Совет 1: Как распознать муравьиную кислоту

Муравьиная кислота – довольно интересное двуфункциональное соединение, представляющее собой не только карбоновую кислоту, но и альдегид. Именно поэтому качественной реакцией на определение этого вещества является характерная для альдегидов очень красивая реакция «серебряного зеркала».
Вам понадобится
  • Муравьиная кислота, 2% раствор нитрата серебра, 10% раствор гидроксида натрия, 5% раствор аммиака, идеально чистая пробирка или колба, спиртовка или горелка.
Инструкция
1
Возьмите пробирку, налейте в неё 2-3 мл 2% раствора нитрата серебра (AgNO3) и добавьте к нему одну или две капли 10% раствора гидроксида натрия (каустической соды).
2
В образовавшийся осадок осторожно по одной капле добавляйте 5% раствор аммиака (NH3). Так в вашей пробирке появится аммиачный раствор оксида серебра, или так называемый реактив Толленса - [Ag(NH3)2]ОН.
3
К полученному раствору добавьте 1 мл раствора муравьиной кислоты (HCOOH) и осторожно нагрейте полученную смесь над спиртовкой или горелкой.
4
Если проверяемое вещество действительно является муравьиной кислотой, то стенки пробирки покроются тонким зеркальным слоем серебра.
5
В упрощённом виде эту качественную реакцию можно записать в виде следующей формулы: HCOOH + Ag2O(аммиачный раствор) = CO2 + H2O + 2Ag.

Совет 2: Как распознать соли натрия

Распознавание солей натрия – это довольно специфическое задание, которое в повседневной жизни вряд ли пригодится. Зато знания и умения такого рода могут понадобиться на практических занятиях или при выполнении лабораторных опытов. Ведь, несмотря на то, что в состав химических соединений входит один и тот же металл, существуют качественные реакции, с помощью которых можно распознать соли натрия.
Вам понадобится
  • Прокаленная проволочка с петелькой на конце, соли натрия (поваренная соль), спиртовка или горелка, палочка
Инструкция
1
Известно, что при горении различных веществ, пламя приобретает различную окраску. Это происходит благодаря определенным химическим элементам, которые входят в состав соединений. Например, пламя из-за кальция имеет кирпично-красный оттенок, а калий при сгорании дает фиолетовый цвет, который хорошо виден через кобальтовое стекло. А если прокалить на пламени обычную медную проволочку, то огонь получится красивого зеленого цвета. Как же распознать соли натрия в таком разнообразии «пламенеющих» химических соединений?
2
Приготовьте для исследования три раствора солей натрия: хлорид натрия, сульфат натрия и карбонат натрия. То есть в состав всех трех солей входит один и то же металл – натрий и только кислотные остатки у них разные. Все предложенные соли натрия хорошо растворимы в воде, при этом их растворы прозрачны, а значит, на внешний вид одинаковы. Но это не помешает определить именно натрий, если правильно провести лабораторный опыт.
3
Теперь возьмите медную проволочку длиной 20-30 см, с одной стороны сделайте маленькую петельку диаметром 0,5-0,7 мм. Затем зажгите спиртовку, которая может быть как на жидком спирте, так и с использованием сухого горючего.
4
Внесите в пламя полученную петельку и прокалите ее. Будет наблюдаться красивое зеленое пламя, так как именно медь дает такую окраску. После того, как петелька покроется черным налетом и перестанет гореть зеленым цветом, опустите ее в одну из растворов солей натрия и снова подержите над пламенем. Будет наблюдаться красивое желтое окрашивание до тех пор, пока раствор соли не испарится. То же самое произойдет и другими солями, а именно желтое цвет пламени.
5
Другой способ распознавание солей натрия предполагает использование не растворов, а сухих веществ. Достаточно в этом убедиться, взяв обычную поваренную соль, которая представляет собой хлорид натрия. Для этого смочите палочку водой и обмакните в соль, чтобы прилипли крупинки и внесите в пламя горелки (можно и конфорки). Также увидите, что пламя становится интенсивно-желтого цвета.
Видео по теме
Обратите внимание
При работе со спиртовкой соблюдайте меры предосторожности
Полезный совет
Для большего эффекта можно смочить промокательную бумагу солями натрия, высушить, после чего внести в пламя.

Совет 3: Как распознать сульфат натрия

Сульфат натрия (он же – натрий сернокислый, устаревшее название - «глауберова соль») имеет химическую формулу Na2SO4. Внешний вид – бесцветное кристаллическое вещество. Сульфат натрия широко распространен в природе в виде уже упоминавшийся «глауберовой соли», представляющей собой соединение этой соли с десятью молекулами воды: Na2SO4х10Н2О. Также встречаются минералы другого состава. Допустим, имеется целый ряд навесок солей, сходных по внешнему виду, и поставлена задача: определить, какая именно из них – натрий сернокислый.
Инструкция
1
Прежде всего, вспомните, что сульфат натрия – это соль, образованная сильным основанием (NaOH) и сильной кислотой (H2SO4). Поэтому ее раствор должен иметь рН, близкий к нейтральному показателю (7). Разведите небольшое количество каждой соли в воде и с помощью индикаторов лакмуса и фенолфталеина определите, какова среда в каждой пробирке. Запомните, что лакмус в кислой среде принимает красный оттенок, а фенолфталеин становится малиновым в щелочной.
2
Те пробы, в которых цвет индикаторов изменился, отставьте – в них точно нет натрия сернокислого. Вещества, рН растворов которых близок к нейтральному, подвергнете качественной реакции на сульфат-ион. Иными словами, прилейте к каждой пробе немного раствора хлористого бария. Та проба, где мгновенно образовался плотный белый осадок, наверняка содержит этот ион, потому что произошла такая реакция:Ba2+ + SO42- = BaSO4.
3
Остается выяснить, содержало ли это вещество, помимо сульфат-иона, еще и ион натрия. Может это был сернокислый калий или сернокислый литий, к примеру. Для этого небольшое количество сухого вещества, относящегося к этой пробе, поместите в пламя горелки. Если вы увидите ярко-желтую окраску – это наверняка ион натрия. Если же цвет будет ярко-красным – это литий, а темно-пурпурным – калий.
4
Из всего следует, что признаками, по которым можно распознать сульфат натрия являются:- нейтральная реакция среды водного раствора;
- качественная реакция на сульфат-ион (белый плотный осадок);
- желтая окраска пламени, в которое внесено сухое вещество. При выполнении условий можно смело утверждать - это именно сульфат натрия.
Видео по теме
Полезный совет
Сульфат натрия используется как компонент моющих средств, в производстве стекла. Также применяется в кожевенном производстве, в целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве тканей. Может использоваться в пищевой промышленности (по международной номенклатуре - Е514). Применяется при различных лабораторных работах в качестве осушителя разных органических соединений. До сих пор (хотя весьма редко) сульфат натрия может использоваться в медицине и ветеринарии.

Совет 4: Как получить муравьиную кислоту

Муравьиная кислота используется в разных целях, однако наиболее эффективно она помогает в медицине и широко используется в качестве активного средства против паразитов.
Муравьиную кислоту можно отнести к насыщенным одноосновным карбоновым кислотам. Она выглядит в качестве бесцветной жидкости, которая растворяется в таких веществах, как ацетон, бензол, глицерин и толуол. Чаще всего муравьиная кислота используется в виде пищевой добавки и зарегистрирована как E236. Ее название говорит само за себя, а все потому, что впервые она была получена англичанином в 1670 г. перегонкой из красных муравьев.

Где содержится муравьиная кислота

Большое количество данной кислоты можно найти в теле красного муравья, поэтому это вещество так распространено в природе. Обычно муравьиная кислота используется в медицине как обезболивающее средство для наружного применения. Также ее эффективно используют в химической промышленности в роли растворителя.

Помимо всего прочего, муравьиная кислота является активным средством против паразитов, поэтому она также может применяться в пчеловодстве.

Как получить муравьиную кислоту простым способом

Искусственная муравьиная кислота была впервые синтезирована французским ученым Джозефом Гей-Люссаком в 19 веке. Однако получить данное вещество можно простым способом. В первую очередь нужно знать, что основная формула этой кислоты такова: HCOOH.
Из этой формулы можно понять, что в состав муравьиной кислоты входя формилы и соли, которые носят название «формиаты». Если ее нагреть в серной кислоте, она начнет распадаться на воду и моноксид углерода.

Получить кислоту данного вида можно при производстве уксусной кислоты в качестве побочного продукта. Еще можно получить муравьиную кислоту методом разложения глицериновых эфиров, содержащихся в щавельной кислоте.

Ну и, пожалуй, последний способ получить муравьиную кислоту заключается в следующем: метиловый спирт CH3OH окисляется до состояния промежуточного алкандиола CH2(OH)2, после чего начинает выделяться вода H2O. За счет этой химической реакции образуется альдегид CH2O, а уже потом он превращается в муравьиную кислоту.
Видео по теме
Источники:
  • Как получить муравьиную кислоту
  • Муравьиная кислота
  • Муравьиная кислота
Видео по теме
Обратите внимание
Данная реакция поможет отличить HCOOH от других кислот, но не сможет выделить её среди других альдегидов.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше