Совет 1: Как выбраться из водоворота в водоеме

Купание в незнакомых местах во время пляжного отдыха, а также переправа через водную преграду могут таить в себе опасность. Особенно это касается мест, где возможны подводные течения или водовороты, например, вблизи турбин электростанций или плотин. Лучше всего отказаться от купания в таких местах. А как быть, если вы все же оказались в водовороте?
Инструкция
1
Заходя в воду в незнакомом месте, убедитесь, что впереди нет сильного течения или воронок. Обычно такие явления, называемые турбулентностями, можно легко обнаружить визуально. Определите для себя зону, за границы которой вы не станете заплывать. Старайтесь не купаться в одиночку, всегда оставляйте на берегу наблюдателя, который может принять меры к спасению купающихся, если в этом возникнет необходимость.
2
Оказавшись в водовороте или в области сильного кругового течения, постарайтесь побороть возможную панику, которая обычно сопровождает непредвиденные события на воде. Нередко человек, оказавшийся в воде, преувеличивает опасность ситуации и начинает совершать действия, усугубляющие положение.
3
Берегите силы и не старайтесь бороться с круговым течением. Ваша задача – выбраться из водоворота с наименьшими затратами сил. Если вы чувствуете, что вас затягивает по кругу, старайтесь грести по направлению вращения воды, методично выплывая в сторону от центра воронки.
4
Если вас затягивает в центр воронки с большой силой, и вы чувствуете, что не справляетесь с течением, наберите в легкие побольше воздуха и нырните. Находясь под водой, ищите такое течение, которое не идет по кругу, а выносит на поверхность и в сторону. Это течение, как правило, всегда имеется в водовороте на определенной глубине, поэтому ваша задача – не растеряться, а воспользоваться таким восходящим потоком.
5
Если вы находитесь на сравнительно небольшой глубине, то, попав в воронку, будьте предельно собраны. Дно в подобных местах обычно усеяно корягами и камнями, о которые легко травмироваться, выбираясь из водоворота. Если вы чувствуете, что закрученным потоком вас несет на торчащий из воды ствол дерева или валун, постарайтесь выставить вперед ноги и сгруппироваться, чтобы не удариться о препятствие головой или другими жизненно важными органами. Соблюдайте главное правило - в любой ситуации сохраняйте собранность, хладнокровие и самообладание.

Совет 2: Как возникают водовороты

Водоворот – вращающаяся толща воды, которая по мнению наших предков могла крушить все со своем пути и затягивать в свой зев корабли, лодки и другие плавучие средства. Водовороты образуются при резком расширении русла, обтекании выступов берега течением и при столкновении двух течений.
Водовороты можно наблюдать как на мелких речушках, так и в морях и океанах. Большой опасности они не представляют, но и совсем безвредными их назвать нельзя. На реке водоворот может затянуть человека, и он захлебнется. Опасен он и для лодок без двигателя. Крупный морской водоворот лучше вообще всем наблюдать с безопасного расстояния.

Что собой представляет

Водоворотом называется природное явление, при котором образуется круговое движение воды в верхнем слое водоема, реки или океана. Причиной его возникновения может быть слияние двух течений разной скорости и температуры на отдельных участках водоемов или русловых рек. Вращаясь на небольшом пространстве, вода устремляется к внешнему краю водоворота, в результате чего в центре создается выемка. Такое же природное явление можно наблюдать и при резком расширении русла и обтекании выступов берега течением. Морские водовороты возникают при столкновении отливных и приливных волн и встречных течений. Морская вода в водовороте может двигаться с очень большой скоростью – до 11 км/ч и выше. Размер воронки в открытом океане может достигать нескольких километров.

В водовороте на реке вода вращается со скоростью, равной скорости основного потока. Водовороты могут образовывать глубокие ямы и являются типичным явлением для горных рек. В горах очень часто образовываются суводи: при таком природном явлении вода вращается за надводным или подводным рынком гор или выступом в яру. Такой водоворот образован двумя течениями с разной скоростью и направлением. Местом образования суводей могут служить различные гидротехнические сооружения – плотины, дамбы, устои мостов и др. Очень часто большие суводи образовываются во время половодья.

Виды водоворотов

В местах, где данное явление образуется постоянно, водовороты носят название постоянных. Сезонные водовороты образуются в определенное время года и существуют непостоянно. Наиболее распространенным видом являются эпизодические водовороты. Предсказать место их образования невозможно, как и подсчитать возможный ущерб, который они могут причинить. Водовороты можно наблюдать в самых разных частях света. Наибольшую известность получили Мальстрём, что у берегов острова Москенесё в Норвегии, Харибда и Сцилла в Мессинском проливе между Италией и Сицилией и водоворот, образующийся недалеко от Ниагарского водопада. Первые записи о Мальстрёме появились еще в 16-ом веке, а о Сцилле и Харибде писал еще Гомер как о двух чудовищах, с мощью и жестокостью которых пришлось столкнуться Одиссею и его команде.

Совет 3: Как образуется водоворот

За образованием небольших воронок на реке следили, пожалуй, многие. Любопытнейший процесс вызывает множество вопросов не только у детей, которые с восхищением следят за потоками воды, но и у взрослых.

Физика процесса

Интересно, что процесс возникновения маленьких и больших водоворотов протекает практически одинаково. Набравшая скорость, вода сталкивается с рельефной поверхностью берега, или, в случае крупных океанических водоворотов, с противоположным течением. От подобного удара, обусловленного скоростью встречных потоков, вода возвращается назад, создавая эффект кручения. Непрерывно стремясь к внешнему краю водоворота, вода создает особую выемку в центре, образуя таким образом привычную картину явления.

Узкие и длинные заливы или особый рельеф, характеризующийся препятствующими нормальным процессам водного обмена скалами – отличное место для возникновения водоворота, ведь поступившая в пик прилива масса воды не успевает полностью вернуться в свои границы и неминуемо сталкивается с новыми потоками, имеющими противоположное направление движения.

Сила и размеры водоворота обусловлены совокупностью сложившихся природных обстоятельств, к которым принято относить скорость воды, особенности прилива, погодные условия, сезонность. Диаметр воронки может изменяться от буквально нескольких сантиметров до сотен километров, а скорость течения достигать аж 11 километров в час.

Виды воронок

Все водовороты принято делить на постоянные, сезонные и эпизодические, некоторые из них проходят незаметно, другие же способны причинить серьезный ущерб как отдельно взятым хозяйствам, так и целым государствам. Известно, что речной водоворот вполне может затянуть зазевавшегося пловца, а крупный морской – навсегда заключить в свои объятья мощный катер или корабль.

Сравнительно недавно учеными, занимающимися исследованиями мирового океана, были обнаружены особые водовороты, ринги, которые образуются в результате столкновения вертикальных течений и могут быть найдены только по снимкам, полученных со спутника. Доподлинно известно, что такие ринги могут существовать достаточно долго, двигаются в часовом направлении для Южного полушария и в противоположном часовому для Северного. Их возникновение обусловлено действием магнитного поля Земли, заставляющего массы воды подниматься с глубин океана, сооружая мощную, способную существовать долгие годы природную конструкцию.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше