Совет 1: Человек умелый - характеристика и образ жизни наших предков

Человек умелый (Homo habilis) представлял собой переходный вид между австралопитеком и человеком прямоходящим, он жил 2,5-1,5 млн лет назад на территории Африке. Данный представитель рода менее всего похож на современного человека, его примитивные черты приводят некоторых специалистов к выводу об исключении этого вида из рода Homo.

Строение и морфология

Человек умелый был ростом не более 130 см, он обладал непропорционально длинными руками. Его вес составлял около 30-50 кг, а объем мозга был в два раза меньше, чем у современного человека. От австралопитеков он отличался большим объемом черепной коробки и строением таза, которое обеспечивало более совершенный способ передвижения при помощи ног.

Череп человека умелого был расширен в теменно-затылочной и подглазничной областях. У него уже сложились структуры мозга, необходимые для появления речи, увеличились лобная и теменная доли. По сравнению с австралопитеком, размер зубов Homo habilis уменьшился, а эмаль стала тоньше. Если судить по строению челюсти, то данный представитель рода предпочитал мясную пищу, а не растительную.

У ноги человека умелого было 5 костей ступни, 5 фаланг пальцев, лодыжка и пяточная кость. По своему строению нога была примитивной, но все же человеческой. Структура кисти сочетала в себе как прогрессивные черты, необходимые для создания орудий и силового захвата, так и следы адаптации к лазанью по деревьям. Расширение ногтевых фаланг свидетельствует о формирование пальцевых подушечек как осязательного аппарата.

Социальная организация

Один из главных критериев принадлежности к роду Homo — создание орудий, для чего требуется большой объем головного мозга и изменения в строении кисти. Человек умелый изготавливал инструменты, которые представляли собой камни, расколотые с целью получения режущей кромки.

Homo habilis называют творцом галечной культуры, однако его орудия несут следы незначительной обработки, для их создания использовалось всего от 3 до 10 ударов. Такие инструменты являлись более совершенными, чем те, что применялись ранее. Они предоставили человеку умелому возможность выжить в условиях, которые прежде были враждебными для приматов.

Эксперты полагают, что социальная организация и интеллект Homo habilis были сложнее, чем у австралопитеков. Хотя человек умелый и использовал орудия, в отличие от современных людей, он не был хорошим охотником и часто становился добычей крупных животных, о чем свидетельствуют ископаемые останки. С помощью инструментов отделялось мясо от костей, которые оставляли хищники. Как правило, орудия человека умелого не использовались для нападения и защиты.

Совет 2: Как человек стал прямоходящим

Современный человек в повседневной жизни пользуется всеми преимуществами прямохождения, не задумываясь над этой особенностью, присущей представителям своего биологического вида. А ведь именно благодаря высвобождению передних конечностей и выпрямлению корпуса люди в свое время смогли научиться выполнять довольно сложные трудовые действия, без которых невозможно было бы создать все богатства цивилизации.
Известно несколько самостоятельных гипотез относительно того, когда и как человек стал прямоходящим. Одна из них связывается с так называемым миоценовым похолоданием. Предполагается, что во времена позднего миоцена на Земле установился суровый климат с низкими температурами. Площади тропических лесов, где обитали привычные к древесному образу жизни предки современного человека, резко сократились.

Приверженцы данной гипотезы считают, что у приматов осталась фактически лишь одна возможность выжить – спуститься с деревьев и приспособиться к непростым условиям наземного существования. Такая перемена прямым образом способствовала изменению строения тела приматов и характера их передвижения. Постепенно предки человека научились перемещаться по поверхности земли на прямых ногах, не опираясь при ходьбе на передние конечности, как это делают обезьяны.

До сих пор широкое распространение имеет трудовая концепция возникновения прямохождения, автором который был один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс. Он считал труд решающим фактором превращения человекообразной обезьяны в человека. Выпрямление тела и появление не свойственной животным походки Энгельс объяснял необходимостью освобождения рук для выполнения трудовых операций.

Действительно, в какой-то момент предкам человека понадобилось совершать очень сложные движения, например, чтобы переносить различные предметы, добывать пищу или изготавливать примитивные орудия труда. Постепенно рука получила свою собственную специализацию, а тело человека выпрямилось. Одновременно с развитием руки совершенствовался и мозг первобытных людей, развивалось мышление, формировалась речь.

При передвижении древний человек стал опираться лишь на ноги, руки при этом были свободны. Такое «биологическое усовершенствование» позволило древним людям совершить гигантский скачок в развитии, навсегда выделившись из животного мира. Упрощая взгляды Энгельса, можно сказать, что прямохождение требовалось для того, чтобы высвободить руки для тех дел, без которых общество существовать не могло.

Однако эту логичную на первый взгляд теорию ее критики опровергают тем фактом, что прямохождение, как установили современные ученые, возникло задолго до того момента, когда человек научился изготавливать самые примитивные орудия труда. Правильной представляется точка зрения, согласно которой переход древних предков человека к прямохождению обусловлен множеством взаимосвязанных биологических и социальных факторов, каждый из которых нельзя рассматривать в отрыве от общего хода эволюции человеческого рода.
Видео по теме
Источники:
  • Биология и медицина, Человек умелый (Homo habilis)
  • istorion.ru, Человек умелый (Homo habilis)
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500