Совет 1: По каким причинам увольняют сотрудников

Надежная работа придает человеку жизненную стабильность и ощущение уверенности в завтрашнем дне. Увольнение для большинства работников означает утрату источника дохода и снижение уровня жизни. Чтобы противостоять незаконным действиям недобросовестного работодателя, каждому работнику следует знать, по каким причинам его могут уволить. Это позволит при необходимости отстоять свои законные права.
По каким причинам увольняют сотрудников

Существующее российское трудовое законодательство предусматривает целый ряд оснований, позволяющих законно уволить работника. История развития трудовых отношений показывает, что число таких оснований имеет тенденцию к увеличению. Конечно, подобное положение дел в первую очередь устраивает именно работодателей. Список оснований для увольнения работников по инициативе администрации является исчерпывающим. Это означает, что других причин для увольнений, кроме перечисленных в Трудовом кодексе, быть не может. Исключение предусмотрено лишь для нескольких категорий работников, например, руководителей предприятий и организаций, которые могут быть уволены с должности по соглашению сторон. Причины для увольнения могут быть связаны с конкретными действиями работника, предполагающими его виновность, а также могут и не иметь отношения к наличию или отсутствию виновности. Наиболее распространенным основанием для увольнения является факт неоднократного неисполнения сотрудником трудовых обязанностей при наличии действующего дисциплинарного взыскания. При этом круг обязанностей должен определяться правилами внутреннего распорядка организации и трудовым договором. Примером может служить отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин. Работодатель может уволить нерадивого работника также за разовое нарушение обязанностей, например, за прогул, появление на рабочем месте в состоянии опьянения, разглашение коммерческой и служебной тайны. Если работник грубо нарушил требования по охране труда, что повлекло тяжкие последствия, он также может быть уволен. На законных основаниях может быть расторгнут трудовой договор, если выяснится, что работник при оформлении представил заведомо ложные сведения о себе, своем образовании, рабочем стаже. Разумеется, при этом должна быть доказана вина самого работника. По результатам аттестации работник может быть уволен, если выяснится, что он не соответствует должности по здоровью или недостатку квалификации. К сожалению, такое основание широко применяется для увольнения неугодных администрации лиц. Следует обязательно удостовериться, что проведение аттестации предусмотрено законом и локальными актами предприятия. И, наконец, не миновать увольнения в случае ликвидации предприятия или прекращения деятельности работодателем, который является физическим лицом, а также при сокращении штата работников. В этом случае по закону работодатель обязан за два месяца уведомить заинтересованных работников под расписку. Помните, что увольнение сотрудника по любому основанию невозможно во время отпуска или документально подтвержденной неработоспособности; также незаконным будет увольнение беременных женщин.

Совет 2 : Имеют ли право уволить на следующий день после предупреждения

Уволить работника на следующий день после предупреждения можно только при условии компенсации ему заработка за оставшийся до конца предупреждения срок. Если трудовой договор расторгается по желанию самого сотрудника, то его могут уволить на следующий день после предупреждения при наличии согласия работодателя.
Имеют ли право уволить на следующий день после предупреждения
Предупреждать работников о предстоящем увольнении организация обязана в случае, если она ликвидируется, или предполагается сокращение этих сотрудников. Срок для указанного предупреждения установлен трудовым законодательством, он составляет два месяца до дня увольнения. Кроме того, работник обязан предупреждать компанию об увольнении по своей инициативе за четырнадцать дней. По общему правилу досрочное увольнение в данных случаях не допускается (на это работодатель не имеет права), однако существуют некоторые исключения, которые действуют при соблюдении сотрудником и работодателем установленных законом правил. Если такие правила не соблюдены работодателем, то увольнение можно признать незаконным. Если же нарушает сотрудник, то его могут уволить не по собственному желанию, но по виновному основанию.
Если работник самовольно прекращает работу на следующий день после предупреждения работодателя (без согласия последнего), то ему могут просто засчитать прогул и уволить по данному основанию с такой записью в трудовой книжке.

Увольнение по инициативе работодателя

Если работник увольняется по сокращению в связи с предстоящей ликвидацией компании, то его обязаны персонально и письменно предупредить об этом за два месяца. Единственное условие досрочного увольнения в этом случае – соответствующее желание работодателя. Компания может уволить работника на следующий день после предупреждения, однако обязана выплатить ему средний заработок за два месяца, которые остались до окончания срока предупреждения. Без такой выплаты досрочное увольнение не допускается.
Важно учесть, что компенсация двух месяцев работы после предупреждения не влияет на другие гарантии сотрудника, включая получение выходного пособия, сохранение зарплаты на период трудоустройства.

Увольнение по желанию работника

На работника также возлагается обязанность уведомить работодателя в случае ухода из фирмы по собственной инициативе. Срок такого предупреждения составляет всего четырнадцать дней до предполагаемой даты расторжения трудового договора. Цель данного предупреждения понятна, оно дает компании возможность принять необходимые кадровые решения. В этом случае уволить на следующий день после предупреждения могут только при наличии согласия самого сотрудника и работодателя. Других вариантов досрочного прекращения трудовых отношений не предусмотрено.
Видео по теме
Источники:
  • Трудовой кодекс РФ
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500