Совет 1: Какие выплаты положены работнику при сокращении?

Сокращение – это всегда неприятно. Причем неважно, было ли о нем известно заранее или информация появилась в последний момент. Для многих момент увольнения с работы приравнен к целой катастрофе. Ведь современные работники большей частью окутаны кредитами, и потеря работы для них – повод удариться в панику. Эксперты же рекомендуют взять себя в руки и успокоиться. Ведь сокращение вовсе не означает, что вы завтра останетесь на улице без копейки денег.
При получении уведомления о сокращении нужно сесть и хорошенько подумать. Во-первых, оцените, сколько времени у вас есть на поиск нового места работы. Возможно, вас собираются уволить только через пару месяцев, а до этого времени вы уже успеете найти новое место.

Во-вторых, не расстраивайтесь. Помните, что организация, если, конечно, вы трудоустроены согласно законодательству, обязана выплатить вам ряд компенсаций. Их вам должно хватить, пока не найдете новую работу.

Какие выплаты положены сотруднику

После того как вы ознакомитесь с приказом о сокращении и распишетесь во всех бумагах, что уведомлены и согласны, можете начинать искать другую работу.

Тот день, который указан в документах как день увольнения, станет вашим последним рабочим днем на данном месте работы. Если ваше сокращение – это инициатива работодателя, он должен выплатить вам:
- выходное пособие;
- денежную компенсацию за неиспользованный отпуск;
- иные финансовые задолженности (заработную плату, премии и т.д.)
Денежная компенсация должна быть выдана увольняемому сотрудники не позднее, чем в день увольнения. Заработная плата за последний рабочий месяц выдается за день до официального сокращения.

Выходное пособие сотрудник будет получать в течение двух месяцев, при условии, что он за это время еще не устроится официально на работу.
Если вы в течение периода, когда получали выходное пособие, уже нашли себе работу, но при этом не зарегистрированы на ней официально, т.е. получаете зарплату в конверте, права на выходное пособие вы не теряете.

В первый месяц сумма выходного пособия равна среднему ежемесячному заработку уволенного сотрудника. Оплата за второй месяц рассчитывается несколько иначе – она равна количеству рабочих дней в этом месяце, умноженных на среднюю заработную плату за один день.

В некоторых случаях оплата при сокращении штата может быть продлена и на третий месяц, но только в том случае, если человек все еще не нашел работу. Данный факт должны подтвердить в центре занятости населения.

Компенсация неиспользованного отпуска

В случае, если перед увольнением сотрудник не успел использовать свой очередной отпуск, хотя имеет на это право, ему должны компенсировать это финансово. Компенсация в данной ситуации равна сумме начисленных отпускных. Дополнительно придется написать заявление о переносе отпуска с текущего года на последующий.

Выплата 13-й зарплаты при сокращении

Такой бонус, как 13-я зарплата, есть на многих предприятиях. Работники, не зная своих прав хорошо, иногда даже не догадываются, что при сокращении работодатель должен выплатить увольняемому и эту премию. Даже если сокращение происходит летом. Правда, это возможно только при условии, что человек проработал в компании как минимум год.

Совет 2: Что положено работнику при сокращении

Сегодня ситуация на рынке труда такова, что от сокращения не застрахованы даже работники бюджетной сферы и те, кто занят на государственной службе. Говорить о тех, кто работает на частных коммерческих предприятиях, даже не приходится. Но в любых обстоятельствах закон един, и в нем четко прописан механизм процедуры сокращения рабочих мест и те компенсации, которые положены сокращаемому сотруднику.

Как должен действовать работодатель

О том, что планируется сокращение рабочих мест, под которое подпадает и то место, которое по штатному расписанию занимаете вы, работодатель должен известить вас заранее. Это должно быть сделано в письменном виде не позднее, чем за два месяца до даты увольнения (статья 180 Трудового кодекса РФ). То, что извещение вами получено, должна подтвердить ваша подпись на втором экземпляре. Если эта формальность не была соблюдена, любой суд восстановит вас на прежнем месте работы. В этом случае вы можете рассчитывать даже на денежную компенсацию в размере заработной платы за весь период вынужденного прогула до момента получения на руки судебного решения.

Одновременно с уведомлением о предстоящем сокращении, работодатель должен предложить вам занять любую и имеющихся на предприятии свободных вакансий, соответствующих вашей специальности и опыту работы, но при этом сохранение прежней квалификации и оклада гарантировать он не обязан. Если вакансий нет или вы не согласны занять те, что были предложены, вы должны готовиться к увольнению.
Если вы находились на больничном или в отпуске, уволить вас по сокращению штатов работодатель права не имеет.

В некоторых случаях работодатель, при отказе сотрудника занять менее оплачиваемую должность, ссылаясь на выполненные им требования закона, может предложить вам положить на стол заявление об увольнении по собственному желанию. Делать этого нельзя ни в коем случае – иначе вы потеряете все компенсации, которые положены при увольнении по статье о сокращении. Но вы должны написать письменный отказ от той вакантной должности, которая была вам предложена. Объяснять причину отказа вы не обязаны.
На биржу труда вы можете встать на учет и начать получать пособие после истечения двухмесячного срока после увольнения.

Компенсации, положенные работнику при сокращении

Согласно ст. 178 ТК РФ, все причитающиеся вам выплаты и компенсации вы должны получить в день увольнения одновременно с трудовой книжкой. В случае сокращения вам положено:
- выходное пособие в размере среднемесячного заработка, которое рассчитывается с учетом последних отработанных вами 12-ти месяцев;
- в течение двух месяцев после увольнения вы можете рассчитывать на заработную плату при условии, что за это время вы не устроитесь на другую работу;
- компенсации в денежной форме за все оставшиеся неиспользованные отпуска, начиная с 2002 года, когда вступила в действие новая редакция ТК РФ.

Совет 3: Как получить компенсацию при сокращении

Экономический кризис является причиной того, что многие компании вынуждены проводить реорганизацию и сокращать количество работников, трудящихся на предприятии по трудовым договорам. Сокращение штатов – процедура довольно затратная, поэтому некоторые работодатели пытаются уговорить работников написать заявления на увольнение по собственному желанию, но в этом случае работники теряют право на компенсации.

Как производится увольнение по сокращению штатов

Понятно желание работодателя избавиться от ставших ему ненужными работников, но и им не следует забывать о своих правах. Так, работодатель должен обосновать, что реорганизация и другие организационно-штатные мероприятия будут действительно проводиться на предприятии. Специальным приказом руководителя должно быть введено новое штатное расписание, по которому было бы видно, что количество рабочих мест действительно уменьшилось. Только после выхода такого приказа руководство может начинать процедуру сокращения работников.
Если работник согласен уволиться раньше двухмесячного срока, при увольнении ему должна быть выплачена дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленная пропорционально оставшемуся до увольнения сроку.

Оно производится по согласованию с профсоюзной организацией или иным представительным органом работников. Если предстоят массовые увольнения, вас об этом должны предупредить за 3 месяца, в остальных случаях работники за 2 месяца должны получить письменные уведомления о предстоящем сокращении и расписаться в их получении. Имейте в виду, что вы имеете право занять имеющиеся в новом штатном расписании вакантные места, если ваша квалификация это позволяет. В том случае, когда вы решили искать новую работу, работодатель обязан при сокращении штатов выплатить вам компенсации, полагающиеся по закону.

Какие компенсации положены при сокращении

Порядок предоставления компенсационных выплат при сокращении штатов оговаривается в статье 178 Трудового Кодекса Российской Федерации. При увольнении вы должны получить полный расчет с учетом компенсаций за неиспользованные отпуска и переработки. Кроме того, вам обязаны выплатить как минимум две среднемесячные заработные платы – одна является выходным пособием, вторая – оплата вашего времени, используемого на поиск новой работы. В том случае, когда служба занятости не сможет вас трудоустроить в течение первого месяца после увольнения, вы можете рассчитывать на получение еще одной заработной платы от бывшего работодателя. Для этого вам потребуется предъявить соответствующую справку из службы занятости.
Минимальный размер выходного пособия не может быть меньше среднемесячного заработка работника.

Поинтересуйтесь условиями Коллективного договора, действующего на вашем предприятии. В нем могут быть прописаны дополнительные компенсационные выплаты работникам, увольняемым по сокращению штатов.
Видео по теме

Совет 4: Какие выплаты должны сделать при увольнении

Увольнение сотрудника может происходить по различным основаниям и причинам, но практически во всех случаях работник имеет право на получение различных выплат. Выплаты, которые положены при увольнении, интересуют работников, расторгающих трудовой договор. Размер платежей и их количество будет зависть от конкретных условий трудового договора, локальных актов компании и причин увольнения.
Инструкция
1
Когда должны выдать выплаты при увольнении?

Увольняемый сотрудник должен получить расчет в свой последний рабочий день. А если в этот день он не трудился, то выплаты, положенные при увольнении он сможет получить не позднее дня, следующего за днем, когда сотрудник попросил работодателя рассчитаться с ним.
2
Перечень выплат положенных при увольнении

Когда работник расторгает трудовой договор, он должен получить следующие выплаты:
• зарплату за то время, которое он отработал в данном месяце;
• компенсацию за отпуск, который работник не отгулял;
• выходное пособие – в случаях, предусмотренных законом.

Выплата зарплаты при увольнении должна включать в себя все причитающиеся надбавки, премии и доплаты.

Стоит помнить, что сотрудник перед увольнением может попросить о предоставлении ему отпуска. В этом случае выплаты, положенные при увольнении производятся до отпуска.
3
Работник должен получить выходное пособие при увольнении, если причиной расторжения трудового договора стало сокращение или ликвидация компании. Размер такого пособия соответствует среднемесячной зарплате. Кроме того, пока уволенный сотрудник ищет работу, он также может рассчитывать на получение заработка, но правда не более 2 месяцев. А если служба занятости примет соответствующее решение, то сотрудник и на третий месяц сможет получить зарплату.

На выплату выходного пособия при увольнении могут претендовать следующие категории сотрудников:
• руководитель компании, его заместитель, главный бухгалтер при смене собственника – 3 среднемесячных зарплаты;
• работник, который отказался от перевода – 2-х недельный заработок;
• сотрудник, который не соответствует занимаемой должности – 2-х недельный заработок;
• сотрудник, который уходит в армию – 2-х недельный заработок;
• работник, заменявший другого сотрудника – 2-х недельный заработок.
4
Трудовой договор или внутренние документы компании могут содержать и другие выплаты, которые положены при увольнении.
5
Если же основанием для увольнения стало соглашение работодателя и сотрудника, то в этом соглашении также можно предусмотреть дополнительные выплаты при увольнении.

Совет 5: Выплаты работнику при сокращении?

Работодатель имеет право уволить работника по собственной инициативе. Это происходит в том случае, если данное предприятие полностью ликвидируется либо происходит уменьшение его производственных мощностей. Тогда и получается, так называемое, сокращение штата работников. Эта процедура должна проводится строго по закону и придерживаться Трудового кодекса, а именно: ст. 81, 178, 179, 180.
Какие выплаты полагаются при сокращении?

При сокращении штата трудящихся, законом предусмотрены следующие выплаты: это, так называемое, выходное пособие, которое исчисляется размером среднемесячной заработной платы. Оно, в свою очередь, может быть в повышенном размере, если такой пункт прописан в коллективном договоре.

Также на время трудоустройства сроком не более чем 2 месяца за работником остается право на сохранение среднемесячного заработка. В некоторых случаях среднемесячная заработная плата может быть выплачена работнику и в течение 3 месяцев. Это происходит в том случае, если такое решение вынесет местная служба занятости населения. Чтобы получить эти выплаты, работник должен сам обратиться в службу занятости населения в двухнедельный срок после сокращения, и не должен быть трудоустроен на какое-либо другое место работы.

После того, как на предприятии стало известно, что в скором времени начнется сокращение, работодатель обязан уведомить своих работников не менее чем за два месяца об этом событии и взять с сотрудников расписку, что они уведомлены об этом. Трудящиеся могут не дожидаться даты сокращения и уволиться по собственному желанию заранее. В этом случае досрочное увольнение заполняется в письменном виде, а работнику положена выплата размера среднемесячного заработка за тот период, который остался до даты сокращения.

Всегда стоит помнить о том, что сокращение штатов в связи с расторжением трудового договора, никогда не облагается подоходным налогом. Такое положение распространяется и на тех граждан, которые уволились с предприятия заранее, не дожидаясь даты сокращения. Все остальные выплаты, положенные работникам, облагаются НДФЛ на общем основании.

Также в сумму выплачиваемого выходного пособия включаются заработная плата работников за фактически отработанное время и денежные средства за неиспользованный отпуск.

Дополнительные права сотрудника, увольняемого путем сокращения

Полностью уволенный сотрудник может в течении 30 календарных дней с даты полного расчета вновь придти на данное предприятие и потребовать от бывшего работодателя оплату листа временной нетрудоспособности. По закону бывший работодатель в кратчайшие сроки обязан удовлетворить просьбу бывшего сотрудника.
Видео по теме

Совет 6: Сколько должны выплатить окладов при сокращении

Реалии сегодняшней жизни таковы, что попасть под сокращение может каждый, от этого не застрахованы даже те, кто работает на государственной службе. Конечно, событие это не очень приятное, но все-таки закон на стороне тех, кто будет вынужден уволиться, поскольку в нем предусмотрены компенсации.

Процедура сокращения

Причин, по которым работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор досрочно, может быть несколько. Самая распространенная – возникшие финансовые трудности. Сокращение может быть обусловлено и сменой вида деятельности компании или ее реорганизацией. В любом случае, о предстоящих переменах в их судьбе работники предприятия должны быть поставлены в известность не позднее, чем за 2 месяца до дня предполагаемого увольнения. Обязательным условием является письменное оповещение, на втором экземпляре которого работник должен поставить свою подпись, удостоверяющую, что о предстоящем сокращении ему стало известно.

В некоторых случаях работодатель может предложить работнику занять имеющиеся вакансии, но, как правило, уровень заработной платы на них ниже. Работнику необходимо написать письменный отказ, если он не согласен с этим предложением. Следует учесть, что работнику в любом случае не следует соглашаться на предложение работодателя просто уволиться. Если увольнение произойдет по собственному желанию, никаких компенсаций, положенных при сокращении, он не сможет получить. Не следует поддаваться на уговоры или угрозы работодателя, нужно соблюдать, прежде всего, свои интересы.

Что положено работнику при сокращении

При сокращении работник должен получить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. Кроме того, работодатель обязан выплатить один среднемесячный заработок с учетом всех полученных выплат в течение последнего года. Работник должен уточнить положения действующего на предприятии коллективного договора, вполне возможно, что в нем оговариваются еще какие-то дополнительные выплаты в случае сокращения.

Кроме месячного выходного пособия работнику положены еще денежные средства, которые можно получать в течение 2-х месяцев после увольнения в том случае, когда он сможет устроиться на другое рабочее место. То есть, если работник остается без работы, в день зарплаты он может спокойно явиться на предприятие и получить сумму в размере среднемесячного заработка еще 2 раза.

Законом предусматривается, что в исключительных случаях работник может обратиться в кассу своего предприятия в третий раз, это нужно будет сделать, если, обратившись в двухнедельный срок после увольнения в службу занятости, он так и не были трудоустроен. Решение о выплате среднемесячного заработка принимает территориальный орган службы занятости населения, но бывший работодатель обязан его выполнить.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше