Инструкция
1
Главным словом является то, от которого задается вопрос к зависимому. Например, «читать книгу»: читать – что? – книгу; «гулять во дворе»: гулять – где? – во дворе; «очень красиво»: красиво – насколько? – очень. Из способов подчинительной связи в словосочетаниях выделяют согласование, управление и примыкание.
2
Если типом подчинительной связи является согласование, форма зависимого слова согласуется с формой главного. В понятие формы входит род, число и падеж: прекрасный пейзаж, прекрасные пейзажи, прекрасного пейзажа. Когда меняется, например, падеж главного слова, точно таким же образом изменяется падеж и зависимого слова. В таких словосочетаниях зависимым словом обычно является прилагательное, а главным - существительное.
3
Управление – способ связи, при котором главное слово управляет зависимым при помощи определенного падежного вопроса. Примеры: «построить дом» (винительный падеж), «увидев лису» (родительный падеж), «шум моря» (родительный падеж), «помнил о долге» (творительный падеж). Зависимое слово – существительное или существительное с предлогом.
4
Еще один способ связи слов в словосочетаниях – примыкание. Здесь наблюдается только смысловая (лексическая) и интонационная связь, а грамматически эта связь никак не выражается. Зависимое слово является неизменяемым, это может быть наречие или деепричастие. Например: «долго молчал», «весело разговаривали», «бежала вприпрыжку», «приветствовал улыбаясь».
5
Итак, чтобы определить главное слово, задайте к словосочетанию вопрос. Не путайте словосочетания с грамматической основой: в ней оба слово будут главными, равноправными, и вопрос от одного слова к другому задать не получится.
6
В предложении «Под шум аплодисментов вышел циркач» можно выделить грамматическую основу: «вышел циркач». Какие словосочетания есть в этом предложении? «Вышел под шум» (главное слово – вышел, вопрос – под что?); «под шум аплодисментов» (главное слово – под шум, вопрос – чего?). В обоих словосочетаниях тип связи слов – управление.