Управлению временем посвящена одна из отраслей психологии – тайм-менеджмент, основная задача которого - научить человека отделять главное от второстепенного. Специалист по самоменеджменту, Л. Зайверт, утверждает: «Тот, кто регулярно в течение десяти минут готовит свой рабочий день, экономит до двух часов времени и гарантированно лучше справляется с делами». Безусловно, день на службе организовать проще, чем монотонную домашнюю жизнь, в которую то и дело пытаются вклиниться различные «поглотители времени». Например, только вы приступили к чему-то важному, зазвонил телефон и подруга спешит сообщить свежие новости. Решив просмотреть электронную почту, на минутку заглядываете во все социальные сети и надолго зависаете в интернете. В результате вы постоянно заняты, но ничего толком не успеваете, захлебываясь в потоке срочных и неотложных дел. Именно такой ситуации позволяет избежать четкая постановка цели и обычный листок с написанными делами.


Основной инструмент подчинения времени – планирование. Попробуйте записывать свои планы и мысли, а записи вывешивать на видное место. Таким образом вы будете невольно продумывать и систематизировать дела, а списки направят мысли в нужное русло. Существует долгосрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное – это список дел, которые необходимо сделать за неделю-две, краткосрочное – то, что нужно реализовать в один день. В первую очередь определитесь с долгосрочными планами. Подумайте, что предстоит сделать на этой неделе. Запишите в блокнот все дела от самых мелких до крупных: поздравить с Днем рождения подругу, закупить продукты, внести коммунальные платежи и т.п. Составив список задач на неделю, вы будете иметь представление о предстоящем фронте работ и наверняка ничего не упустите.



Краткосрочное планирование предполагает определение основных дел грядущего дня еще до его наступления, например накануне вечером. Ваше подсознание заранее настроится на их выполнение, и утром вы сможете приступить к реализации намеченных планов во всеоружии. Сядьте и запишите все по пунктам, выбирая задачи из недельного планирования и разбавляя их ежедневной текучкой. В список дел на день можно включить примерно следующее: сварить компот, сходить в поликлинику, позаниматься с ребенком математикой, погладить белье, почитать книгу, разобрать шкафчик на кухне и т.п. Задачи в нем должны иметь градацию по важности, второстепенные подчиняться главным. Определив, какие из пунктов самые значимые, подчеркните их. Таких заданий не должно быть много, не больше двух-трех. Постарайтесь для каждого из пунктов определить отрезок времени, когда вы будете выполнять ту или иную задачу.


В ежедневном списке большинство дел будут регулярными – рутинными. Приучите себя выполнять их в определенное время, тогда они станут привычными и необременительными. Например, убирайте постель сразу после пробуждения, зарядку делайте перед завтраком, а перед сном обязательно вымойте посуду, чтобы утром приходить в убранную кухню. Составив план на день, вы заметите, что некоторые дела вполне можно выполнять одновременно. К примеру, разбирать шкафчик и готовить ужин, заниматься с ребенком и гладить рубашки мужу.