Совет 1: Как расшифровать общий анализ крови

У здорового человека, как правило, все показатели крови относительно постоянны. Кровь реагирует на малейшее изменение в состоянии здоровья. Поэтому по общему анализу крови можно определить какие-либо изменения в организме. Общий анализ (гемограмма) проводится по капиллярной крови, которую берут путем прокалывания кожи пальца скарификатором. Кровь на анализ сдается в утренние часы натощак.
Как расшифровать общий анализ крови
Инструкция
1
Гемограмма включает исследование следующих показателей:
- гемоглобин;
- цветной показатель;
- эритроциты;
- скорость оседания эритроцитов;
- тромбоциты;
- лейкоциты;
- лейкоцитарная формула;
- лейкоцитоз;
- лейкопения;
- время свертывания крови.Одним из основных показателей общего анализа крови является показатель гемоглобина. Гемоглобин – это цветной дыхательный пигмент крови. Норма для мужчин – 14,5 г%, для женщин – 13 г%. Анемии разной этиологии, кровопотеря уменьшают концентрацию гемоглобина. Сгущение крови, эритремия, эритроцитоз выражаются повышением концентрации гемоглобина.
2
Цветной показатель – это количество содержащегося гемоглобина в эритроците. Норма - от 0,85 до 1,15. Этот показатель имеет значение при определении разных форм анемии.
3
Эритроцитами называются безъядерные клетки крови, которые содержат гемоглобин. Их образование происходит в костном мозге. Норма эритроцитов у мужчин – 4000000–5000000 в 1 мкл крови, у женщин – 3700000–4700000. Увеличенное значение показателей эритроцитов наблюдается при заболеваниях, характеризующихся повышенной концентрацией гемоглобина. Лейкозы, миеломная болезнь, дефицит витамина В12, гемолитическая анемия, злокачественные метастазы вызывают снижение показателей эритроцитов в крови.
4
Скорость оседания эритроцитов – это миллиметры плазмы, которые отслаиваются в течение часа. У мужчин норма – до 10 мм / ч, у женщин – 14-15 мм / ч. Ускорение оседания эритроцитов указывает на патологический процесс в организме.
5
Тромбоцитами называют клетки крови, которые содержат ядро. Свертывание крови происходит при их непосредственном участии. Норма тромбоцитов в 1 кубическом мм крови человека – 180–320 тыс. Уменьшение их количества бывает при болезни Верльгофа, симптоматической тромбоцитопении, которые проявляются излишней кровоточивостью.
6
Бесцветные клетки крови называют лейкоцитами. Лейкоциты имеют ядро и способны амебоидно двигаться. Их задача – активное поглощение отмерших клеток и бактерий. Их количество колеблется от 4 до 9 тысяч в 1 мкл крови.
7
Существуют следующие формы лейкоцитов: эозинофилы – 0,5-5%, базофилы – 0,1%, сегментоядерные нейтрофилы 47-72%, моноциты 3-11%, лимфоциты – 19-37%, палочкоядерные нейтрофилы – 1-6%. Лейкоцитарной формулой называется количественное соотношение отдельных форм лейкоцитов. Различные патологии в организме приводят к изменениям лейкоцитарной формулы.
8
Увеличенное количество лейкоцитов в крови называют лейкоцитозом. Некоторые острые инфекции, интоксикация, болезни крови и прочие заболевания приводят к лейкоцитозу. Как правило, при этом увеличивается количество нейтрофилов, реже – другие виды лейкоцитов.
9
Лейкопенией называют уменьшенное количество лейкоцитов. Бывает при лучевом поражении, контакте с химическими веществами, заболеваниях системы кроветворения, медикаментозном отравлении, вирусных и бактериальных инфекциях.
10
Показатель свертывания крови – это время кровотечения из надреза или прокола кожи. По Дьюку – норма 1-4 минуты.
Показатель свертывания – это время образования сгустка от момента контакта крови с чужеродной поверхностью. Норма по Ли-Уайту – 6-10 минут.
Обратите внимание
Благодаря содержащимся в крови лейкоцитам, антителам, антитоксинам и лизинам, кровь выполняет защитные функции. Она доставляет к тканям питательные вещества, кислород, регулирует водно-солевой обмен и поддерживает постоянную температуру тела.
Полезный совет
У мужчин в среднем 5,2 литра крови, у женщин – 3,9 литра крови.
Источники:
  • анализ крови формула в 2018

Совет 2 : Как разобраться в анализах

Результаты анализов могут очень многое рассказать о состоянии организма человека и помочь распознать возможное заболевание. Однако на руки пациент получает «таинственные записи». Безусловно, заниматься самолечением не стоит, но разбираться в анализах необходимо хотя бы для того, чтобы чувствовать себя уверенно в общении с врачами. В этом помогут несколько базовых рекомендаций.
Как разобраться в анализах
Инструкция
1
В большинстве случаев бланк анализов содержит поле с данными о нормах показателей. Если результат отклоняется в большую или меньшую сторону, это говорит о тех или иных сбоях в организме. Но не спешите пугаться.
2
Для начала выясните, за что отвечает показатель в отношении которого зафиксировано отклонение, о чем говорит его колебание. Кроме того, небольшие изменения часто имеют временный характер. Или уровень нормы в бланках лаборатории, которая проводит для вас диагностическое исследование, может слегка отличаться от стандартной.
3
Если вы получили «плохие» результаты анализов, т.е. в них зафиксированы серьезные превышения нормы по одному или нескольким значениям, то стоит провести альтернативную диагностику в другой лаборатории, чтобы исключить случайность или возможную ошибку лаборанта.
4
В детальной интерпретации результатов клинических исследований поможет тематическая литература. Вот лишь несколько примеров: «О чем говорят ваши анализы: медицинские нормы лабораторных и функциональных показателей» (Т.Ф. Цинко, В.Е. Романовский), «Учимся понимать свои анализы» (Елена Погосян), «Как понять результаты анализов. Диагностика и профилактика заболеваний» (И.В. Милюкова), «О чем говорят анализы?» (Е.Н. Панкова, И.В. Панова, Н.Н. Ячменникова, А.В. Голубчик).
Видео по теме
Источники:
  • 15 книг, которые научат, как разбогатеть и как распорядиться

Совет 3 : Как понять результаты анализов

Для верной диагностики чаще всего требуется проведение анализов. Большинство заболеваний так или иначе меняет свойства крови и мочи. Ориентируясь по этим изменениям, врач может поставить правильный диагноз и назначить подходящее лечение. Помимо этого, лабораторная диагностика дает возможность отслеживать результативность проводимой терапии и зафиксировать окончательное выздоровление пациента.
Как понять результаты анализов
Инструкция
1
Львиная доля болезней диагностируется по результатам общего анализа крови, поэтому педиатры/терапевты и узкие специалисты часто дают направление на данный анализ. Он выполняется в течение часа, а интерпретация результатов обычно не вызывает затруднений у врача. Однако не все из них готовы подробно комментировать анализ пациенту, поэтому важно уметь самостоятельно разобраться в результатах.
2
Гемоглобин является одним из самых важных показателей крови. Его понижение обычно свидетельствует об анемии, а повышение указывает на сгущение крови, которое, как правило, вызвано обезвоживанием. Норма оценивается в г/л и составляет:- у новорожденных 134-198;
- в трехмесячном возрасте 94-130;
- до 12 лет 110-140;
- у женщин 115-150;
- у мужчин 120-160.
3
Повышение эритроцитов чаще всего наблюдается при обезвоживании, но в некоторых случаях может указывать на поликистоз почек или дыхательную/сердечную недостаточность. Понижение эритроцитов чаще всего вызвано анемией. Единицей измерения является млн/мкл, а нормой является:- для новорожденных 3,90-5,90;
- в трехмесячном возрасте 3,30- 5,10;
- у детей до 12 лет и женщин 3,80-5,00;
- у мужчин 4,10-5,70.
4
Тромбоциты повышаются в результате большой кровопотери (травма, операция), при заболеваниях воспалительного или инфекционного характера, при гемолитической анемии, и в редких случаях - при онкопатологии. Понижение количества тромбоцитов может указывать на аутоиммунные и гематологические заболевания, а также на бактериальную инфекцию. Часто тромбоциты немного понижены у беременных, но обычно это не является проблемой и не требует принятия экстренных мер (разумеется, если понижение значительно, требуется выяснение причины и медицинская помощь). Норма тромбоцитов одинакова для всех возрастных категорий и составляет 150-400 тыс/мкл.
5
Повышение лейкоцитов может быть признаком инфекции или воспаления, гемобластоза, онкологического заболевания и интоксикации. После травмы, операции и интенсивной физической нагрузки лейкоциты также повышаются, но это не требует специфического лечения. Снижение лейкоцитов чаще всего вызвано аутоиммунными заболеваниями, истощением, анемией и болезнями системы кровообращения. Но химиотерапия и лечение антибиотиками также вызывают лейкопению (снижение нормы лейкоцитов). Единицей измерения лейкоцитов является тыс/мкл, а норма составляет 4,50-11,00. При отсутствии жалоб у детей допустимо превышение нормы до 14,00 тыс/мкл, а у младенцев - до 17,5 тыс/мкл.
6
Ускорение (повышение) СОЭ отмечается при инфекциях и воспалениях, переломах и травмах, вызвавших большую кровопотерю, аутоиммунных заболеваниях, новообразованиях и некоторых других состояниях. Нормой является 0-12 мм/ч.
7
Анализ мочи чаще всего назначается при подозрениях на заболевания мочевыделительной системы, но также может быть показан для оценки общего состояния пациента.Нормой является желтый цвет мочи (допустимы различные оттенки), наличие солей меняет окраску образца. Непрозрачная моча может свидетельствовать о наличии в ней эритроцитов, лейкоцитов, солей и бактерий. Все это является не является нормой.
8
Удельный вес больше 1003-1035 г/л может указывать на наличие белка, сахарный диабет или обезвоживание. Сниженная плотность наблюдается при почечной недостаточности и несахарном диабете.
9
Наличие глюкозы в моче недопустимо, так как это является признаком диабета.
10
Если в образце обнаружен белок, необходимо исключить инфекцию, нефропатию, гломерулонефрит и опухоль.
11
Появление в моче кетоновых тел часто наблюдается после высокой температуры или вследствие истощения. Остальные причины являются куда более серьезными: интоксикация, эклампсия, диабет и предкоматозное состояние.
12
Эритроцитов в моче также не должно быть. Их появление может быть признаком мочекаменной болезни, инфекции или даже опухоли.
13
Если в моче 5 лейкоцитов в поле зрения - это является нормой. Превышение этой цифры может указывать на воспаление, а также другие острые и хронические заболевания мочеполовой системы.
14
Бактерии и соли в норме отсутствуют. А вот слизь в незначительных количествах - допускается.
Видео по теме

Совет 4 : Как понять анализы крови

Диагностика большинства заболеваний начинается с проведения общего анализа крови. Кроме того, данное исследование часто назначается в рамках диспансеризации. Своевременное обнаружение тех или иных отклонений в анализе позволяет поймать болезнь в самом начале, что крайне важно для успешного лечения.
Как понять анализы крови
Инструкция
1
Одним из первых и важных показателей общего анализа крови является гемоглобин. При обезвоживании он, как правило, повышается. А вот при анемии - снижается. Поэтому при получении результата, выходящего за рамки референсных значений, необходимо проконсультироваться хотя бы с терапевтом, а в случае значительного отклонения от нормы - с гематологом. Единица измерения гемоглобина - г/л, а нормальное значение зависит от возраста пациента:- у детей первого месяца жизни 135-199;
- к 3 месяцам 95-130;
- у детей младше 12 лет и женщин 110-140, хотя у женщин допускается значение до 150;
- у мужчин норма составляет 120-160.
2
Повышение количества эритроцитов обычно также указывает на обезвоживание, хотя изредка это является признаком сердечной/дыхательной недостаточности или поликистоза почек. Отклонение от нормы в меньшую сторону является признаком анемии. Нормы оцениваются в млн/мкл и составляют:- 3,90-5,90 у новорожденных;
- 3,30-5,10 в возрасте трех месяцев;
- 3,80-5,00 у детей и женщин;
- 4,10-5,70 у мужчин.
3
Повышение тромбоцитов обычно вызвано значительной кровопотерей, причиной которой может быть травма или операция. Инфекции и воспаления, гемолитическая анемия и некоторые виды онкологических заболеваний могут также изменить количество тромбоцитов в большую сторону. А вот снижение их числа наблюдается при бактериальных инфекциях, а также гематологических и аутоиммунных заболеваниях. Физиологическое снижение тромбоцитов происходит у беременных, но нужно следить за тем, чтобы оно было незначительным, иначе женщине будет показана консультация гематолога. Нормальное значение тромбоцитов равняется 150-400 тыс/мкл. Это один из немногих показателей, который постоянен для всех возрастных категорий.
4
Лейкоцитоз (повышение лейкоцитов) может быть вызван воспалением или инфекционным заболеванием. Гемобластоз, интоксикация и некоторые виды онкологических заболеваний также повышают количество лейкоцитов. В послеоперационном периоде, а также после травмы повышение лейкоцитов физиологично, но врачи часто предпочитают провести профилактическое лечение антибиотиками, чтобы не пропустить присоединение бактериальной инфекции.Аутоиммунные болезни, анемия, истощение и заболевания системы кровообращения понижают количество лейкоцитов, хотя прежде чем искать причину лейкопении, следует вспомнить, не принимали ли вы недавно антибиотики. Они (наравне с цитостатиками) на время снижают число белых кровяных клеток. Нормальные значения лейкоцитов колеблются в пределах 4,50-11,00 тыс/мкл, но у детей допускается незначительное превышение данной нормы (не выше 14,00 тыс/мкл).
5
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ или РОЭ) повышается при травмах, воспалениях и инфекциях. Большая кровопотеря, новообразования, аутоиммунные заболевания также ускоряют СОЭ. Поэтому если ваш показатель превышает 12 мм/ч, необходимо вместе с врачом найти причину и провести лечение.
Видео по теме

Совет 5 : Как читать результаты анализов

Часто, получая от врача бланк с результатами анализов, сложно понять, что стоит за странными обозначениями. Определить, о чем они говорят - здоровы ли вы или ваш ребенок, есть ли какие-то отклонения от нормы? Конечно, лечащий врач может разъяснить ситуацию, но неплохо было бы уметь самостоятельно разбираться в этих показаниях.
Как читать результаты анализов
Инструкция
1
Получив бланк результатов общего анализа крови, обратите внимание на показатели под буквами RBC. Они обозначают количество эритроцитов. Один миллилитр крови содержит 3,8-5,8 миллионов красных кровяных телец. Меньшее количество говорит об анемии.
2
Если показатель RBC ниже нормы, обратите внимание на показатели гемоглобина. Они обозначаются буквами HGB. Норма содержания гемоглобина в крови – от 110 до 165 граммов на литр. Если этот показатель ниже, то это говорит о железодефицитной анемии. Кроме того, низкий гемоглобин препятствует свертываемости крови. Повышенный же уровень гемоглобина может быть признаком хронического лейкоза.
3
Теперь читайте следующий показатель - HCT. Это количество тромбоцитов. Их норма составляет 350-500 тысяч на один миллилитр крови. Более низкий уровень тромбоцитов влечет за собой пониженную свертываемость крови.
4
Обратите внимание на показатель WBC. Так обозначают лейкоциты. Их нормальное содержание в крови - 3,5-10 тысяч на один миллилитр. Если этот показатель понижен или повышен, это свидетельствует о том, что в организме идут воспалительные процессы.
5
Посмотрите показатель П/ядерных и С/ядерных лейкоцитов. Их число должно составлять до 5% от общего количества зрелых лейкоцитов. Превышение этого показателя указывает на воспаление.
6
Показатель ЛИМ обозначает лимфоциты, уровень которых не должен превышать 30% от количества лейкоцитов. Более высокий уровень может быть признаком туберкулеза или лимфолейкоза.
7
Количество эозонофилов обозначается буквами ЭОЗ. Если этот показатель больше 5%, это говорит о склонности к аллергии.
8
Последний показатель – СОЭ. Это обозначение скорости оседания эритроцитов. Показатель СОЭ выше 20 миллиметров является признаком воспаления.
Видео по теме

Совет 6 : Как проверить анализ крови

Самым распространенным методом диагностики является общий анализ крови. С его помощью можно выявить инфекцию, гематологические заболевания, аллергию, иммунодефицит и другие проблемы, требующие принятия срочных мер. И если расшифровка результатов не вызывает затруднений у опытных специалистов, то пациенты, как правило, не в курсе допустимых норм и причин отклонений от них.
Как проверить анализ крови
Инструкция
1
Важным показателем является уровень гемоглобина. Его повышение встречается не так уж часто и свидетельствует, как правило, об обезвоживании. Понижение гемоглобина - довольно распространенное явление, в большинстве случаев указывающее на анемию. Отклонение от нормы требует консультации терапевта, а лучше - гематолога. Если уровень гемоглобина колеблется в пределах 110-140 г/л (у мужчин 120-160 г/л) - повода для волнения нет.
2
Не менее важное значение имеет уровень эритроцитов, который в норме составляет 3,80-5,00 млн/мкл. Отклонение от нормы в большую сторону сигнализирует об обезвоживании (в редких случаях - о дыхательной или сердечной недостаточности). Понижение числа эритроцитов является признаком анемии.
3
Обратите внимание на уровень тромбоцитов. Повышение их количества не менее серьезно, чем снижение. Превышение значения в 400 тыс/мкл может указывать на инфекцию, кровотечение или гемолитическую анемию. Уровень ниже 150 тыс/мкл является признаком гематологического или аутоиммунного заболевания. Если число тромбоцитов меньше 50-70 тыс/мкл, требуется срочная госпитализация и переливание крови, так как есть риск возникновения внутреннего кровотечения.
4
Еще одним важным показателем являются лейкоциты. Если их число ниже 4,50 тыс/мкл, вероятнее всего, у вас вирусная инфекция. Однако, ставить окончательный диагноз без консультации врача нельзя, так как лейкопения иногда является признаком аутоиммунных и гематологических заболеваний. Лейкоцитоз выше 12 тыс/мкл обычно свидетельствует о бактериальной инфекции. Значительное отклонение от нормы может быть признаком онкогематологического заболевания.
5
СОЭ выше 12 мм является признаком воспалительного процесса. Однако делать выводы без врачебной консультации нельзя. Иногда даже незначительное отклонение от нормы является признаком онкологического или аутоиммунного заболевания.
Видео по теме
Источники:
  • проверка анализа крови

Совет 7 : Анализ крови: зеркало здоровья

Кровеносная система омывает все внутренние органы, связывая их между собой в единую сеть. Именно поэтому кровь как зеркало отражает все процессы, происходящие в организме, чутко реагируя на любое изменение здоровья. Анализ крови является совершенно необходимым элементом обследования при диагностировании многих заболеваний.
Анализ крови: зеркало здоровья
Кровь человека на 60% состоит из питательной жидкости, которая называется плазмой, а оставшиеся 40% - это различные клетки, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и многие другие. Именно наличие и количество всех этих веществ, а также содержание солей, электролитов, натрия, глюкозы, белков и прочих химических элементов дает врачам представление о том, какие процессы происходят в организме, нормально ли работают внутренние органы, нет ли инфекций и воспаления.
Кровеносная система участвует во всех аспектах жизни организма: она снабжает органы кислородом и питательными веществами, отводит отходы, поддерживает постоянную температуру, осуществляет защитные функции и многое другое.

В зависимости от того, что нужно узнать о пациенте, ему можно сделать общий, биохимический, иммунологический, клинический анализ. Применяются анализы крови в самых различных ситуациях для оценки общего состояния здоровья, постановки диагноза, определения эффективности лечения и тому подобное. Чаще всего анализ крови применяют в следующих случаях:

Определение наличия различных инфекций и скрытого воспаления

Кровь играет важнейшую роль в борьбе иммунной системы с инфекциями и воспалением. При наличии такого рода заболеваний происходит резкое повышение уровня антител, по количеству и виду которых можно судить о присутствии или отсутствии того или иного возбудителя.

Оценка работы внутренних органов

По составу крови можно очень многое сказать о том, как работают различные органы. Например, поврежденная печень выбрасывает в кровь определенные ферменты, свидетельствующие о ее неблагополучии. При болезни почек в крови наблюдается повышенное содержание калия и мочевины, которые обычно быстро выводятся с мочой.
Повышенное содержание сахара говорит о проблемах с поджелудочной железой, которая не выделяет достаточное количество инсулина. Если вовремя не принять меры, может начаться сахарный диабет.

Так как кровеносная система обеспечивает насыщение организма кислородом и отведение углекислого газа, то с помощью специального анализа можно выявить различные респираторные заболевания. По уровню в крови кислорода и углекислого газа можно с уверенностью судить о работе легких.

Выявление нарушений иммунитета

Специальный новейший анализ крови способен на молекулярном уровне определить, как работает иммунитет, чего ему не хватает, где происходят сбои. Этот метод выявляет наличие аллергических реакций, а также помогает бороться с такими заболеваниями, как красная волчанка и ревматоидный артрит.

Генетический анализ

Кровь – очень удобный образец для исследования ДНК, с помощью определенного анализа можно выявить целый ряд тяжелых наследственных заболеваний, чтобы их вылечить или взять под контроль на начальной стадии.

Совет 8 : Какой анализ может показать все болезни

Анализ крови среди всех существующих имеет особое значение. Это самый распространенный анализ, который может указать на множество проблем, связанных со здоровьем любого живого организма. В свою очередь биохимический анализ крови дает самую развернутую картину состояния здоровья человека и диагностирует практически все возможные болезни.
Какой анализ может показать все болезни
Инструкция
1
При обращении пациента с жалобами на здоровье и самочувствие или при постановке на учет во время беременности врачами в первую очередь назначается биохимический анализ крови. Сданная кровь на биохимию рассказывает лаборанту и врачу полную историю состояния человека, сдавшего анализ. По этому анализу можно узнать, здоров ли полностью человек, не имеются ли в его организме воспалительные процессы. Также анализом оценивается состояние его обмена веществ, функционирования всех внутренних органов.
2
Биохимический анализ крови указывает на недостаток тех или иных витаминов в организме человека, рассказывает, в каком состоянии находится его иммунная система, гормональный фон.
3
Назначить анализ крови на биохимию может любой специалист современной медицины. Чаще всего ответ в своих вопросах диагностирования болезни через данный анализ ищут такие врачи, как гинекологи, эндокринологи, урологи, кардиологи, гастроэнтерологи, терапевты, дерматологи и многие другие.
4
Немаловажный факт заключается в том, что анализ на биохимию может указать на возможное серьезное заболевание человека в будущем. То есть задолго до его острого развития. С помощью анализа крови на биохимию можно предупредить болезни, заранее узнать о скрыто протекающих воспалительных заболеваниях внутри организма.
5
Очень важно правильно подготовиться к сдаче анализа крови на биохимию, чтобы его результаты не были искажены. Анализ берется из вены (у локтя) объемом приблизительно до пяти миллилитров крови. За 24 часа до сдачи анализа исключите прием алкоголя. За час до него – не курите. Анализ на биохимию сдавайте только на пустой желудок, рано утром. То есть проснувшись после ночного сна, вы не должны ничего есть и пить, кроме воды. Не допускаются ни чай, ни компот, ни жевательная резинка. Любой продукт, съеденный на завтрак или по дороге в поликлинику, вызовет искажение данных анализа.
6
Между последним приемом пищи, то есть ужином, и анализом на биохимию должно пройти не менее двенадцати часов. Также постарайтесь не нервничать перед сдачей крови, исключить физические нагрузки, даже утреннюю гимнастику, избегайте стресса. Готовность анализа обычно наступает через день-два после его сдачи.
Обратите внимание
Показателей, включенных в стандартный анализ крови на биохимию, огромный список. Самые распространенные из них и наиболее важные, это: исследование крови на уровень глюкозы в ней (профилактика диабета), на билирубин (оценка состояния печени), холестерин (профилактика атеросклероза, сердечных заболеваний) и другие.
Полезный совет
Не пытайтесь самостоятельно или с помощью лаборанта в поликлинике расшифровывать данные вашего анализа на биохимический состав крови. Правильно растолковать те или иные показатели могут только врачи, давшие вам направление в лабораторию.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500