Используйте уточняющие вопросы. Попробуйте предположить нюансы, мелкие детали, форму, цвета, размер, продолжительность и другие конкретные и ощутимые детали, с помощью которых можно представить цель более явно. Чем четче и определеннее результат, тем быстрее вы достигнете желаемого.
3
Обращайте внимание на вторую сторону медали. Часто человек видит лишь положительные стороны от достижения цели. На самом деле, практически у любого поступка или действия могут быть неприятные, теневые аспекты, которые вы приобретете вместе с желаемым. Очень часто они являются травмирующим психику фактором после достижения цели. Если вы знаете о второй стороне медали изначально, вы можете скорректировать путь к обретению желаемого или саму мечту.
4
Ориентируйтесь на то, что вы делаете, а не на разговор. Поступки покажут истинные цели лучше, чем слова. Можно мечтать и строить планы, но пальцем о палец не ударить, чтобы реализовать задуманное. Если в вашей жизни это так, то в мыслях вынашивается не настоящая цель.
И, наоборот, по поступкам можно понять направление, в котором вы движетесь. Если женщина заявляет, что хочет замуж, а на самом деле меняет партнеров одного за другим, то озвученная цель – не настоящая.
5
Составьте «дерево целей». Это структурированная схема, где в верхушке будет конечный результат, а внизу - то место, где вы сейчас находитесь. Ветви дерева будут показывать ступеньки в достижении желаемого или подцели. Сделав такой рисунок, вы сможете более детально увидеть идеал, к которому стремитесь, просчитать требуемые силы и время для реализации задуманного.
6
Сделайте что-нибудь для достижения промежуточной цели. Отследите результат. Если это то, что вы хотели, двигайтесь дальше в этом направлении. Такой метод поможет избежать ошибок и разочарований.
Видео по теме

Совет 7 : Как определить тип слова

Все слова, существующие в том или ином языке, можно разделить на несколько групп. Это важно при определении как значения, так и грамматических функций слова. Отнеся его к определенному типу, вы можете видоизменять его в соответствии с правилами, даже если оно вам раньше не встречалось. Типами элементов словарного состава языка занимается лексикология.
Как определить тип слова
Вам понадобится
  • - текст;
  • - словарь.
Инструкция
1
Выберите слово, тип которого вы хотите определить. Принадлежность его к той или иной части речи пока не играет роли, как и форма, и функция его в предложении. Это может быть абсолютно любое слово. Если оно не указано в задании, выпишите первое попавшееся. Определите, называет ли оно предмет, качество, действие или нет. По этому параметру все слова делятся на знаменательные, местоименные, числительные, служебные и междометные. К первому типу относятся существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Именно они обозначают названия предметов, качеств и действий. Второй тип слов, у которых есть функция называния — местоименный. Способность называть отсутствует у числительного, междометного и служебного типов. Это сравнительно небольшие группы слов, но они есть в каждом языке.
2
Определите, способно ли заданное слово выражать понятие. Эта функция есть у словарных единиц знаменательного типа, ведь именно они и формируют понятийный ряд любого языка. Однако любое число тоже относится к разряду понятий, а соответственно, числительное тоже несет в себе эту функцию. Есть она и у служебных слов, а вот у местоимений и междометий — отсутствует.
3
Рассмотрите, как будет себя вести слово, если оно окажется в предложении. Может ли оно являться членом предложения? Им может быть любое слово знаменательного типа. Но эта возможность есть и у местоимения, а также у числительного. А вот служебные слова играют вспомогательную роль, ни подлежащим, ни сказуемым, ни второстепенными членами предложения они быть не могут, как и междометия.
4
Для удобства можно составить табличку из четырех столбцов шести строк. В верхней строке назовите соответствующие столбцы «Типы слов», «Называние», «Понятие» и «Способно ли быть членом предложения». В первом левом столбце запишите названия типов слов, их всего пять. Определите, какими функциями обладает заданное слово, а каких у него нет. В соответствующих графа поставьте плюсы и минусы. Если во всех трех графах стоят плюсы, то это знаменательный тип. У местоименного плюсы будут стоять в первом и третьем столбцах, у числительных — во второй и в третьей. Служебные слова могут только выражать понятие, то есть имеют один плюс во второй графе. Напротив междометий во всех трех столбцах будут стоять минусы.
Видео по теме

Совет 8 : Как определить главную мысль текста

Современный человек живет среди огромных потоков информации. Волей-неволей он вынужден в них ориентироваться. Бурное развитие коммуникаций требует от пользователя в первую очередь умения работать с текстами. Находить полезное и отбрасывать ненужное может только тот, кто в состоянии понять, что же хотел сказать автор, то есть выделить главную мысль того или иного текста.
Как определить главную мысль текста
Вам понадобится
  • - несколько текстов разной тематики;
  • - некоторое количество времени;
  • - лист бумаги;
  • - ручка.
Инструкция
1
Прочтите название текста. Для того чтобы определить основную мысль научной и технической статьи, этого может быть достаточно. Давая название научной работе, автор обычно сразу старается дать понять читателю, что именно хотел сказать. Начать с заголовка рекомендуется и в том случае, если вы хотите определить главную мысль художественного или публицистического текста. Правда, в этом случае вы вряд ли сразу получите прямой ответ.
2
Если в качестве названия автор использовал известную цитату, пословицу или поговорку, вспомните, откуда взялось это выражение и что оно означает. Подумайте также, в каких случаях эту фразу обычно употребляют и что чаще всего при этом имеют в виду. В названии может стоять и часть крылатого выражения. Вспомните остальную его часть.
3
Название произведения не всегда прямо указывает на предмет речи. В заголовке может быть и метафора, а также выражение, не связанное ни с какими другими произведениями. Просмотрите текст. Постарайтесь понять, какая проблема интересует автора, какие стороны жизни или явления его занимают, то есть определите предмет речи.
4
Предмет речи не всегда удается выделить при беглом просмотре. Если вы работаете с крупным художественным произведением, вам, скорее всего, придется прочесть его целиком. Читайте по частям, каждый раз определяя, о чем говорится в той или иной глав. Отношение писателя к предмету речи как раз и представляет собой главную мысль. Для удобства можно записать основные мысли каждого раздела работы. Постарайтесь высказать их коротко и понятно.
5
Автор художественного текста воздействует на мысли и чувства читателя с помощью множества приемов. Благодаря им главная мысль нередко оказывается завуалированной. Читатель понимает, о чем идет речь, он инстинктивно чувствует, как автор относится к тем или иным явлениям, но сформулировать этого не может. Постарайтесь отделить значимые слова от тех, которые создают эмоциональный фон. Однако и те приемы, которые придают тексту необходимую окраску, нельзя оставлять без внимания.
6
Постарайтесь понять, каким образом автор добивается убедительности, какими понятиями и доказательствами он оперирует. Если вы собираетесь написать по данному произведению курсовую работу или реферат, обоснуйте свою позицию, используя те же приемы. Вы можете как согласиться с позицией автора, так и попытаться ее опровергнуть.
7
Определение главной мысли всего крупного текста требует некоторых навыков обобщения. Если в анализе каждого раздела речь может идти о конкретных персонажах или событиях, то при определении предмета речи крупного произведения необходимо оперировать глобальными понятиями, даже если автор рассказывает о каком-то определенном сражении или бытовом явлении. Подумайте, волнует ли писателя именно это событие или явление в целом. Сформулируйте его отношение к данному явлению.
8
Основная мысль текста может быть выражена в последних строках произведения. Обязательно сравните свои выводы с авторскими.
Источники:
  • главная мысль автора это

Совет 9 : Как определить цель текста

Для того чтобы школьник сумел в полном объеме освоить учебную программу по литературе и хорошо подготовиться к ЕГЭ, ему необходимо понимать содержание и цель художественных текстов. Причем, если содержание произведения особых трудностей не вызывает, то его цель часто не вполне ясна ученику.
Как определить цель текста
Инструкция
1
Читайте произведение внимательно, не торопясь, не пропуская даже малых отрывков. Порой суть произведения, отношение автора к главным и второстепенным персонажам кроется именно в деталях. Если вы их упустите, вам будет трудно понять цель художественного текста.
2
После прочтения постарайтесь ответить на вопросы:

- О чем это произведение (то есть каково его содержание, тема)?
- Какие проблемы или вопросы автор вынес на суд читателей?
- Какая из этих проблем на первом месте?
3
После этого вы можете задаться главным вопросом: так какова же цель этого художественного текста? То есть, что хотел донести автор до читателя; над какими вопросами и проблемами заставить поразмыслить его; какие чувства в нем пробудить? Для того чтобы безошибочно определить цель произведения, вам надо научиться отделять главное от второстепенного.
4
Вот, например, знаменитый рассказ И.С. Тургенева - «Муму». Попробуйте определить, какую цель преследовал автор, создавая его? Может быть, растрогать читателей, вызвать жалость к несчастной собачке, утопленной по прихоти сумасбродной барыни? Может автор хотел вызвать читательский гнев, осуждение барыни? Да, она далеко не положительный персонаж. С другой стороны, не садистка же какая-нибудь вроде печально известной Салтычихи. Особого вреда от нее крепостным нет. Может автор хотел пробудить сочувствие к главному персонажу – глухонемому дворнику Герасиму?
5
Проанализировав содержание рассказа и авторские приемы, использованные при написании текста, вы сделаете вывод: целью произведения является осуждение крепостного права. Автор доводит до читателей главную мысль: крепостничество – зло. Человек не должен быть собственностью другого человека, не должен подобно Герасиму всецело зависеть от его воли и капризов.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500