Совет 1: Как выращивать клубнику

Клубника – популярная ягода среди россиян. Садоводы-огородники выращивают ее на своих приусадебных участках. В выращивании она неприхотлива. Чтобы урожай был богатым, а ягода - крупной и сладкой, необходимо правильно ухаживать за ней.
Инструкция
1
В первую очередь вы должны выбрать тот сорт клубники, который подходит к климатическим условиям вашего района. Например, ягода «Элсанта» неприспособленна к суровым зимам, зато «Эрос» отлично переносит сибирскую зиму. Сорта отличаются и по созреванию, например, «Хоней» является ранним сортом клубники, а «Богота» - поздним.
2
Подготовьте почву под посадку. Помните, что ягода не любит склон, поэтому постарайтесь максимально выровнять место и придать ему горизонтальное положение. Клубника комфортно себя чувствует и дает большой урожай в соседстве со смородиной и крыжовником. Вскопайте землю на глубину 20-25 см, добавьте туда компостную землю или навоз, суперфосфат и калийную соль.
3
Высаживайте растение весной или ранней осенью. Сделайте небольшие лунки на расстоянии 20-25 см друг от друга, так как клубника быстро разрастается. Поместите туда ягоду и засыпьте землей. В конце обязательно полейте. Если вы высадили растение весной, накройте клубнику полиэтиленовой пленкой. Это необходимо для того, чтобы создать парниковый эффект и защитить ягоду от заморозков.
4
В процессе цветения клубники обязательно поливайте ее, так как она очень любит влагу и не переносит засуху. Следите за появлением сорняков и удаляйте их, ведь они могут тормозить цветение ягод, а порой и вовсе «задавить».
5
После сбора урожая подготовьте клубнику к заморозкам. Для этого накройте грядки агроволокном, а сверху положите сено. Вместо сена вы можете использовать и обычные опилки, но ранней весной уберите их, в противном случае они закиснут.
6
Помните, что клубника не любит задерживаться на одном месте, поэтому через 3-4 года посадите ее в другом месте. Если вы не хотите, чтобы ягода разрасталась, после сбора урожая удалите усы у кустов при помощи секатора.

Совет 2: Как выращивать золотой ус

Золотым усом, а также живым волосом, домашним женьшенем или дальневосточным усом называют в народе каллизию душистую, относящуюся к семейству коммелиновые. Это растение благодаря содержанию в нем большого количества биологически активных веществ: бета-ситостерола, флавоноидов, витаминов и минералов помогает излечивать самые разнообразные заболевания, укрепляет иммунитет и стимулирует процессы обмена веществ в организме.
Вам понадобится
  • - черенки золотого уса;
  • - питательный грунт;
  • - керамзит или гравий;
  • - горшок.
Инструкция
1
Размножают золотой ус черенками. Нарежьте их чистым острым ножом со здорового растения и поместите в воду. Вскоре на них появятся корешки, а через неделю их можно будет высадить в почву.
2
Для посадки золотого уса подготовьте почвосмесь из перегноя, дерна и песка в равных пропорциях. Хотя растение может прекрасно расти и в обычной садовой земле при условии регулярных подкормок комплексными удобрениями.
3
Каллизия не любит застоя воды, поэтому на дно горшка насыпьте дренаж из гравия или керамзита 4-5 см, насыпьте грунт и слегка уплотните. Деревянной палочкой проделайте отверстие и поместите в него укорененный черенок, землю прижмите и обильно полейте. В один горшок можно посадить 2-3 саженца.
4
Еще один способ размножения каллизии душистой – посадка черенков непосредственно в землю. Нарежьте черенки (на них должно быть 3 колена), посадите в грунт, полейте и накройте стеклянной банкой. Периодически проветривайте и снимайте со стенок конденсат. Через 3-4 дня банку можно будет убрать.
5
Поместите горшок с золотым усом на хорошо освещенное окно. Солнечный свет не должен быть прямым, так как под его воздействием улетучиваются полезные свойства каллизии.
6
Растение вырастает довольно крупным, до одного метра высотой, поэтому ему нужен довольно большой горшок и просторное место. Установите опору под стебель.
7
Впоследствии уход за растением сводится к регулярному поливу. Летом делайте это ежедневно, а зимой – раз в две-три недели отстоянной водой комнатной температуры. Земляной ком не должен быть пересушен, но и не заливайте растение, так как корни золотого уса могут загнить, и оно погибнет.
8
Периодически рыхлите почву. Опрыскивайте растение и протирайте листья влажной тряпочкой. Некоторые цветоводы рекомендуют протирать их молоком. Пересаживайте растение ежегодно.
9
Лечебными свойствами обладает взрослое растение, имеющее листья не менее 20 см в длину и коленчатые побеги с розетками. Из них готовят разнообразные настои, отвары, мази и масло.
Видео по теме
Источники:
  • Лечебные свойства золотого уса

Совет 3: Как ухаживать за клубникой осенью

Клубника – одна из самых любимых ягод любого садовода. Без нее трудно даже представить себе дачный участок. Для того чтобы клубника хорошо перезимовала и дала на следующий год хороший урожай, важно знать, как ухаживать за ней осенью.
Осенний уход за клубникой можно разделить на три этапа: рыхление, подкормка и укрытие. При этом рыхление и подкормку можно выполнять уже сразу после окончания плодоношения, не дожидаясь окончания лета.

Ни в коем случае нельзя забывать пропалывать клубнику. Иначе сорняки смогут заглушить молодые побеги. К тому же если их запустить, справиться с ними будет гораздо сложнее. После прополки нужно обязательно прорыхлить междурядья, следя при этом за тем, чтобы излишне не засыпать кустики.

Подкармливать клубнику лучше всего органическими удобрениями. При их отсутствии можно воспользоваться древесной золой или минеральными удобрениями: калийной солью и суперфосфатом. Благодаря этому почва сможет восстановить утраченные запасы полезных веществ.

Для окончательной подготовки клубники к зиме, ее необходимо укрыть. Лучше всего для этой цели подойдет солома, хвоя или компост из листьев, которые весной послужат хорошим удобрением. Кроме того, можно использовать специальные укрывные материалы. Такая защита поможет задержать снег в начале зимы, а также поможет не замерзнуть клубнике поздней осенью.

Благодаря всем перечисленным выше мерам можно не беспокоиться, что клубника хорошо перезимует и на следующий год она даст хороший урожай.

Совет 4: Как защитить клубнику от птиц

Ароматные ягоды клубники – любимое лакомство для прожорливых птиц: эти «хищницы» то и дело норовят похозяйничать на клубничных плантациях. К счастью, есть немало проверенных временем способов защитить вкусный урожай от пернатых.
Вам понадобится
  • - аудиозаписи;
  • - аудио- и видеокассеты или новогодняя мишура;
  • - колышки;
  • - молоток;
  • - леска;
  • - CD-диски;
  • - гвозди;
  • - сетка;
  • - кот.
Инструкция
1
Купите аудиозапись, на которой записаны крики хищных птиц, к примеру, совы или ястреба, а также крики сородичей вредителей, предупреждающие пернатых об опасности, и регулярно проигрывайте ее. С помощью таких аудиозаписей вы сможете отпугивать с клубничной плантации не только птиц, но и грызунов. Но этот эффективный метод борьбы с вредителями имеет существенный недостаток: его лучше не использовать в населенном пункте, поскольку малоприятные громкие звуки вряд ли придутся по душе живущим рядом с вами соседям.
2
Вбейте колышки (примерно метр высотой) по периметру клубничной плантации. Желательно, чтобы расстояние между рядом стоящими колышками составляло не меньше 50 см. Натяните на них леску и закрепите на ней новогоднюю мишуру или же порезанную на 20-25 см кусочки кассетную ленту. Под воздействием яркого солнечного света «паутина» будет ослепительно блестеть, а при малейшем движении воздуха начнет шевелиться: все это очень сильно отпугивает пернатых.
3
На каждой грядке клубники вбейте по несколько колышек. Проденьте леску в старые CD-диски и развесьте их на колышках. Переливаясь на солнце и колеблясь на ветру, диски будут создавать видимость движения на участке и отпугивать птиц-вредителей.
4
По периметру клубничной плантации установите колышки высотой 50-60 см и в каждый из них сверху вбейте гвоздь. Постелите сверху металлическую или пластиковую сетку и закрепите ее с помощью вбитых заранее гвоздиков. Такое сооружение надежно защитит урожай клубники от прожорливых сорок и дроздов.
5
Заведите на даче кота, а то лучше и двух. Присутствие такого хищника на приусадебном участке навсегда отобьет желание у пернатых воровать клубнику с грядок.
Обратите внимание
Не используйте для отпугивания птиц химические средства: это может испортить урожай и навредить вашему здоровью.
Полезный совет
Пугало малоэффективно в борьбе с прожорливыми птицами: уже очень скоро они превратят его в место для отдыха перед вкусным обедом.

Совет 5: Как убирать клубнику на зиму

Заботливо убирать клубнику на зиму – необходимое занятие для каждого садовода, который хочет получить на будущий год хороший урожай. Подготовка ягодника к зимовке - дело несложное, но для ее проведения надо знать некоторые правила и особенности ухода за ягодной культурой.

Подготовка к зимовке начинается летом

Главное условие, при котором клубника нормально перенесет зимовку, - здоровые и крепкие листья, отросшие после обрезки. А чтобы они были именно таким, надо все лето наблюдать за теми листьями, которые сопровождают куст клубники весь летний период. Потому что в случае их болезней, загнивания или поражения вредителями все проблемы перейдут на новые листики, и им, слабым и чахлым, трудно будет перенести холода и морозы.
При появлении на листочках бурых пятен, болезненных повреждений или очагов гниения удаляйте такие листья без сожаления. Тем самым вы оздоровите побеги и обеспечите нормальное течение предстоящей зимовки.

Летом в течение всего этапа роста и периода плодоношения подкармливайте клубнику. На этапе роста удобряйте органикой (1 часть настоя коровяка на 10 частей воды) или комплексным минеральным удобрением (1 ст.л. нитроаммофоски на 10 л воды). Расход: под один корень 0,5 л. Во время бутонизации и появления первых ягод клубнике требуется больше калия, поэтому используйте древесную золу или калийную селитру (другие названия нитрат калия, азотнокислый калий). В августе подкормите кустики клубники мочевиной (30-40 г на 10 л воды), это обеспечит хорошую закладку и увеличение цветочных почек.

После сбора урожая хорошенько взрыхлите почву вокруг кустиков и замульчируйте хвоей или соломой. Междурядья можно неглубоко перекопать. Не делайте этого в канун холодов, т.к. случайно поврежденные корешки не успеют восстановиться, и это плохо отразится на устойчивости куста во время зимовки.

Обрезка клубники

Обрезка клубники состоит в удалении листьев с каждого кустика. Делают это обычно сразу после сбора урожая, крайний срок – конец августа. Процедура позволяет избежать загнивания листьев и распространения гнили по всему ягоднику. Производите обрезку аккуратно, стараясь не повредить новые тонкие стебельки, растущие из центра куста. После обрезки можете подкормить клубнику органикой или комплексным минеральным удобрением (1 стакан золы на 10 л воды или 2 ст. л. нитроаммофоски 10 л). Это даст хороший рост новым крепким листьям и поспособствует закладке цветочных почек, обеспечивающих будущий богатый урожай.
После обрезки листьев проверьте, не виднеются ли из почвы корневые шейки. Если заметили такие, подсыпьте к ним земли.

Утепление клубники

Основным утеплителем для клубники является снег. Это самое лучшее «одеяло», создающее тепло ягоднику, препятствующее его замерзанию и гибели корневой системы. Поэтому с первым снегом накидывайте его на кустики клубники и увеличивайте покров с каждым новым снегопадом. Если пришли морозы, а снега нет, позаботьтесь о клубнике таким образом: наберите в лесу хвойных веток и укройте ими ягодник. Сгодится также солома и крупные опилки или стружка. Если не предпринять своевременных действий по утеплению, клубника может погибнуть, т.к. ее корни расположены очень близко к поверхности, сильный мороз их не пожалеет.

Помните, что такие укрытия, как лапник, солома и особенно опилки не безопасны для ягодника, т.к. хорошо впитывают и накапливают влагу. Клубника может сопреть или загнить. Не делайте слой такого укрытия слишком толстым и плотным. Если у вас есть возможность бывать на дачном участке и зимой, то предпринимайте попытки проветрить ягодник, находящийся под укрытием из лапника, соломы или стружки. Просунув под укрывной материал палку (черенок от лопаты), слегка приподнимайте его. Проделайте такую процедуру по всему ягоднику.

В последнее время садоводы стали пользоваться теплоизолирующим материалом – агроволокном. Оно защищает ягодник от накопления в нем излишней влаги, надежно оберегает от морозов и грызунов и даже пропускает солнечный свет. Это позволяет выращивать крепкую и здоровую клубнику даже после самой лютой зимы.

Не спешите укрывать ягодник до наступления устоявшихся морозов, а тем более до первых заморозков. Дайте кустикам клубники возможность закалиться, так они намного лучше справятся с зимними холодами.

Совет 6: Как размножать клубнику усами

Размножать клубнику усами довольно просто, к тому же данный способ хорош тем, что растение окрепнет и успеет подготовиться к зимнему периоду, что очень важно.
Инструкция
1
Первое, что нужно сделать - это отметить самые плодоносящие и сильные кусты клубники, у которых практически все ягоды одинакового размера. Именно от этих перспективных растений в дальнейшем следует размножать клубнику усами.
2
Также обратите внимание на то, что для размножения клубники лучше всего выбирать розетки именно первого порядка. Спросите почему? Потому что они самые большие. Выбрав розетки, высадите их в заранее приготовленные горшочки с грунтом и аккуратно пришпильте.
3
Как правило, первое время высаженные в отдельные горшочки розетки получают все питательные вещества от материнского куста. Поэтому удалите все ненужные усы у растения, чтобы оно не истощалось.
4
От пересаженных розеток иногда вырастают усы второго и третьего порядка. Их оставлять не нужно, так как они будут тратить энергию растения, которая нужна для его укоренения. Это не стоит делать только в том случае, если вам нужно достаточно большое количество рассады клубники.
5
Крупные розетки должны находиться в горшочках до того момента, пока их корневая система не станет довольно крепкой для того, чтобы они смогли существовать самостоятельно. Окрепшее растение можно понять по количеству листочков. Если на розетке их не менее 4-6, то можно высаживать ее в землю и отделять от материнского куста. После высаживания не забудьте полить растение достаточным количеством воды.
Видео по теме

Совет 7: Как ухаживать за клубникой после сбора урожая

Сезон клубники закончился, однако не стоит забывать о ней до лета будущего года. Самое время поухаживать за кустиками, чтобы обеспечить себе хороший урожай этого лакомства на следующий год.

После сбора последних ягод следует удалить все сорняки, разрыхлить почву возле кустиков клубники. Разрыхленную почву удобрить небольшим количеством навоза. Усики можно удалить сразу или весной. Междурядья также следует очистить от сорняков и присыпать их опилками или мелкими ветками.

Не стоит ждать осени, как это делают многие, чтобы потом только обработать грядки с клубникой. Разросшиеся к тому времени сорняки помешают укреплению молодых кустиков ягоды. К тому же осенью возможны заморозки и стоит дождливая погода. Кусты клубники смогут окрепнуть до холодов, если их обработать летом сразу после сбора последнего урожая. Клубнику следует присыпать сухой листвой до появления заморозков, иначе они могут ее погубить. Грядки, которые расположены на возвышенности, необходимо утеплить еще лучше, и мороз им будет не страшен.

Следует внимательно посмотреть, не больны ли кустики. Если листья неправильной формы, скрючены  и с маслянистым отблеском, то они поражены клещом. В этом случае нужно удалить с грядок все старые больные кусты и сжечь их.  Затем срезать все листочки, оставив середину, и четырехкратно обработать биопрепаратом "Фитоверм" (интервал между обработками 4 дня). Эта мера  позволит избавиться также от долгоносика и тли. Можно обработать грядки бордосской жидкостью.

Совет 8: Как выращивать ягоды самбери

Сегодня это растение считают одной и самых полезных культур. И если в Канаде и Америке вовсю используют и употребляют самбери, то в России об этом только задумываются. Если вы решили вырастить данную культуру на своем участке, то стоит знать, как это правильно сделать. Освоив несколько простых правил, вы заполучите в своем саду или огороде кладезь полезных витаминов.
Не так давно начали говорить о полезных свойствах такого растения, как канадская черника, или ягода самбери. Лишь на немногих садовых и дачных участках можно увидеть это полезнейшее растение семейства пасленовых. Самбери является родственным для томата, физалиса и сладкого перца.

С чего начать?

Оказывается, что рассаду готовят точно так же, как и для томатов, да и сеют в то же время. Чтобы семена начали прорастать быстрее, посадите их в квадратиках 70х70, а стебли можно и не подвязывать. Но когда появляются еще зеленые ягоды, растение начинает опускаться к земле – чтобы этого избежать, используйте подпорки.

Ягода растет до глубокой осени, но в начале октября лучше удалять соцветия. Следуя этому совету агрономов, вы получите больший урожай. Легкий мороз для самбери не страшен, но лучше окучивать кусты.

Канадская черника относится к однолетним растениям, так что собирать семена и начинать посадку следует ежегодно. Ищите кисти с самыми крупными ягодами и большим количеством подов. Отбирая материал для посева таким способом, вы ускорите процесс созревания будущего урожая.

К преимуществам самбери стоит отнести то, что хоть и зреют ягоды долго, но сам куст неприхотлив. Если год будет неурожайным для смородины или малины, то канадская гостья вас никогда не подведет. Заготовки на зиму делать очень просто – куст нужно подвесить «вниз головой», чтобы он высох.

Некоторые хитрости

Несмотря на то что это пасленовое растение неприхотливо, стоит подготовить его семена и почву под посадку. Смешайте землю участка, на котором планируете садить самбери, с лесной почвой и дерном, а потом высаживайте семена.

Можно перемешать и сопревшие опилки с песком и золой, добавив к ним универсальную смесь почв. Добавьте получившуюся массу к земле огорода и сейте семена. Помните, что нужно избегать соседства пасленового растения с капустой, лучше посадить его рядом с огурцами или тыквой.

Семена лучше высаживать набухшими. Для этого промытый и высушенный крупный речной песок смешайте с семенами и высыпьте в баночку. Несколько раз потрясите емкость – так кожура семян слегка сотрется, и вода будет питать растения быстрее.

Экзотические на первый взгляд ягоды самбери выращивать совсем несложно. Если все сделать правильно, то это неприхотливое растение будет радовать вас витаминами всю зиму.

Совет 9: Как выращивать клубнику в открытом грунте

При выращивании клубники в открытом грунте следует учесть некоторые нюансы. Необходимо помнить, что клубника не переносит излишней влажности и пересыхания – это плохо влияет на качество ягод.

Выращивая клубнику, необходимо знать определенную технологию. Она отлично развивается на ровной либо с уклоном поверхности на юго-запад. Очень крутые не подходят. Не рекомендуется выращивать в низинах, где накапливается прохладный воздух. В этих местах созревание клубники будет медленным, и она будет часто болеть. Южные склоны считаются плохим местом, ведь там рано тает снег.

Хорошим участком для выращивания служит такой, который защищен от ветра. Корневая система замерзает и при 10 градусах мороза. Сильного увлажнения клубника не выносит, но является влаголюбивым растением. Рекомендуется спустя каждые 2 года менять место выращивания клубники, потому что со временем в грунте начинают накапливаться разные болезни.

Как размножать клубнику?

Для размножения необходимы розетки (рассада), которые выращиваются самостоятельно. Они растут на усах маточных кустиков. Розетки, находящиеся ближе к кусту, считаются наилучшими. Оставлять нужно не больше четырех розеток на одном побеге.

Со временем появившиеся на побеге розетки начинают закрепляться в почве и развивается корневая система. Лучшими для рассады считаются кусты, растущие и дающие плоды больше 2 лет. Для посадки не пригодны глинистые грунты. На песчаной почве растение дает мало плодов и мелкого размера (из-за недостатка влаги). Выделенное место под посадку клубники нужно обработать за 2 месяца.

Выращивание клубники

Гряды, у которых высокое нахождение грунтовых вод, следует делать по 40 см. В сухих местах их размер должен составлять около 10 см. В суглинистые и песчаные почвы необходимо добавить торф, перегной и древесные опилки. Не нужно добавлять хлорные удобрения. Перекопанные грядки необходимо посыпать песком на 2 см, он быстро нагревается и высыхает, что губительно влияет на слизней и сороконожек.

Посадка клубники

Высадка клубники осуществляется в июле, желательно вечером, так растения смогут быстрее акклиматизироваться. На розетках должно иметься более трех листочков и развитая корневая система. Купленную рассаду следует промыть в растворе (на 10 л воды 1 ч. ложка купороса и 3 ст. ложек соли), положив ее туда на 15 минут.

Высаживая клубнику, нельзя углублять корневую шейку, а только на уровне грунта. После посадки надо полить из лейки дождиком. Если к зиме сформируется большой куст, то в следующем году будет урожай.

Видео по теме

Совет 10: Надо ли подкармливать клубнику во время цветения

Если вы желаете получить богатый урожай клубники, то должны обеспечить растениям должный уход. Многие садоводы считают, что кустики клубники во время цветения лучше не тревожить, однако это не так. Помните, подкормка данных растений во время цветения благоприятно скажется не только на количестве ягодок в дальнейшем, но и на их качестве.

Внекорневая подкормка клубники во время цветения

При подкормке клубники во время цветения не нужно забывать о ее внекорневом питании. Данную процедуру необходимо проводить три раза в период вегетации. Первую – как только появятся первые листики, вторую - с появлением цветоносов, третью - во время роста завязи.

При выборе внекорневой подкормки выбирайте препараты, в состав которых входит около двух граммов сернокислого калия и один грамм борной кислоты на литр. При обработке клубники особое внимание уделяйте нижней стороне листьев растений (дело в том, что именно нижняя сторона листьев впитывает большую часть питательных веществ). 

Корневая подкормка цветущей клубники

Стоит помнить, что в период активного цветения клубнике в больших количествах необходим калий, поэтому если желаете получить хороший урожай, то обязательно подкормите растения настоем птичьего помета, раствором древесной золы, коровяка или калийной селитрой.

В последнее время многие садоводы в качестве корневой подкормки используют дрожжи: килограмм прессованных дрожжей разводят в пяти литрах воды, настаивают с теплом месте несколько часов, после чего поливают приготовленной смесью клубнику в расчете пол-литра на куст. Также для приготовления подобной подкормки можно использовать и сухие дрожжи, однако технология приготовления смеси несколько отличается. Нужно пакет дрожжей развести в стакане теплой воды, добавить столовую ложку сахара, дать настояться пару часов, после чего приготовленную массу вылить в пятилитровое ведро воды, размешать и можно приступить к подкормке.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше