Инструкция
1
Планирование выпуска продукции во многом зависит от направления деятельности предприятия. Если выпускается продукция повседневного спроса, то основными критериями при расчете ее объема становятся возможности предприятия по производству и сбыту. Важную роль играют и вопросы своевременного получения исходного сырья, если оно необходимо.
2
В том случае, если предприятие занято выпуском достаточно сложной штучной продукции, для определения объема годового выпуска необходимо заранее сформировать портфель заказов. Например, предприятие выпускает кузнечные прессы или мостовые фермы. Такой товар не продашь в магазине, на него надо заранее получать заказы. Имея портфель заказов и зная возможности предприятия, можно легко определить годовой объем выпускаемой продукции.
3
Большое значение при определении объема выпуска продукции имеет правильное определение уровня спроса. Если спрос растет, количество выпускаемой продукции можно увеличить. Если падает, объемы производства необходимо снижать. Для определения уровня спроса используют разные методы – например, графический, при котором на график наносятся показатели продаж. Анализируя график, можно оценить существующие закономерности и предсказать будущее повышение или снижение спроса. Большое значение имеют и экспертные оценки, связанные с анализом текущей рыночной ситуации.
4
По итогам анализа ситуации составляется производственная программа предприятия, в которой определяются годовой объем, номенклатура и сроки выпуска востребованных рынком товаров. В программе указываются показатели производства, которые должны быть достигнуты в определенные календарные сроки. С учетом этого планируется и работа всех подразделений предприятия.
5
Планируемая программа производства должна соответствовать возможностям предприятия, то есть его производственной мощности, определяющей максимально возможный годовой объем выпуска продукции. Производственная мощность определяется на начало года (входная мощность) и на его конец (выходная мощность). Первая рассчитывается с учетом имеющихся производственных фондов, количества работников и других необходимых ресурсов. Вторая определяется на конец года с учетом происшедших изменений – в частности, изменения спроса. При правильном планировании необходимо внимательно следить за динамикой спроса и, при ее падении, предпринимать необходимые меры. Например, обновлять ассортимент продукции, улучшать ее характеристики.