Совет 1: Как определить главное слово

Словосочетания и предложения изучает синтаксис. Словосочетание содержит в себе главное и зависимое слово. Между главным и зависимым словом устанавливается подчинительная связь.
Инструкция
1
Главным словом является то, от которого задается вопрос к зависимому. Например, «читать книгу»: читать – что? – книгу; «гулять во дворе»: гулять – где? – во дворе; «очень красиво»: красиво – насколько? – очень. Из способов подчинительной связи в словосочетаниях выделяют согласование, управление и примыкание.
2
Если типом подчинительной связи является согласование, форма зависимого слова согласуется с формой главного. В понятие формы входит род, число и падеж: прекрасный пейзаж, прекрасные пейзажи, прекрасного пейзажа. Когда меняется, например, падеж главного слова, точно таким же образом изменяется падеж и зависимого слова. В таких словосочетаниях зависимым словом обычно является прилагательное, а главным - существительное.
3
Управление – способ связи, при котором главное слово управляет зависимым при помощи определенного падежного вопроса. Примеры: «построить дом» (винительный падеж), «увидев лису» (родительный падеж), «шум моря» (родительный падеж), «помнил о долге» (творительный падеж). Зависимое слово – существительное или существительное с предлогом.
4
Еще один способ связи слов в словосочетаниях – примыкание. Здесь наблюдается только смысловая (лексическая) и интонационная связь, а грамматически эта связь никак не выражается. Зависимое слово является неизменяемым, это может быть наречие или деепричастие. Например: «долго молчал», «весело разговаривали», «бежала вприпрыжку», «приветствовал улыбаясь».
5
Итак, чтобы определить главное слово, задайте к словосочетанию вопрос. Не путайте словосочетания с грамматической основой: в ней оба слово будут главными, равноправными, и вопрос от одного слова к другому задать не получится.
6
В предложении «Под шум аплодисментов вышел циркач» можно выделить грамматическую основу: «вышел циркач». Какие словосочетания есть в этом предложении? «Вышел под шум» (главное слово – вышел, вопрос – под что?); «под шум аплодисментов» (главное слово – под шум, вопрос – чего?). В обоих словосочетаниях тип связи слов – управление.

Совет 2: Как определить зависимое слово

Соединение двух или нескольких слов, имеющих между собою как грамматическую связь, так и смысловую, называется словосочетанием. Слова в словосочетании находятся в отношениях подчинительной связи.

Подчинительной связью, или подчинением в лингвистике называется синтаксическое неравноправие между частями какой-либо конструкции. Применительно к словосочетанию таковыми являются слова. Подчинительная связь предполагает наличие главного и зависимого слова.

Различие между главным словом и зависимым

Главное слово и зависимое выполняют разные функции в словосочетании. Главное слово всегда что-то называет – предмет, действие, признак, а зависимое – уточняет, распространяет и поясняет то, что было названо. Например, в словосочетании «зеленый лист» прилагательное поясняет свойство предмета, в словосочетании «исполнять симфонию» существительное поясняет, что именно исполнялось. В первом случае зависимым словом является прилагательное, во втором – существительное.

Связь между словами в словосочетании выявляется посредством вопроса, который ставится от главного слова к зависимому, но не наоборот, например: «стол (какой?) деревянный».

Если одно из двух слов выражено существительным, а другое глаголом, при этом можно поставить вопрос от существительного к глаголу («собака «что делает?) лает»), данную группу слов вообще нельзя считать словосочетанием. Это нераспространенное предложение.

Зависимое слово при различных видах подчинения

Существует много разновидностей подчинения, но в словосочетании могут быть представлены лишь три из них: согласование, управление и примыкание.

При согласовании зависимое слово принимает тот же род, падеж и число, что и главное. В таком словосочетании существительное – главное слово, а прилагательное, местоимение, порядковое числительное или причастие – зависимое: «зимнее утро», «эта женщина», «третий курс», «моющиеся обои».

При управлении главное слово выражается глаголом или существительным, которое может быть в любом падеже, включая именительный, а зависимое – существительным, падеж которого будет косвенным (т.е. любым, кроме именительного), и падеж этот обусловлен значением главного слова: «читать книгу», «любовь к матери». Придание иной формы главному слову не приводит к изменению формы зависимого: «учить стихотворение – учу стихотворение», «воля к победе – волей к победе».

При примыкании зависимое слово связывается с главным исключительно по смыслу, никаких грамматических изменений с ним не происходит. В этом случае в роли зависимого слова могут выступать такие слова, которые вообще не изменяются – наречия: «громко поет», «очень устала».
Источники:
  • Типы связи в словосочетании

Совет 3: Как определить тип слова

Все слова, существующие в том или ином языке, можно разделить на несколько групп. Это важно при определении как значения, так и грамматических функций слова. Отнеся его к определенному типу, вы можете видоизменять его в соответствии с правилами, даже если оно вам раньше не встречалось. Типами элементов словарного состава языка занимается лексикология.
Вам понадобится
  • - текст;
  • - словарь.
Инструкция
1
Выберите слово, тип которого вы хотите определить. Принадлежность его к той или иной части речи пока не играет роли, как и форма, и функция его в предложении. Это может быть абсолютно любое слово. Если оно не указано в задании, выпишите первое попавшееся. Определите, называет ли оно предмет, качество, действие или нет. По этому параметру все слова делятся на знаменательные, местоименные, числительные, служебные и междометные. К первому типу относятся существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Именно они обозначают названия предметов, качеств и действий. Второй тип слов, у которых есть функция называния — местоименный. Способность называть отсутствует у числительного, междометного и служебного типов. Это сравнительно небольшие группы слов, но они есть в каждом языке.
2
Определите, способно ли заданное слово выражать понятие. Эта функция есть у словарных единиц знаменательного типа, ведь именно они и формируют понятийный ряд любого языка. Однако любое число тоже относится к разряду понятий, а соответственно, числительное тоже несет в себе эту функцию. Есть она и у служебных слов, а вот у местоимений и междометий — отсутствует.
3
Рассмотрите, как будет себя вести слово, если оно окажется в предложении. Может ли оно являться членом предложения? Им может быть любое слово знаменательного типа. Но эта возможность есть и у местоимения, а также у числительного. А вот служебные слова играют вспомогательную роль, ни подлежащим, ни сказуемым, ни второстепенными членами предложения они быть не могут, как и междометия.
4
Для удобства можно составить табличку из четырех столбцов шести строк. В верхней строке назовите соответствующие столбцы «Типы слов», «Называние», «Понятие» и «Способно ли быть членом предложения». В первом левом столбце запишите названия типов слов, их всего пять. Определите, какими функциями обладает заданное слово, а каких у него нет. В соответствующих графа поставьте плюсы и минусы. Если во всех трех графах стоят плюсы, то это знаменательный тип. У местоименного плюсы будут стоять в первом и третьем столбцах, у числительных — во второй и в третьей. Служебные слова могут только выражать понятие, то есть имеют один плюс во второй графе. Напротив междометий во всех трех столбцах будут стоять минусы.
Видео по теме

Совет 4: Как определить грамматическую основу предложения

Для того чтобы понять грамматическую структуру предложения, необходимо прежде всего найти его основу. Для этого используйте методы, разработанные лингвистами. При понимании основы предложения вы сможете, например, правильно расставить знаки препинания.
Инструкция
1
Узнайте, что собой представляет грамматическая основа. Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое, которые обычно и составляют основной смысл предложения. В некоторых случаях предложения могут содержать в себе только подлежащее или только сказуемое, а также несколько слов, выполняющих одинаковые функции главных членов предложения.
2
Найдите подлежащее. Чаще всего оно выражено существительным или местоимением. В этом случае оно обязательно стоит в именительном падеже и отвечает на вопрос «кто?» или «что?». В редком случае роль объекта или субъекта действия в предложении играет числительное или даже целое словосочетание. Если вы видите в предложении имя собственное в именительном падеже, весьма вероятно, что это будет подлежащее.
3
Определите сказуемое в предложении. Оно обозначает действие предмета, который является подлежащим. В большинстве предложений сказуемое - это глагол, согласованный с подлежащим в числе и роде. Также этот член предложения может выражаться глагольными словосочетаниями, отглагольными прилагательными и даже существительными. Глагол должен отвечать на вопрос «кто делает?» или «что делает?», грамматически согласованный с первой частью основы предложения.
4
Отметьте в предложении найденную основу. Подлежащее подчеркните одной непрерывной горизонтальной чертой, а сказуемое - двумя.
5
Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую структуру предложения. Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с другом грамматически и по смыслу, то это указывает на простое предложение. Напротив, если они независимы и имеют самостоятельное значение, то перед вами предложения с двумя или более основами, между которыми есть сочинительная или подчинительная связь.
Видео по теме
Источники:
  • главное слово словосочетания
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше