Совет 1: Как приготовить щелочь

Для приготовления некоторых парфюмерных изделий (например, мыла) непременно требуется щелочь. Само мыло представляет результат омыления растительных или животных жиров раствором щелочи. В отличие от жидкого мыла, при изготовлении которого используется гидроксид калия, для приготовления твердого мыла требуется гидроксид натрия (едкий натр). Можно ли приготовить такую щелочь в домашних условиях?
Вам понадобится
  • Кальцинированная сода, гашеная известь, котел
Инструкция
1
Запаситесь исходными веществами для приготовления щелочи – едкого натра. На 1 кг кальцинированной соды возьмите 0,9 кг гашеной извести. Приготовьте раствор соды, для чего 1 кг соды растворите в 4,5 л воды.
2
Поместите раствор соды в котел (можно сразу растворить соду в котле для варки). Нагрейте жидкость до 60оС.
3
В котел небольшими порциями влейте смешанную с водой гашеную известь («известковое молоко»). Поскольку раствор при этом пенится и может пойти через край, загружайте котел на две трети его объема. Во время варки хорошо размешивайте жидкость; чем тщательнее будет размешана жидкость, тем качественнее произойдет процесс превращения обыкновенной соды в едкий натр.
4
Нагревайте образовавшуюся смесь в течение часа, после чего дайте ей отстояться. Слейте прозрачный раствор с осадка. Эта прозрачная жидкость представляет собой раствор едкого натра или гидроксид натрия, самую распространенную щелочь (химическая формула NaOH). Осадок представляет собой не растворившуюся известь, мел и некоторые примеси.
5
После удаления прозрачного раствора к оставшемуся осадку добавьте воды и несколько раз вскипятите, а потом дайте отстояться. Затем вновь слейте прозрачную жидкость, представляющую раствор едкого натра, но уже меньшей крепости.
6
Если для омыления жира с целью приготовления мыла нужна более крепкая щелочь, полученный раствор следует выпарить. После испарения воды раствор щелочи станет более крепким. Соответственно, если для ваших нужд необходима щелочь меньшей крепости, разбавьте раствор водой. При описанном способе домашнего изготовления едкого натра из 1 кг кальцинированной соды получается около 0,8 кг конечного продукта.

Совет 2: Что такое щелочь

Щелочи – это гидроксиды щелочных, щелочноземельных металлов и аммония. К ним относятся отлично растворимые в воде основания. Анионы OH− и катион металла образуются при диссоциации щелочей.
В периодической системе к щелочам относятся гидроксиды металлов подгрупп Iа и IIа (начиная с кальция), например, Ba(OH)2 (едкий барит), KOH (едкий калий), NaOH (едкий натр), носящие обывательское название «едкие щелочи». Едкими щелочами называются гидроксиды натрия NaOH, лития LiOH, рубидия RbOH, калия КОН и цезия CsOH. Они представляют собой белые, твердые и очень гигроскопичные вещества.Щелочи являются сильными основаниями, которые хорошо растворяются в воде со значительным тепловыделением при реакции. Растворимость в воде и сила основания возрастают при увеличении радиуса катиона в каждой группе периодической системы. Самыми сильными щелочами являются гидроксид цезия в группе Ia и гидроксид радия в группе IIa. Водный раствор газа-аммиака, называющийся нашатырным спиртом – это слабая щелочь. Гашеная известь – это также натриевая щелочь. Помимо этого, едкие щелочи могут растворяться в метаноле и этаноле.Все щелочи в твердом состоянии поглощают воду и углекислый газ из воздуха (и в состоянии раствора), постепенно превращаясь в карбонаты. При важном химическом свойстве – способности образования солей в реакции с кислотами щелочи получили широкое распространение в промышленности. Могут проводить электрический ток, поэтому их также называют электролитами.Получить щелочи можно путем воздействия воды на оксиды щелочных металлов или путем электролиза хлоридов.Свойства щелочей: растворяют жир, некоторые из них могут растворять животные и растительные ткани, разрушают одежду и раздражают кожу, могут взаимодействовать с некоторыми металлами (алюминий), защищают сталь от коррозии.Щелочи и кислоты опасны, их необходимо хранить только в специальных сосудах, обозначенных этикетками, и ни в коем случае не в питьевых емкостях. При работе следует надевать защитные очки.
Видео по теме
Источники:
  • щёлочью является
Источники:
  • Как приготовить раствор щелочи калия
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500