Совет 1: Что такое социальная психология как наука

Социальная психология является отраслью психологии. Она изучает характеристики социальных групп людей, а также закономерности в поведении и деятельности человека под влиянием факта его включения в эти группы.

Все вопросы, изучаемые социальной психологией, вытекают из разнообразных форм контактов между людьми. Эта наука находит закономерности познания людьми друг друга, построения отношений между ними, а также закономерности взаимовлияния в результате этих отношений.

Истоками социальной психологии считаются труды античных философов Аристотеля и Платона. В их произведениях приведен анализ наблюдений за поведением людей, написано множество рассуждений о взаимосвязи между особенностями человека и его положением в обществе, о влиянии людей друг на друга. В дальнейшем их идеи стали основой для разработки системы положений социальной психологии.

Социальная психология как наука помогает понимать других людей, оказывать влияние на контакты и устанавливать наиболее приемлемые отношения в воспитательной, политической, хозяйственной и других отраслях жизнедеятельности человека. Предметом исследования социальной психологии являются разнообразные контакты между людьми. Социальная психология разделяет непосредственные контакты («лицом к лицу») и опосредствованные контакты (с использованием средств массовой коммуникации). Все они могут быть случайными и непродолжительными или носить систематический характер.

Объектом исследований этой науки могут являться и небольшие группы людей, и целые нации, партии, штатный персонал различных фирм. Все эти группы могут быть различной степени организованности (например, толпа на площади и военное подразделение). Объектом исследований выступают отношения между отдельными людьми в группах и между целыми группами. Социальная психология исследует, например, такие отношения, как взаимопонимание, конфронтация.

В социальной психологии выделяют следующие разделы:

- социальная психология личности;
- социальная психология общения и межличностного взаимодействия;
- социальная психология групп.

Психология личности занимается проблемами общественной природы личности, ее социализации, мотивации поведения. Виды средств коммуникаций и их механизмы изучает социальная психология общения и взаимодействия между личностями. Психология групп рассматривает процессы, явления, динамику, структуру групп, изучает различные стадии их жизнедеятельности, а также взаимоотношения между группами. Эти знания позволяют не только понять каждую группу людей в системе отношений общества, но и превратить ее в коллектив.

Главной практической задачей социальной психологии является оптимизация управления социальными процессами в системе воспитания, в сфере быта и семьи, в экономике и в других сферах общества.

Совет 2: Что такое социальная психология

Социальная психология изучает процессы, которые происходят в обществе и их влияние на личность. Предметом ее изучения являются закономерности, факты и механизмы поведения, которые возникают при общении людей.
Социальная психология – научная дисциплина, которая изучает явления, появляющиеся при общении и непосредственном взаимодействии людей. Эта наука сформировалась во второй половине 19 столетия. По сегодняшний день она остается смежной отраслью, находясь на грани психологии и социологии. До этого периода знания о человеке и окружающем мире изучались с философской, антропологической, исключительно социальной стороны. Отдельные идеи можно было встретить в работах Платона, Аристотеля, Л Фейербаха и Г. Гегеля. Именно на основе их стало заграждаться новое научное направление, в котором объединились сразу несколько дисциплин.

Предмет социальной психологии

Существует четыре основания, которые определяют предмет науки:
- характеристика индивида, как участника социума;
- общение людей, их взаимодействие;
- группы и общности, как целостные образования;
- механизмы социального воздействия на субъекта.

Соответственно, в рамках отрасли изучаются психологические процессы, которые формируются и проявляются в тот момент, когда происходит взаимодействие человека с окружающими людьми или группами. В результате этого появляются такие черты характера как коммуникабельность, агрессивность, конфликтность, эмотивность и некоторые другие.

Важную роль на поведение человека оказывает феномен взаимодействия между отдельными личностями. Он может проявляться в системе родительско-детских, супружеских, педагогических, управленческих взаимоотношений.
Психологические процессы в науке рассматриваются как свойства отдельных социальных общностей. К ним относятся массовые психические явления, например, поведение толпы, паника.

Задачи социальной психологии

Одной из главных задач является изучение структуры и механизмов явлений, происходящих в обществе. Для этого анализируются проблемы общественных установок, социализации, а также характеристики социальных общностей.

Социальная психология выявляет те факторы, которые оказывают влияние на динамику социально-психологических явлений. На их основе выстраиваются прогнозы, которые являются основанием для выдвижения рекомендаций и предложений. Они направлены на оптимизацию управления этими процессами. В дальнейшем они применяются для повышения компетентности человека и разрешения возникающих проблем психологического характера.

Таким образом, в социальной психологии человек рассматривается, как субъект социальных отношений. Его сознательная деятельность является качеством, определяемым включенностью во взаимодействие с социумом.
Видео по теме

Совет 3: Современная психология как наука

Современная психология – разветвленная и довольно сложная система знаний, включающая в себя ряд отраслей, развивающихся самостоятельно. Богатство направлений этой науки обусловлено тем, что жизнь за последние несколько десятилетий очень усложнилась. Перед психологией стоят задачи, решение которых требует кропотливого изучения новых реалий, имеющих отношение к личности и ее положению в социуме.
Инструкция
1
Методы психологической науки и ее структура от десятилетия к десятилетию неуклонно развиваются, расширяется исследовательская база, растет квалификация специалистов. Науковеды насчитывают несколько десятков отдельных дисциплин и направлений, так или иначе связанных с психологическим знанием. К традиционным отраслям психологии, зародившимся полтора столетия назад, все время добавляются новые, постепенно обретающие самостоятельность.
2
Центральное место в системе психологических наук продолжает занимать общая психология. Она выполняет функцию интегратора, объединяющего в единую систему другие отрасли. Общая психология рассматривает закономерности развития и функционирования психики, предоставляя ученым методологию исследований и обобщенные теоретические положения.
3
Отдельно в структуре современной психологии принято рассматривать отрасли, которые исследуют проблемы видов человеческой деятельности. Сюда можно отнести психологию труда, клиническую, юридическую и педагогическую психологию. Очень возросло в последние годы значение инженерной психологии, занимающейся вопросами взаимодействия человека с техническими системами.
4
Изменение экономических реалий способствует развитию направлений психологии, в центре которых находятся самые разные аспекты управления, рекламы и бизнеса. В условиях свободной рыночной экономики возрастает значение психологии маркетинга, носящей прикладной характер. Успех в предпринимательской деятельности приходит к тем, кто учитывает психологические особенности взаимодействия между производителями и потребителями товаров и услуг.
5
Не снижается практическая значимость отраслей психологии, изучающих самые разные аспекты развития человека. Востребованы исследования в области возрастной, дифференциальной и сравнительной психологии. Полученные учеными результаты находят применение в деятельности образовательных и социальных учреждений. Отдельной отраслью стала психология аномального развития, рассматривающая вопросы нарушений психики и поведения.
6
Тенденции развития цивилизации позволяют предположить, что в ближайшие десятилетия роль психологии в системе наук будет возрастать. Исследователи считают, что новое столетие принесет расцвет наукам о человеке. Индивид и социальная группа – основные единицы взаимодействий в социуме. Знание закономерностей психологии личности и коллектива дает возможность выстраивать в современном обществе эффективные отношения.
Видео по теме

Совет 4: Экспериментальная психология как наука

Психология - это наука, которая занимается изучением поведения человека и животных, основываясь на их психических особенностях, жизненном опыте и воспитании. Все эти знания в науке получаются путем экспериментов.
Инструкция
1
Потребность человека в самопознании и правилах взаимодействия с другими людьми создала такую науку как экспериментальная психология, которая существует уже очень много веков. Все люди по своей природе являются очень разными, однако разделение их на некоторые социальные группы помогает объяснить их поведение. Сам термин «психология» в переводе с греческого языка означает «душа» и «знание», то есть - это наука о душе.
2
Классифицируя людей на некоторые группы и коллективы по их виду деятельности, жизненному опыту и характерными особенностями, экспериментальная психология старается объяснить их поведение. Через наблюдения некоторых процессов и структур эта наука рассказывает нам о типах личности и способах взаимодействия с ними. Она включает в себя естественнонаучный и гуманитарный подход.
3
Психология помогает человеку справиться со своими страхами, переживаниями, направляет его в правильное русло. Через множество тестов каждый может самостоятельно разобраться в своих желаниях, выбрать подходящую ему профессию и обрести внутреннюю гармонию. Кроме того, данная наука помогает с выбором партнера и дает советы при создании семьи. Современная экспериментальная психология изучает также влияние технического прогресса на психику человека. Собирая факты по крупинкам, наука о душе человека проводит многочисленные опыты и делает заключительные выводы, которые можно смело применять на практике.
4
Роль этой науки в современном обществе огромная. Психологи на фирмах проводят анализ будущих сотрудников, что помогает им определить необходимые качества для дальнейшей работы в данной организации. Практически каждый человек, когда испытывает некоторое затруднение или потерянность в жизни, прибегает к помощи психологических статей или профессиональных психологов.
5
Любые знания в психологии накапливаются путем исследования личности и проводимых экспериментов над ней. Все это создает определенный раздел психологии – экспериментальная психология, который включает в себя различные научные методы по исследованию общества и индивида. Экспериментальная психология – это не отдельный вид психологии, а общий подход к данной науке, охватывающий все ее области.
Видео по теме
Обратите внимание
Экспериментальная психология ставит перед собой четыре основные задачи в поведении человека: описать, предугадать, объяснить и контролировать.
Полезный совет
Объект психологии - это далеко не весь предмет. Он может заниматься изучением одного аспекта, который может казаться незначительным.

Совет 5: Что изучает психология

Психология, как наука, предназначена для изучения человека, его внутреннего мира. Посредством ознакомления с ней можно понять то, как каждый индивидуум воспринимает окружающий его мир, как он его запоминает, что думает о нем, что фантазирует и так далее.
Инструкция
1
Прежде чем ответить на вопрос, что изучает психология, стоит уточнить, что в настоящее время под данным понятием объединены одновременно более десятка наук. Все они направлены на изучение и решение вопросов о сущности человека, его происхождении, о тех законах, которым он определенным образом подчиняется в процессе своего развития и последующего функционирования.
2
Психология, как наука, изучает, каким образом изменяются все основные эмоциональные явления в прямой зависимости от состояния организма, от воздействия природы и общества. Здесь также рассматриваются все вопросы, связанные с тем, как то или иное психологическое явление зависит от работы и устройства организма.
3
Познание разнообразных психических явлений в психологии не является единственной задачей. Есть такая задача данной науки, которая представляет собой полное выяснение связей, которые обычно возникают между поведением и психикой. На этом основании исследуется и объясняется поведение человека.
4
В общей психологии основными предметами для изучения являются разные закономерности форм той или иной психической активности – восприятия, характера, темперамента, памяти, мышления, мотивации и эмоций. Подобные факторы и формы рассматриваются наукой в тесной связи с жизнедеятельностью человека, разными индивидуальными характеристиками той или иной этнической группы, а также историческими предпосылками.
5
Есть еще один раздел психологии, который изучает личность, то есть развитие того или иного человека в обществе, а также вне его. Ему приписываются определенные социальные характеристики и черты, формирование которых и изучает данный раздел. Здесь также можно ознакомиться с поведенческими факторами личности в какой-то определенной ситуации, рассматриваются вероятные возможности ее развития и пределы.
6
Говоря иными словами, общая психология занимается изучением большого количества разных разделов, которые в последнее время стали практически самостоятельными дисциплинами. Это объемный социальный предмет, призванный найти методы и способы, обеспечивающие эффективное развитие и жизнедеятельность человека в обществе. Наука – это дверь в мир полного познания разума индивида и его души, это наука о жизни. Каждый должен обладать минимальными знаниями данной области, чтобы считать себя полноценным человеком.
Обратите внимание
Для изучения того или иного вопроса в психологии стоит найти соответствующий ее раздел, что значительно облегчит процесс обучения.
Полезный совет
Знание базовых элементов психологии поможет решить некоторые задачи и вопросы социального направления.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше