Совет 1: Как определить формальдегид

Формальдегид или метаналь – это газообразное, с неприятным запахом органическое соединение класса альдегидов. Водный 40%-й раствор формальдегида известен как формалин. Иное название - муравьиный альдегид, так как при его окислении образуется муравьиная кислота. На формальдегид, как и на другие органические вещества, существует качественная реакция. Благодаря этому есть возможность распознать его среди других соединений, например, во время лабораторного исследования или при утрате этикетки со склянки.
Вам понадобится
  • - пробирки;
  • - нагревательный прибор;
  • - водяная баня;
  • - гидроксид калия;
  • - сульфат меди;
  • - формальдегид;
  • - нитрат серебра;
  • - раствор аммиака.
Инструкция
1
Химическая формула муравьиного альдегида НСОН. Формальдегид стоит первым в гомологическом ряду альдегидов и представляет собой вещество, имеющее функциональную альдегидную группу – СОН, которая обусловливает химические свойства альдегидов, а также дает возможность распознать его среди иных веществ других классов. Для более точного анализа, например, для определения формальдегида среди других альдегидов необходимы более сложные реагенты, а также специальное оборудование.
2
Характерной реакцией для альдегидов является реакция серебряного зеркала. Чтобы ее провести, необходимо, чтобы посуда имела идеальную стерильность, так как малейшие примеси на стенках пробирки могут свести результаты опыта к нулю. Возьмите пробирку и налейте в нее 2 мл нитрата серебра, раствор которого желательно приготовить перед началом выполнения работы. По каплям добавьте разбавленный раствор аммиака. Сначала появляется осадок, который затем растворяется. К полученной смеси прилейте не более 1 мл формальдегида и поместите пробирку на водяную баню. Ее стенки покроются тончайшим слоем серебра, который будет напоминать зеркальную поверхность. Это является результатом взаимодействия аммиачного раствора оксида серебра с формальдегидом. В итоге образуется муравьиная кислота и восстанавливается серебро.
3
Окисление формальдегида гидроксидом меди (II). Возьмите пробирку, налейте в нее 2 мл сульфата меди (II), после чего добавьте к нему гидроксид калия. В результате реакции выпадет осадок голубого цвета. Добавьте к нему 1 мл метаналя и нагрейте раствор. Сначала выпадет осадок желтого цвета за счет образования гидроксида меди (I). Продолжайте нагревание - желтый осадок изменит свою окраску на красную. Это происходит за счет того, что гидроксид меди (I) разложился на оксид меди (I) и воду. Формальдегид в данной реакции окислился до муравьиной кислоты. Выпадение сначала желтого, а затем красного осадка и является показателем наличия альдегида.

Совет 2: Как распознать формальдегид

Формальдегид, он же муравьиный альдегид, метаналь - это бесцветный ядовитый газ с резким удушливым запахом. Хорошо растворим в воде. А водный 40 %-ный раствор формальдегида называется формалином. Это прозрачная бесцветная жидкость со своеобразным острым запахом. Для установления подлинности раствора формальдегида рекомендуется использовать общую на альдегиды реакцию восстановления серебра из соединений (реакцию серебряного зеркала). Идентифицировать формальдегид от других альдегидов можно с помощью реакций образования окрашенных продуктов присоединения с фенолами в присутствии концентрированной серной кислоты (реакция Хичкока).
Вам понадобится
  • Колба емкостью 50-100 мл или пробирка
  • пипетка, 2 пробирки
  • 10%-й раствор нитрата серебра
  • 2Н раствор едкого натрия
  • 25%-й раствор аммиака
  • стакан с горячей (кипящей) водой
  • формалин
  • салициловая кислота
  • серная кислота
Инструкция
1
Проведите реакцию серебряного зеркала для определения альдегида среди других органических веществ.
Очистите колбу или пробирку от механических загрязнений, промойте ершиком с мыльной водой и ополосните дистиллированной водой.
2
В колбу налейте 15 мл 10%-й раствор нитрата серебра и 15 мл 2Н раствора едкого натрия.
Добавьте постепенно 25%-й раствор аммиака до тех пор, пока образующийся вначале осадок не растворится.
3
Добавьте осторожно по стенке 0,5-1 мл формалина и поместите колбу в стакан с горячей (кипящей) водой. Вскоре в колбе образуется красивое серебряное зеркало.
4
Для определения формальдегида среди других альдегидов используйте реакцию конденсации (реакцию Хичкока).
Налейте в пробирку 3 мл концентрированной серной кислоты. Осторожно добавьте 3 капли формалина. Полученный раствор называется реактивом Коберта.
5
В другую пробирку поместите немного салициловой кислоты, добавьте 2 капли серной кислоты и через несколько минут смешайте с одной каплей приготовленного реактива.
Вскоре появится розовое окрашивание (иногда для этого необходимо слабое нагревание).
Видео по теме
Обратите внимание
Малейшие загрязнения мешают восстанавливающемуся серебру образовывать зеркало и заставляют его выделяться в виде рыхлого осадка.
По окончании работы аммиачные растворы нитрата серебра немедленно вылейте в соляную кислоту (специальная склянка для отходов серебра); посуду облейте водой, так как при стоянии образуется гремучее серебро, легко взрывающееся без причин.
Реакция серебрянного зеркала - общая качественная реакция на карбоксильную группу, следовательно, не позволяет выделить формальдегид среди других альдегидов.
Полезный совет
Серебряное зеркало лучше образуется в том случае, если стенки сосуда гладкие и растворы не слишком концентрированные.
Источники:
  • backwardation.ru
Обратите внимание
При выполнении работы обязательно соблюдайте правила техники безопасности. Формальдегид является канцерогенным веществом, поэтому работа с ним требует точного выполнения требований безопасности.
Источники:
  • формальдегид качественная реакция
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше