Донаучный этап



Несмотря на то, что люди на заре цивилизации не осознавали себя как социум, некоторые явления и традиции из их жизни можно отнести к предмету, изучаемому социальной психологией, это совершенно бесспорный факт. Например, различные ритуалы и обряды, а также общественные традиции, которые регулировали устойчивость и целостность племени, являются предметом изучения для социальной психологии.

Философский этап



Философы ставили перед собой вопросы из области социальной психологии еще с древних времен, не прекращают они делать этого и в наши дни. Например, Аристотель и Платон – признанные философы древности, рассматривали социально-психологические проблемы с точки зрения философии. Затем за дело принялись Руссо, Гегель, а позднее и Гоббс с Локком. Философы постепенно приходят к тому, что знания о социальной психологии делятся на теоретическую и прикладную части.


Феноменологический этап



Это этап, непосредственно перед которым социальная психология была признана как отдельная наука. Во многом на ее распростанение повлияла криминология, развитие городов и увеличение городского населения. Накопленные сведения об истории и укладе жизни разных народов прошлого помогли определить важные моменты, позднее положенные в основу новой науки. Ученые в то время занимались именно тем, что сравнивали и анализировали имеющиеся материалы, они не ставили экспериментов и не проводили исследований. Можно также выявить класс психологических факторов: коллективный дух, поведение толпы, подражание лидеру и другие.

Становление социальной психологии



В середине XIX века социальная психология была выделена среди других наук, тогда же были определены основные проблемы, которые она изучает. В это время было создано и опубликовано большинство работ, которые и сегодня выражают главенствующую в этой науке точку зрения по многим темам.

Деление на школы и решение практических задач



Этот этап начался в 40-х годах XX века и длится по настоящее время. Фундаментальная теория в достаточной мере разработана, все больше людей склоняется к практическим исследованиям, ориентируясь на прикладные аспекты социальной психологии. Особое внимание уделяется «малым теориям», то есть психологии поведения отдельных групп. Например, это психология рекламы или бизнеса, психология поведения детской группы и другие.