Инструкция
1
Однородная структура товаров встречается на предприятиях узкой направленности, для нее вычислить среднюю цену довольно просто. Используются два подхода: хронологический и хронологический взвешенный. Цены всегда фиксируются документально в определенные моменты времени, что позволяет следить за ценовой динамикой. Однако эти временные интервалы могут быть как одинаковыми, так и различными.
2
В случае, если значения цен на однородную продукцию учитывались равномерно, применяется хронологический подход. Согласно ему средняя цена равна определенному соотношению между суммой цен и количеством временных промежутков. Пусть известны данные по ценам за полгода, причем на начало каждого месяца, тогда:Pm = (P1/2 + P2 + P3 + P4 + P5 + P6/2)/5, где:Pi – цены каждого периода;Pm – средняя хронологическая цена;5 – общее количество месяцев, уменьшенное на единицу.
3
Соответственно, для расчетов за год количество известных цен составит 12 чисел, а в знаменателе будет стоять 11. Собственно, в основном эта величина считается именно за полугодие или год. Если цены фиксировались неравномерно, то работает второй подход. Весами в данном случае выступают временные промежутки:Pm = Σ (Pi•ti)/Σti, где:Pi – цены промежутков ti;Σti – весь расчетный период.
4
Чтобы вычислить среднюю цену на предприятии, выпускающем разнородную продукцию, нужно разбить ее на отдельные группы однородной продукции. Если имеются данные об объемах проданных товаров, то можно вычислить среднюю арифметическую взвешенную цену: Pm = Σ(P•Q)/ΣQ, где:P – цены на однородные товары;Q – соответствующие объемы
5
В случае, если известна величина товарооборота, т.е. денежной суммы, полученной от реализации продукции, следует искать среднюю гармоническую взвешенную цену:Pm = Σ(PQ)/Σ(PQ/P), где PQ – объем товарооборота в денежных единицах.