Совет 1: Что делать при сокращении

Сокращение для работника является предпочтительнее увольнения, поскольку ему полагаются компенсационные выплаты. Сокращение от увольнения формально отличается по двум признакам. Оно является следствием ликвидации организации любой формы собственности численностью более 15 человек или единовременным увольнением большого количества сотрудников в течение короткого срока.
Что делать при сокращении
Инструкция
1
Что делать при сокращении работодателю, подробно написано в ст. 81-82 Трудового Кодекса РФ. О предстоящем сокращении вы обязаны уведомить сотрудников не позднее, чем за 2 месяца до даты увольнения. В некоторых случаях срок оповещения может составить до 3-х месяцев. Причем, уведомить работников необходимо в письменной форме и под роспись. Кроме этого, необходимо подать сведения о предстоящем сокращении в органы службы занятости населения и представительный орган работников (профсоюз), если он создан и работает на вашем предприятии
2
В том случае, когда основанием для сокращения штатов является упразднение должностей или вакансий, составьте и утвердите новое штатное расписание. Эти меры позволят вам юридически грамотно оформить сокращение и подстраховаться на тот случай, если работники попробуют оспорить его через суд.
3
Что касается работника, то оспорить решение работодателя вы можете при нарушении вышеперечисленных пунктов регламента или в случае невыплаты полагающегося содержания за два месяца. Если вы не найдете работу в этот период, ваше бывшее предприятие обязано будет выплатить вам денежное содержание и за третий месяц вынужденного безделья.
4
Денежные выплаты и полагающиеся компенсации вам обязаны начислить и выдать в последний день работы. В том случае, если в этот день вы уже не работали, деньги, согласно ст. 140 ТК РФ, вам обязаны выплатить полностью на следующий день после обращения за ними. В общую сумму входят: зарплата за последний месяц работы, компенсация за неиспользованный основной и дополнительный отпуск, выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Средний заработок сохраняется за вами еще на период не более двух месяцев с момента увольнения на тот период, пока вы находитесь в поисках работы.
5
В последний трудовой день на этом предприятии вы также должны получить на руки трудовую книжку, в которую будет внесена запись об увольнении, и все остальные все ваши документы, связанные с работой. После получения расчета обращайтесь за дальнейшими компенсационными выплатами только в территориальную службу занятости.
Источники:
  • действия при сокращении

Совет 2 : Что положено работнику при сокращении

Сегодня ситуация на рынке труда такова, что от сокращения не застрахованы даже работники бюджетной сферы и те, кто занят на государственной службе. Говорить о тех, кто работает на частных коммерческих предприятиях, даже не приходится. Но в любых обстоятельствах закон един, и в нем четко прописан механизм процедуры сокращения рабочих мест и те компенсации, которые положены сокращаемому сотруднику.
Что положено работнику при сокращении

Как должен действовать работодатель

О том, что планируется сокращение рабочих мест, под которое подпадает и то место, которое по штатному расписанию занимаете вы, работодатель должен известить вас заранее. Это должно быть сделано в письменном виде не позднее, чем за два месяца до даты увольнения (статья 180 Трудового кодекса РФ). То, что извещение вами получено, должна подтвердить ваша подпись на втором экземпляре. Если эта формальность не была соблюдена, любой суд восстановит вас на прежнем месте работы. В этом случае вы можете рассчитывать даже на денежную компенсацию в размере заработной платы за весь период вынужденного прогула до момента получения на руки судебного решения.

Одновременно с уведомлением о предстоящем сокращении, работодатель должен предложить вам занять любую и имеющихся на предприятии свободных вакансий, соответствующих вашей специальности и опыту работы, но при этом сохранение прежней квалификации и оклада гарантировать он не обязан. Если вакансий нет или вы не согласны занять те, что были предложены, вы должны готовиться к увольнению.
Если вы находились на больничном или в отпуске, уволить вас по сокращению штатов работодатель права не имеет.

В некоторых случаях работодатель, при отказе сотрудника занять менее оплачиваемую должность, ссылаясь на выполненные им требования закона, может предложить вам положить на стол заявление об увольнении по собственному желанию. Делать этого нельзя ни в коем случае – иначе вы потеряете все компенсации, которые положены при увольнении по статье о сокращении. Но вы должны написать письменный отказ от той вакантной должности, которая была вам предложена. Объяснять причину отказа вы не обязаны.
На биржу труда вы можете встать на учет и начать получать пособие после истечения двухмесячного срока после увольнения.

Компенсации, положенные работнику при сокращении

Согласно ст. 178 ТК РФ, все причитающиеся вам выплаты и компенсации вы должны получить в день увольнения одновременно с трудовой книжкой. В случае сокращения вам положено:
- выходное пособие в размере среднемесячного заработка, которое рассчитывается с учетом последних отработанных вами 12-ти месяцев;
- в течение двух месяцев после увольнения вы можете рассчитывать на заработную плату при условии, что за это время вы не устроитесь на другую работу;
- компенсации в денежной форме за все оставшиеся неиспользованные отпуска, начиная с 2002 года, когда вступила в действие новая редакция ТК РФ.

Совет 3 : В каких случаях могут сократить работника

Увольнение по статье о сокращении сотрудников требует от работодателя соблюдения очень многих правил, которого он, зачастую, старается избежать. Чтобы не столкнуться с мошенничеством и не потерять деньги, положенные по закону, любой работник должен четко знать свои права.
В каких случаях могут сократить работника
Достаточно часто российские работодатели пытаются сократить издержки в своей компании или просто избавиться от неугодных сотрудников, не слишком соотнося свои действия с законодательством страны. Увольнение по сокращению – ситуация, не слишком выгодная для руководства фирмы в финансовом плане, поэтому зачастую работника пытаются устранить по любой другой статье.

Законное и незаконное сокращение

Законные основания для сокращения сотрудников подробно прописаны в Трудовом Кодексе РФ (п. 2 ст. 81 ТК РФ). Для работодателя это: сокращение численности сотрудников либо штата сотрудников (то есть уменьшение количества персонала либо исключение определенных должностей), а также – ликвидация организации, прекращение деятельности.

Определенная сложность состоит в том, чтобы найти грань между правомерными и неправомерными увольнениями, так как по закону именно работодатель определяет необходимый штат работников. Кроме того, он не обязан приводить обоснование решения о сокращении: самое главное – соблюсти некоторые формальности. Именно корректное соблюдение процедуры является зачастую основным показателем правомерности увольнения.

Процедура увольнения в соответствии с трудовым законодательством

О сокращении штата (или численности работников) должны письменно, под роспись, уведомить сотрудника не меньше чем за два полных месяца до увольнения. Согласно 3 части ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан предложить увольняемому все вакантные должности в организации, которые работник может исполнять соответственно своему опыту и квалификации.

Финансовый расчет с сотрудником, попавшим под сокращение, предполагает выплату трех окладов. Первый и второй оклады работник получает за те два месяца, которые он дорабатывает после сообщения о готовящемся сокращении. Третий выдают ему в день увольнения, в качестве выходного пособия (причем, если в трудовом/коллективном договоре размер выходного пособия повышенный, работодатель обязан выплатить указанную сумму).

Если работник согласен расторгнуть трудовой договор досрочно, ему все равно выплачивается компенсация, пропорциональная времени, которое остается до истечения двух месяцев с момента предупреждения.

Кроме того, если уволенный сотрудник не может найти работу, за второй и третий месяц безработицы работодатель обязан выплатить ему еще два оклада (но только в случае, если сразу после увольнения работник встал на учет в службе занятости).

Чтобы не лишиться подобных привилегий, не стоит идти на поводу у работодателя, если он под разными предлогами требует подписать увольнение по собственному желанию: в случае конфликта суд будет на вашей стороне.
Видео по теме
Источники:
  • Информационно-правовой портал "Гарант"
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500