Совет 1: Как рассчитать эквивалентную массу

Эквивалентной массой, или молярной массой эквивалента, называется количество вещества, взаимодействующее с одним молем водорода или вытесняющие столько же атомов водорода из его соединений. Обозначается эта величина Mэкв, измеряется в г/моль и вычисляется по формулам или экспериментальным путем.
Вам понадобится
  • - периодическая система;
  • - калькулятор;
  • - химическая посуда;
  • - разбавленная соляная кислота;
  • - навеска металла.
Инструкция
1
Чтобы найти эквивалентную массу простого вещества, воспользуйтесь формулой:Mэкв = Mа/B, где Mэкв – масса эквивалента;Mа – атомная масса элемента; B – валентность.Например, согласно формуле эквивалентная масса натрия будет равна 22,99 г/моль, а двухвалентной серы – 32/2 = 16 г/моль и т.д. Для сложных веществ молярной массой эквивалента будет называться количество вещества, прореагировавшего без остатка с одним эквивалентом другого вещества, например, водорода.
2
Помните, что расчет этой величины для разных химических соединений имеет нюансы. Например, при вычислении эквивалентной массы оксидов – складывайте значения эквивалентных масс, составляющих соединение. Допустим, дан оксид цинка. Сначала считаете Mэкв (Zn) = 65/2 =32,5 г/моль. Потом - Mэкв (O) = 16/2 = 8 г/моль. Таким образом, получите эквивалентную массу ZnO равную 40,5 г/моль. А рассчитать массу эквивалента кислоты можно, разделив ее молекулярную массу на количество атомов водорода, содержащихся в ней: Mэкв (H2SO4) = 98/2 = 49 г/моль и т.д.
3
Для экспериментального определения эквивалентной массы сначала повторите технику безопасности при работе с кислотами и газами. Затем возьмите бюретку, пробирку и воронку. Соедините их между собой резиновыми трубками. Налейте в бюретку дистиллированной воды, с помощью воронки установите ее уровень на нуле.
4
В пробирку налейте 5 мл соляной кислоты (постарайтесь не замочить стенки). На сухую стенку поместите навеску металла. Следите за тем, чтобы он не упал в кислоту раньше времени. Закройте пробирку пробкой и встряхните. Водород будет вытеснять воду из бюретки. После завершения реакции выровняйте уровень воды в бюретке и воронке. Запишите конечный результат, температуру и давление при проведении опыта.
5
Определите вытесненный объем водорода, сравнив начальный и конечный уровень воды в бюретке. Приведите полученный результат к нормальным условиям, используя показания барометра и термометра. И затем только рассчитайте массу эквивалента металла, используя формулу:m (металла)/V (водорода при норм.условиях) = Mэкв.(металла)/Vэкв (водорода).

Совет 2: Как найти эквивалентную массу

Химические элементы соединяются друг с другом в строго определенных количественных соотношениях. Именно поэтому появились такие понятия, как эквивалент и эквивалентная масса. («Эквивалент» в дословном переводе означает «равный», «равноценный»). Что такое эквивалент в химическом смысле этого слова? Как вычислить эквивалент и (или) эквивалентную массу?
Инструкция
1
Эквиваленты и эквивалентные массы обычно определяются либо по данным анализа соединений, либо на основании результатов замещения одного элемента другим. Нетрудно понять, что для определения эквивалента (или эквивалентной массы) элемента вовсе необязательно исходить из его соединения с водородом. Эквивалент (эквивалентную массу) можно точно так же вычислить по составу соединения данного элемента с любым другим, эквивалент (эквивалентная масса) которого известен.
2
Пример. При соединении 1,50 грамма натрия с избытком хлора образовалось 3,81 грамма хлорида натрия. Необходимо найти эквивалентную массу натрия и его эквивалент, если известно, что эквивалентная масса хлора равна 35,45 грамм/моль.Решение. Вычитайте из общей массы образовавшегося продукта исходную массу натрия.
Таким образом, 3, 81 – 1, 50 = 2, 31
3
То есть, в образовавшемся продукте (в вашем случае хлорид натрия) на 1,50 грамма натрия приходится 2,31 грамма хлора. Из этого следует, что зная эквивалентную массу хлора (35, 45 грамм/моль), вы легко найдете эквивалентную массу натрия по следующей формуле:
35, 45 х 1, 50 / 2, 31 Эквивалентная масса натрия получается равной 23,0 грамм/моль.
4
Молярная масса натрия также будет равна 23,0 грамм/моль. Из этого следует, что эквивалент натрия равен одному молю (поскольку молярная и эквивалентная массы натрия совпадают).
5
Понятие об эквивалентах и эквивалентных массах распространяется также и на сложные вещества. Эквивалентом сложного вещества называется такое его количество, которое взаимодействует без остатка с одним эквивалентом водорода.
Полезный совет
В настоящее время под эквивалентом элемента принято понимать такое его количество, которое соединяется с одним молем атомов водорода, или замещает такое же количество атомов водорода в химических реакциях. Масса одного эквивалента элемента называется его эквивалентной массой.
Источники:
  • эквивалентные массы элементов

Совет 3: Как рассчитать молекулярную массу

Для того чтобы найти молекулярную массу, найдите молярную массу вещества в граммах на моль, поскольку эти величины численно равны. Или найдите массу частиц молекулы в атомных единицах массы, сложите их значения и получите молекулярную массу. Для нахождения молекулярной массы газа можно воспользоваться уравнением Клапейрона-Менделеева.
Вам понадобится
  • Для расчетов понадобится периодическая таблица Менделеева, весы, термометр, манометр.
Инструкция
1
Расчет молекулярной массы с помощью таблицы Менделеева. Определите химическую формулу исследуемого вещества. В таблице Менделеева найдите химические элементы, из которых состоит молекула. В соотвествующих ячейках найдите их атомную массу. Если в таблице масса представлена дробным числом, округлите его до целого. Если в молекуле один и тот же элемент встречается несколько раз, умножьте его массу на количество вхождений. Сложите массы всех атомов. В результате получится молекулярная масса вещества.
2
Расчет молекулярной массы при переводе из граммов. Если дана масса одной молекулы в граммах, умножьте ее на постоянную Авогадро, которая равна 6,022•10^(23) 1/моль. Результатом будет молярная масса вещества в граммах на моль. Ее числовое значение совпадает с молекулярной массой в атомных единицах массы.
3
Расчет молекулярной массы произвольного газа.Возьмите баллон известного объема измеренного в кубических метрах, откачайте из него воздух и взвесьте на весах. Затем, закачайте в него газ, молекулярную массу которого нужно определить. Снова найдите массу баллона. Разность баллона с газом и пустого баллона будет равна массе газа, измерение проводите в граммах. Измерьте давление с помощью манометра (в паскалях) и температуру с помощью термометра, переведя ее в кельвины. Для этого, к полученным в результате измерения градусам Цельсия прибавьте число 273. Чтобы найти молярную массу газа, его массу умножьте на температуру и число 8,31 (универсальная газовая постоянная). Полученный результат последовательно поделите на значение давления газа и его объем M=m•8,31•T/(P•V). Этот показатель, выраженный в граммах на моль, численно равен молекулярной массе газа, выраженной в атомных единицах массы.
Видео по теме
Источники:
  • расчет молекулярной массы

Совет 4: Как найти массу эквивалента

Эквивалентная масса – это масса одного эквивалента любого химического элемента. А эквивалентом, в свою очередь, называют такое количество этого элемента, какое либо вступает в непосредственное химическое взаимодействие (реакцию) с одним молем водорода, либо вытесняет один моль водорода из других соединений, вступая с ними в реакцию замещения. Само название этого количества – «эквивалент» - не зря происходит от греческого слова «равный». Как вычисляется эквивалентная масса?
Инструкция
1
Эта задача решается элементарно, с использованием простых вычислений. Надо лишь твердо запомнить правило: для определения эквивалентной массы необходимо знать состав соединения элемента с другим элементом, эквивалент которого известен. Это универсальное правило, включающее в себя и расчеты при соединениях элементов с водородом.
2
Рассмотрите вычисления эквивалентной массы на какой-нибудь конкретной задаче. Например, щелочной металл натрий, взятый в количестве двух грамм, целиком прореагировал с галогеном йодом, при этом образовалось 13,04 грамма соли иодида натрия. Вычислите эквивалентную массу натрия, если вам известно, что эквивалентная масса йода округленно равна 127 грамм/моль.
3
Решение. Прежде всего, определите количество йода, вступившего в реакцию с натрием. Для этого из соли иодида натрия вычтите натрий: 13,04 – 2,00 = 11, 04 грамма.
4
То есть на два грамма металлического натрия приходится 11,04 грамма йода. Соответственно, на один грамм натрия будет приходиться 11,04/2 = 5,52 грамма йода. Поскольку вы знаете приблизительную эквивалентную массу йода (округленно она равна 127), вы элементарно найдете эквивалентную массу натрия. Это делается следующим образом: 127*1,00/5,52 = 23 грамма/моль.
5
Если бы вам потребовалась большая точность, то необходимо было бы учесть, что эквивалентная масса йода равна не 127, а 126,9 грамма/моль. Соответственно, уточненная эквивалентная масса натрия была бы чуть меньше: 22, 989 грамма/моль.
Видео по теме
Полезный совет
Относится ли понятие эквивалента и эквивалентной массы только к простым веществам (например, к металлам, образующим с водородом соединения – «гидриды», или вытесняющим водород из кислот)? Нет, эти понятия в полной мере относятся и к сложным соединениям.
Источники:
  • рассчитать молярную массу эквивалента
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500