Совет 1: Как говорить нет на работе

Ситуации, когда приходится сказать «нет» начальству, коллегам или подчиненным, возникают с той или иной периодичностью практически у каждого. Бояться их не надо. Вежливый, но твердый и аргументированный отказ вовсе не означает автоматически испорченных отношений и проблем в будущем. Скорее умение отказать добавит работнику уважения и уменьшит число его будущих проблем.
Как говорить нет на работе
Инструкция
1
Самое главное - аргументы, на основании которых вы не собираетесь выполнять то, о чем вас просят (что поручают вам, требуют от вас - в зависимости от ситуации). Например, желаемые коллегой, начальником или подчиненным действия противоречат закону, корпоративному регламенту, вашим жизненным и профессиональным принципам, не входят в ваши служебные обязанности.
Выполнению просьбы подчиненного могут препятствовать как корпоративные нормы, так и текущая ситуация в компании (например, нет возможности дать отпуск или отгул в желаемое работнику время).
2
Относительно перечня служебных обязанностей ситуация, впрочем, несколько сложнее. Во многих компаниях отказ от выполнения работы на этом основании может поставить жирный крест на будущей карьере работника, особенно если он - новичок. Здесь надо исходить из того, какая именно работа поручается.

Если она позволяет расширить профессиональные горизонты, лучше отнестись к ней как к шансу для профессионального роста.
Аргумент может сработать в случае, если поручение ниже вашей квалификации и отвлекает вас от более квалифицированной, еще лучше срочной работы. Если же под рукой есть коллега, выполнение которым поручаемого имеет меньшую себестоимость для компании, то целесообразнее привлечь его.
3
Даже если тот, кто просит вас и чем-то или чего-то требует, в корне неправ, не будет лишним использовать в ответном отказе такие слова, как «извините» и «к сожалению». Это не помешает в общении не только с начальником и коллегой, но и с подчиненным. В ситуации же, когда просят об услуге, которую вы в силу каких-то объективных причин не можете оказать, дайте понять, что были бы рады помочь в иной ситуации.
При любом раскладе подумайте также о том, какую альтернативу можете предложить, и озвучьте ее: выполнить поручение иным способом, привлечь к исполнению другого, отпустить подчиненного в иное время и т.п.

Совет 2 : Как сказать начальнику "нет"

Иногда все-таки приходится говорить начальнику "нет". Ведь вас могут попросить выполнить что-то, в чем вы не совсем компетентны или предложат решить проблемы в экстремально сжатые сроки. Соглашаться на такие распоряжения – совершенно бессмысленно. Конечно, отказ тоже может повлечь за собой неприятные результаты. Но всегда можно сказать боссу "нет" так, чтобы все прошло без последствий.
Как сказать начальнику "нет"
Вам понадобится
  • - логика
  • - умение ясно излагать свои мысли
Инструкция
1
Один из поводов сказать начальнику "нет" - если вы понимаете, что задание не в вашей компетенции. В таких случаях задавайте начальнику как можно больше открытых вопросов относительно вашего задания, чтобы получить все детали. Вы можете отказаться от выполнения в случае, если вы не совсем понимаете, что от вас требуется, подробно объяснив это руководителю.
2
Когда вы говорите начальнику "нет", вы можете сразу предложить альтернативное решение. Например, если вам нужно сдать отчет ко вторнику, а вы понимаете, что это совершенно невозможно. Вы можете отказаться от выполнения задания и предложить предоставить отчет к четвергу.
3
Когда говорите начальнику "нет", предложите вместо себя кого-то другого, кто может выполнить задание. При этом не стоит просто бросать: «Найдите кого-то другого...», лучше сказать так: «Мне кажется, Татьяна Смирнова более компетентна в этом вопросе, ведь это ее специализация. Может лучше попросить ее?».
4
Если вы хотите сказать начальнику "нет", вы можете попробовать рассказать, чем конкретно вы сейчас занимаетесь, и почему вы не можете взяться за дополнительную работу. Может быть, босс просто не знает, что в данный момент вы как раз занимаетесь крупной сделкой или готовите какое-то важное исследование для президента компании. Объяснения помогут вам отказать боссу без ущерба для своей репутации.
Видео по теме
Источники:
  • как сказать боссу нет

Совет 3 : Как сказать начальнику "нет"

В работе иногда случаются ситуации, когда решение босса вы как профессионал в своей области находите неправильным. Однако это не так просто - сказать руководителю твердое "нет".
Одно несказанное "нет" может повлечь за собой многие другие
Инструкция
1
Крайне важен ваш внутренний настрой. Нужно четко понимать, какие цели вы преследуете, отказываясь от поручения начальства, потому что фраза "мне просто не хочется этого делать" не является аргументом. Заранее обдумайте свой речь, чтобы она звучала веско и уверенно. Если потребуется, напишите на бумаге список своих предложений, чтобы в нужный момент руководствоваться ими, а не эмоциями.
2
Будьте готовы к конструктивному диалогу, предельно откровенны и открыты для компромиссов. Постарайтесь абстрагироваться от личности руководителя и от отношений между вами. Вы отказываетесь от определенного решения, принятого им, а не говорите "нет" непосредственно его личности. При этом, если убедить начальника не удастся, также помните, что он отказал не вам лично, а всего лишь вашему предложению, вашей идее.
3
Боритесь со своими страхами и неуверенностью, которые заставляют вас говорить "да" в те моменты, которые требуют категоричного "нет". Попробуйте проанализировать, чего именно вы боитесь - потери работы, испорченных отношений с боссом? Понять свои страхи - значит, оказаться на полпути к полной над ними победе, а только мужественный человек и сможет стать успешным как в карьере, так и во всех аспектах жизни.
Полезный совет
Для важного разговора выбирайте комфортную обстановку. Так, не стоит обсуждать решения своего начальника в условиях "аврала", лучше выбрать более спокойный момент.

Даже если решение босса кажется вам полной глупостью, будьте предельно вежливы и ни в коем случае не выходите из себя - так и работу потерять недолго.
Источники:
  • Как сказать НЕТ руководителю

Совет 4 : Как отказать руководителю

Как поступить сотруднику в ситуации, когда руководитель нагружает его дополнительной работой? Как не дать пользоваться своей безотказностью и не быть при этом уволенным? Как отстоять свои права? Все эти вопросы большинство сотрудников задают себе хотя бы раз в жизни. На самом деле, необходимо всего лишь научиться правильно говорить «нет».
Как отказать руководителю
Инструкция
1
Разберитесь в причинах такого поведения вашего начальника. Скорее всего, ваш босс решил, что вы просто не решитесь отказать ему. Но при этом в вашем профессионализме он не сомневается и даже считает одним из лучших. Вряд ли бы он доверил важную работу плохому сотруднику.
2
Выяснив причину, вы вполне основательно можете требовать повышения по должности или, как минимум, надбавки к зарплате. Руководители, конечно же, сами должны об этом позаботиться. Но практика показывает, что это происходит крайне редко.
3
Как бы случайно поинтересуйтесь, какую доплату вы получите, выполнив дополнительную работу. Покажите, что вы уважаете себя и свой труд и не намерены работать в поте лица бесплатно.
4
Не показывайте свой страх перед руководителем, общайтесь с ним на равных, ведь он такой же человек, как и вы, и с ним тоже можно договориться. Откажите своему начальнику, напомнив о трудовом договоре, в котором четко прописан график вашей работы.
5
Бывает такое, что начальник просто не помнит, что определенная работа не входит в ваши должностные обязанности. Тактично сообщите ему об этом, и инцидент будет исчерпан.
6
Когда руководитель подходит к вам с очередной просьбой, спокойно объясните ему, что вы уже заняты другой работой, и дополнительная нагрузка скажется на ее качестве. Возможно, для него на данный момент важнее выполнение той задачи, с которой он к вам подошел, а текущие задания можно и отложить.
Видео по теме
Обратите внимание
Будучи безотказным сотрудником, вы рискуете навредить своему здоровью. Подумайте, что для вас важнее.
Полезный совет
Дайте начальнику с самого первого дня понять, что вы не готовы работать сверхурочно. В следующий раз он уже вряд ли подойдет к вам с подобными просьбами.

Встречаются люди, которые очень не уверены в себе, в которых есть так называемый «комплекс жертвы». Они заранее готовы взять на себя любую работу и просить прощения даже тогда, когда не виноваты. Проанализируйте свое поведение, возможно, вам нужно серьезно над собой поработать.

Совет 5 : Как твердо сказать "нет"

Умение стоять на своем – вещь более ценная, чем может показаться на первый взгляд. К кому-то оно приходит само, в процессе взросления, а кому-то над его выработкой приходится усиленно трудиться. Ниже приведены несколько советов, необходимых тем, кто хочет научиться, как сказать «нет».
Как твердо сказать "нет"
Инструкция
1
Чаще всего соглашаться с мнением окружающих склонны люди, сомневающиеся в своей правоте. Поэтому первое, что нужно сделать – это справиться с робостью и неуверенностью и наконец поверить в себя. Для этого подойдут, в принципе, любые психологические тренинги, направленные на повышение самооценки, личностный рост и т.п. Существует также масса литературы по «практической психологии» и НЛП.
2
Победите свой страх. Иногда для этого не нужно прилагать титанического труда, достаточно просто улыбнуться и сказать себе: «Ты это можешь!»
3
Порой, чтобы отказаться от чего-либо, вовсе не обязательно говорить «нет». Вместо этого можно использовать языковую конструкцию: «да, но...», «я бы с удовольствием, но...». Если же ваш собеседник все-таки продолжает настаивать на своем, не отчаивайтесь, у вас есть как минимум два варианта закончить дискуссию: сменив тему разговора либо окончив разговор. В первом случае переключите внимание на что-то постороннее, не относящееся к сути вопроса. Например, так: «А, вспомнил, что я хотел сказать тебе!» или «Смотри, это не (вставьте имя знакомого) ли там?» Во втором случае на очередные уговоры ответьте: «Хорошо, я понял. Я об этом подумаю». И то, и другое действует безотказно.
4
Покажите несогласие всем своим видом. Строить гримасы не стоит, зато вполне можно скрестить руки на груди или упереться ими в бока, либо отстраниться, сделать рассеянный скучающий вид. Если это не помогает, перейдите в наступление – сделайте шаг вперед, сократив расстояние между вами, или начните рьяно жестикулировать. И то, и другое вряд ли понравится вашему оппоненту.
5
«Ходите кругами», задавайте дополнительные вопросы, высказывайте сомнения, не отвечая ни да, ни нет. Он потеряет терпение и отстанет.
6
И, на десерт, самый легкий (хотя и трусоватый) способ – не можете отказать (отказаться) – просто уходите под благовидным предлогом (нужно ответить на телефонный звонок, срочное дело, ждут на работе и т.д.).
Обратите внимание
Поймите главное: выразить собственное мнение – еще не значит обидеть не согласного с ним. Главное тут как сказать «нет». Резко и категорично произнесенное, оно, несомненно, ранит, но не оставит собеседнику и шанса на уговоры, тогда как мягкое и аргументированное не оскорбит, но оставит «поле боя» за оппонентом.

Совет 6 : Как научиться отказывать окружающим

Когда мы начинаем подрастать и самоутверждаться, так сладко отвечать «нет!» на просьбы родителей. Отрицание слетает с наших губ без принуждения, естественно, назло воле взрослых. Отчего же, когда мы вырастаем, становимся самостоятельными и несём ответственность за свои слова и поступки, нам всё тяжелее говорить отрицательно даже малознакомым людям?
Как научиться отказывать окружающим

Жизнь в социуме вынуждает нас находить точки соприкосновения с самыми разными людьми, идти на компромиссы, прощать. Отказом мы боимся обидеть кого-либо. Но всё-таки наступать на горло собственной песне и доставлять себе неудобства во благо знакомых – не стоит, а зачастую бывает и вовсе просто глупо.

Например, на работе у вас и так завал, а ваш коллега-приятель канючит, чтобы вы доделали проект за него, так как у него форс-мажор: заболел ребёнок, сломался зуб или приехали гости. Или приятель слёзно просит дать ему на пару часов ваш автомобиль забрать тёщу ночью с вокзала, так как его машина в ремонте. Да мало ли таких случаев, когда скрепя сердцем вы соглашаетесь, хотя всё нутро кричит «нет». Не позволяйте другим пользоваться вашей безотказностью!

Научиться чётко выражать свою позицию, не давать лишних поводов для надежд проще, чем кажется. Причём легче станет как вам, так и окружающим.

Совет 1.Если вам неудобно выполнить чью-то просьбу, скажите сразу чётко «нет», а не давайте надежд фразами «посмотрим», «может быть», «возможно» и т.д. Обязательно объясните причину отказа. Причём лучше не выдумывать отговорки, ваш проситель без труда услышит фальшь. Если ваш знакомый просит резиновую лодку на рыбалку, а вы ещё с прошлого раза помните, что он вам её вернул непросушенную, то прямо скажите, что вынуждены отказать, потому как вам не нравится его небрежное отношение к чужим вещам.

Совет 2. Попробуйте предложить альтернативное решение, либо вместе попытайтесь найти обоюдный выход из ситуации. Вам позвонила двоюродная сестра из другого города, поставив перед фактом, что приезжает на недельку в ваш город и намеревается жить в вашей «однушке»? А вы её и без совместного проживания не очень любите. Скажите сразу, что она вас будет стеснять, предложите вариант с дачей или хостелом, до которых вы сможете её довезти и помочь всем необходимым.

Совет 3.Если вы всё-таки обидели человека отказом, то попытайтесь честно рассказать о своих чувствах и мотивациях, что вы не обязаны делать то, что не нравится и доставляет дискомфорт. Наверняка, ваш оппонент поймет ситуацию.

Говорить «нет» нужно, действительно, уметь. Порой это бывает нелегко. Но не стоит ущемлять себя, чтобы не обидеть кого-то.

Совет 7 : В каких ситуациях нужно уметь отказывать просьбам

Многие люди не умеют отказываться от просьб других в ущерб собственным интересам и выгодам. Однако если проанализировать ситуацию, можно понять, что просящий вполне может обойтись и без вашей помощи. Важно правильно расставлять приоритеты, а для этого необходимо обдумать несколько моментов.
В каких ситуациях нужно уметь отказывать просьбам

Действительно ли человеку нужна помощь

Проанализируйте ваше положение и положение человека, предъявившего просьбу. Так ли его положение печально, чтобы вы пренебрегли собственными выгодами? Например, у вас до зарплаты остались последние несколько купюр в кармане, а знакомый просит одолжить ему деньги на новый айфон. Вам эти деньги явно нужны для каких-то нужд, а ему — для развлечений. Не бойтесь в таком случае твердо отказать ему. Возможно, он не знает о вашем материальном положении, а возможно, что просто уверен, что ему не откажут. Старайтесь замечать таких людей.

От чего вам придётся отказаться

Расстановка приоритетов очень помогает в повседневной жизни. Если начальник в очередной раз попросил поработать сверхурочно, а вы и так уже валитесь с ног без сил и всё равно соглашаетесь, вы, прежде всего, отказываетесь от своего здоровья, как психического, так и физического. Переутомление вряд ли положительно скажется на вашей сверхурочной работе и выполнении обязанностей на следующий день, продуктивность явно снизится со всех сторон. В этих случаях не стыдно прямо объяснить своё положение и сказать просьбе «нет».

В силах ли вы помочь

Соглашаться помогать в каком-либо деле не стоит, если вы осознаете свою некомпетентность в определённой сфере. Если вы прекрасно понимаете, что сделаете только хуже, искренне признайтесь в этом человеку. Ваш отказ не должен расстроить его, напротив, ваша искренность и желание не навредить должны быть приятны собеседнику.

Только ли вы в силах помочь

Этот пункт очень похож на предыдущий. Иногда люди обращаются к нам за помощью, просто потому что мы были так кстати рядом. Если вы знаете людей, которые помогут исполнить просьбу так же как вы, или даже лучше, то сообщите об этом человеку.

Главное в проблеме отказа от просьбы — понять, что вы говорите «нет» просьбе, а не самому человеку. Если просящий адекватен, ваш обоснованный отказ ни в коем случае не должен его задеть. Если слово «нет» вызывает агрессию, задумайтесь, нужен ли такой человек в вашем окружении?

Совет 8 : Как отказать человеку

Много ли раз за день вы говорите кому-нибудь «нет»? Если случайному прохожему сказать такое легко, то ответить отказом близкому человеку или своему ребенку бывает непросто.
Как отказать человеку
Инструкция
1
Перед тем, как отказать кому-то в чем-то, хорошо подумайте, почему вам так не хочется выполнять просьбу. Вам неприятно? Это не соответствует вашим принципам? Это не входит в ваши обязанности? Для успешного и безболезненного отказа нужно найти в себе и сформулировать четкий тезис - ответ на вопрос, почему вы не хотите выполнять просьбу человека.
2
Как только вы разобрались со своими личными причинами, подумайте, зачем человеку понадобилось то, о чем он просит. Если понадобится - уточните у потенциального адресата вашего отказа такие же конкретные причины его просьбы. Уместно будет задавать наводящие вопросы, чтобы как можно четче понять мотивы человека.
3
Если после того, как вам доходчиво объяснили, что и зачем у вас просят, вы все еще намерены отказать, осознайте простую вещь: отказ может звучать по-разному. Это может быть пустое "нет", а может быть развернутый мягкий ответ в виде "к сожалению, я не могу тебе помочь, потому что..." или "я бы очень хотел(а) помочь, но не могу этого сделать, потому что...". После многоточия следует ваш тезис, сформулированный в шаге №1.Чисто психологически такая формулировка сглаживает острый момент отказа, но при этом не отменяет его сути.
4
Три помощника при отказе: твердость, аргументы, альтернативы. Твердость - это ваша позиция, которую вы полностью осознали. Если есть хотя бы малейшее сомнение, рекомендуем вернуться к шагу №1 и проработать ваши мысли еще раз. Аргументы - это те тезисы, которыми вы оперируете при отказе, они же подкрепляют вашу твердую позицию. Если аргументов нет, у вас не получится объяснить, почему именно вы отказали. Альтернативы - это то, что можно сделать, если просьбу человека можно выполнить, но другим путем или не с вашей помощью. Например: "К сожалению, я не смогу тебе помочь, потому что это не входит в мою компетенцию, но ты можешь обратиться к Марии, она занимается этим вопросом".
5
Отказ может быть устным или письменным. Не глядя человеку в глаза, отказать проще, но и к такой форме необходимо подойти ответственно. Здесь тоже необходимо использовать «три составляющих отказа» (см. шаг №4) и помнить, что у человека есть свои причины просить вас о чем-то.
6
Важный момент при проработке своего отношения к отказам - принятие мысли о нормальности вашего нежелания выполнять чью-то просьбу, будь то начальник, подчиненный, коллега, муж, родитель или ребенок. Осознайте, что вы - живой человек, у вас есть своя твердая позиция и жизненные принципы. Все это может не отвечать требованиям других людей.
7
Сохраняйте спокойствие. Собеседник, услышав ваш отказ, вполне может поддаться эмоциям, в том числе негативным, но ваша главная задача - не поддаться на провокацию и сохранить самообладание. Будьте тверды в своем отказе, но, если есть такая возможность, постарайтесь предложить альтернативное решение вопроса собеседника.
8
Напоследок несколько советов с примерами.
1. Начинайте ваш отказ с позитивного момента: "Я понял(а), почему для тебя это важно, но я не смогу выполнить твою просьбу...".
2. Используйте при отказе мягкие формулировки: "я не смогу", "я очень хотел(а) бы, но...", "я был(а) бы рада, но..." и т.д. Резкое пустое "нет" только подтолкнет собеседника включить психологическую защиту.
3. Старайтесь всегда предложить альтернативу. Так человек увидит, что вы не просто отвернулись от его просьбы, а готовы помочь ему решить вопрос, но другим способом или с помощью других людей.
Обратите внимание
Если вы уже после произнесенного отказа осознали, что нашли подходящий вариант решения вопроса собеседника, не стесняйтесь предложить ему этот вариант, даже если ваша беседа закончилась не на позитивных нотах. Человек будет благодарен вам за содействие.
Полезный совет
Если вы хорошо поработали с составлением списка аргументов своего отказа, произнести его станет намного проще, ведь вы будете точно уверены в том, почему именно отказали. Поэтому первый шаг - самый важный.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500