Еще несколько десятилетий назад выпускник любого высшего учебного заведения должен был обладать строго определенным объемом знаний, умений и навыков. То, что давал ему вуз, полностью соответствовало стандартам рабочего места, которое должен был занять выпускник. В условиях советской плановой экономики это было положительным явлением. Но подобных принципов придерживались и в странах с рыночными отношениями. В результате молодой инженер или ученый, обладавший высокой квалификацией, оказывался неподготовленным к изменениям экономический условий. Компетентностный подход формировался постепенно и довольно медленно. Первыми шагами можно считать обучение специалистов, владеющих несколькими смежными специальностями. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, современный специалист должен уметь быстро переучиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям. Этим особенностям современной ситуации должна соответствовать и образовательная парадигма. Экономические условия меняются несколько быстрее, чем высшая и тем более средняя школа, поэтому основная задача современного образовательного учреждения – научить учиться. При этом дается не строго стандартизированный объем знаний, а компетенции в определенных сферах деятельности. Свою квалификацию выпускник приспосабливает к требованиям определенного рабочего места уже самостоятельно. Он сам решает, в какой сфере ему нужны более глубокие знания. Учебное заведение формирует у студентов и способности к индивидуальным нестандартным решениям. Компетентностный подход предполагает не только обучение, но и воспитание личности. Специалист должен знать, к каким последствиям приведут его действия, и должен уметь нести ответственность за эти последствия. Это требует умения оперативно оценивать ситуацию, причем всесторонне. Что касается организации учебного процесса при компетентностном подходе, то в учебную программу заранее закладываются понятные и сопоставимые описания того, что человек будет знать и уметь после того, как пройдет курс обучения. Такой подход позволяет, в свою очередь, сопоставлять учебные программы, принятые в разных странах. Подобный подход стал основой Болонского соглашения. Стандартизованные методы оценки называются дискрипторами. Сейчас они применяются и в средних учебных заведениях. Компетентностный подход постепенно проникает и в школу. Особое внимание уделяется межпредметным связям, развитию навыков самообразования, формированию логического мышления, которое позволяет школьнику самостоятельно искать и оценивать информацию. Подобная образовательная парадигма обеспечивает преемственность разных ступеней образования.