В настоящее время существует три системы оплаты за проезд. При открытой системе проехать по платному участку можно, заплатив определенную сумму на сборочном пункте, перекрывающем основное движение. При закрытом типе оплата производится при въезде на платный участок. Электронная система оплаты предполагает автоматический сбор на въезде или на стратегическом участке основной автомагистрали.

Чтобы проехать по платной трассе с открытой системой сборов, остановить автомобиль можно в различных частях автострады, где имеются сборные пункты.



Для проезда в закрытой системе оплату придется произвести при въезде. В некоторых случаях на въезде выдают билет с указанной суммой оплаты, которую нужно внести в кассу при выезде или взимают половину сумму при въезде и оставшуюся часть при выезде.



Проехать по платной трассе с электронной системой можно, оплатив за проезд в электронном автомате. Второй вариант – установить в автомобиль электронный транспондер.



Самые современные платные трассы – это использование всех трех типов сборов, например, в Великобритании на мостах Севернский и Второй Севернский. Из Уэльса в Англию движение бесплатное, оплата производится только на обратном пути.



Внести платежи можно наличными денежными средствами, предоплаченными или кредитными картами, электронными переводами.



В Российской Федерации единственная дорога, ведущая к месту назначения, не может быть платной. На вновь построенных трассах могут взимать небольшие сборы. Но при этом автомобилист имеет право проехать по платному участку или выбрать альтернативный вариант – дорогу, идущую параллельно.



Кроме того, плата может взиматься на реконструированных участках старой автострады. По этому поводу многие автомобилисты выражают протест, так как все старые автомобильные трассы уже профинансированы за счет ежегодных выплат транспортного налога.