Совет 1: Как собирать иван-чай

Иван-чай – это многолетнее травянистое растение, которое имеет великолепные розово-сиреневые соцветия. Еще несколько лет назад люди использовали его листья как заварку для чая, но через какое-то время новые технологии изготовления этого напитка вытеснили целебное растение. Некоторые медики назначают пациентам настойку, сделанную из иван-чая, ведь он имеет успокаивающее и противовоспалительное действие. Но прежде чем перейти к заготовке, необходимо собрать это растение.
Как собирать иван-чай
Инструкция
1
В первую очередь вы должны знать, когда следует собирать иван-чай. Время сбора зависит от региона. Так, например, в южной полосе России массовое цветение этого растения наблюдается в конце июня или начале июля; на севере – в 20-ых числах июля.
2
Для заваривания чая вам подойдут листья. Если вы хотите заготовить кипрейный мед, вам понадобятся цветки растения. В любом случае, не стоит вырывать иван-чай с корнем, лучше отрежьте стебель посередине - так вы сохраните корневую систему и на следующий год сможете прийти на опушку леса и снова собрать целебное растение.
3
Вы спросите, где растет иван-чай? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны знать, что он любит солнышко, поэтому прорастает на открытых солнечных местах, опушках. Иван-чай - неприхотливый цветок, поэтому может расти на пустующих местах, образованных после пожара и рубки лесной зоны. Вот возле водоемов растение искать не стоит, так как оно совершенно не переносит влажную почву и воздух.
4
Существует несколько разновидностей иван-чая. Так, например, лесной кипрей употреблять не нужно, так как его применение может негативно повлиять на здоровье человека. Но как же его отличить? Да элементарно. Достаточно посмотреть на внешний вид растения. Иван-чай довольно-таки высокое растение – от 70 см до 200 см, тогда как кипрей достигает всего лишь 15 см.
5
Допустим, вы собрали листья иван-чая. Что дальше? Теперь вы должны сделать листья вялыми, для чего выложите их в сухом месте, то есть постелите газетку и высыпьте их. Старайтесь не допустить пересыхания растения.
6
После этого скрутите листья в трубочки, выложите в эмалированную кастрюлю слоем в 5 см, накройте слегка влажной тканью и поставьте на ночь в теплое место.
7
Утром достаньте созревший иван-чай и мелко нарежьте. Высыпите растение на противень и в течение часа сушите в духовке на низкой температуре. Заварка для чая готова.
Источники:
  • где растет иван чай

Совет 2 : Иван-чай: где растет в России

Иван-чай - растение, которое в народе имеет множество названий, например, узколистный кипрей, плакун, копорский чай, дремуха, пуховик, дрема, русский чай и т. д. Многие его знают под названием "сорняк пожарищ", а все потому, что данное растение одним из первых появляется на почве, опустошенной пожаром.
Иван-чай: где растет в России

Кипрей узколистный - многолетнее растение, достигающее в высоту до двух метров. Его цветы имеют розовато-сиреневатый цвет и собраны в густую кисть в форме конуса. Из листьев и цветов данного растения и изготавливают очень вкусный и невероятно полезный чай.

Что касается произрастания иван-чая, то растет он в Сибири, на Кавказе, Дальнем Востоке, умеренной полосе России. Семена данного растения легко распространяются при помощи ветра на довольно большие расстояния, поэтому встретить этого представителя флоры можно где угодно: на опушке леса, полях и огородах, особенно излюбленные его местности - окрестности вдоль рек и ручьев.

Копорский чай: полезные свойства

Чай из кипрея - напиток, обладающий приятным цветочным ароматом и немного сладковатым вкусом. Он просто незаменим в знойную погоду, так как великолепно утоляет жажду, а благодаря своим полезным свойствам помогает легче перенести жару, особенно пожилым людям. Иван-чай благотворно влияет на нервную систему, так как является хорошим успокоительным. Именно поэтому он пользуется невероятной популярностью среди лиц, страдающих неврозом и бессонницей.

Копорский чай неплохо очищает организм от шлаков и токсинов (стабилизирует работу желудочно-кишечного тракта), великолепно снимает головные боли. Стоит также отметить, что в народной медицине иван-чай применяют для лечения гастрита, цистита, диареи, колитов, дизентерии, язвы желудка и т. д. Отвар данного растения, если использовать его в виде полоскания, прекрасно справляется с ангиной, а при употреблении внутрь - простудой и ОРЗ.

Совет 3 : Как правильно собирать и заготавливать иван-чай

О пользе иван-чая сказано довольно много, уважительно отзывается о его целебных свойствах и Федор Конюхов (известный путешественник-одиночка). В свои морские странствия он берет с собой копорский чай для поддержания сил, ведь тонизирующие свойства иван-чая известны еще с древних времен. Вкусовые свойства, а также аромат копорского чая напрямую зависят от техники его сбора и приготовления, а они, в свою очередь, имеют множество нюансов.
Как правильно собирать и заготавливать иван-чай

Время сбора иван-чая

Иван-чай растет на открытых, сухих территориях. Это освещенные поляны, опушки и вырубки. Точное время цветения растения определить сложно, поскольку оно зависит от климата мест произрастания, погодных условий. Если на юге России сбор иван-чая начинается приблизительно в последние дни июня и длится до середины июля, то в северных регионах кипрей цветет с июля по август, а то и до сентября.

Как правильно собирать иван-чай

Собирать иван-чай нельзя в черте города и рядом с дорожными трассами. Для этого подходят только экологически чистые места.

Сбор иван-чая проводят рано утром в сухую погоду, когда наступает его цветение. Нежелательно собирать листья и соцветия после дождя, так как растение должно быть сухим. Собирают листья, проводя по стеблю рукой сверху вниз. Необходимо на стебле оставить нижние листья, так как они будут очень грубыми для заготовки чая. Под цветоносом остается три ряда листьев для дальнейшего роста растения и развития корневой системы. Такой способ сбора иван-чая не повредит росту растения. Отдельно собираются соцветия.

Как заготавливать иван-чай

Собранные листья иван-чая моют и укладывают на ткань или бумагу слоем в 5 сантиметров, периодически вороша. В таком состоянии их оставляют на двадцать четыре часа, избегая попадания прямых лучей солнца. Когда листья станут вялыми, их легче будет перерабатывать, а избыток влаги в них будет мешать проводить ферментацию.

Как ферментировать иван-чай

Ферментация – это процесс брожения свежих листьев, который придает травам особый запах и свойства. Благодаря ферментации будут сохранены и приумножены полезные вещества, а готовый чай приобретет неповторимый изысканный вкус.

Листья иван-чая берутся небольшой партией, скатываются ладонями в виде колбаски. Появившийся сок указывает на то, что произошло нарушение клеточной структуры листа, которое приведет к наступлению окислительных процессов. Готовые листья укладываются в эмалированную или нержавеющую емкость слоем в 3-5 сантиметров и сверху накрываются мокрой салфеткой. Емкость находится в теплом месте при температуре 27 градусов в течение двенадцати часов. Если температуру увеличить, то процесс созревание идет быстрее. Он будет считаться завершенным, когда запах травы сменится на цветочно-фруктовый аромат.

Как сушить иван-чай

Листья, прошедшие ферментацию, нарезаются мелко и раскладываются на противень, устланный пергаментом, слоем в полтора сантиметра. Сушка иван-чая проходит при температуре сто градусов, примерно около часа. Духовку необходимо держать приоткрытой. Затем температуру снижают до пятидесяти градусов и сушат чай до окончательного выхода влаги. В процессе сушки лист желательно не пересушить. При правильном выполнении всех требований чай будет иметь черный цвет, чаинки будут ломаться, а не рассыпаться в пух. При нарушении инструкций по ферментации иван-чая появится запах как от сгоревшей бумаги.

Цветы иван-чая должны сохнуть отдельно от листиков, так как температура ферментации чая около 100 градусов, и они просто сгорят. Им достаточно сохнуть при температуре пятьдесят градусов. В дальнейшем высушенные цветы можно хранить вместе с листьями. Это придаст иван-чаю неповторимый вкус и тонкий аромат.

Хранение иван-чая

Хранят иван-чай в сухом темном месте, в стеклянных коробках с плотно закрытыми полиэтиленовыми крышками. Он сильно впитывает в себя посторонние запахи, поэтому нежелательно чай хранить с сильно пахнущими продуктами. Иван-чай имеет одну особенность – чем дольше он хранится, тем вкусовые качества становятся лучше.

Видео по теме

Совет 4 : Лечебные свойства кипрея узколистного. Применение в народной медицине и косметологии

Многолетнее травянистое растение кипрей узколистный относится к семейству кипрейных. Его прямой сочный стебель вырастает от 75 до 200 см. Корневая система имеет большое количество отростков и достигает в длину до 100 см. Листья кипрея очередные, вытянутой формы, с заостренной верхушкой.
Лечебные свойства кипрея узколистного. Применение в народной медицине и косметологии
Народная медицина применяет как надземную часть кипрея (цветки и листья), так и подземную - корневища. Собирают цветки и листья в период цветения растений, причем цветы должны быть не полностью раскрытыми, так как в противном случае велика вероятность того, что в процессе сушки они станут семенами. Перед просушиванием листья следует отделить от побегов и разложить тонким слоем под крышей или навесом.

Корни заготавливают, как правило, в осенний период сразу после цветения. Для этого необходимо очистить корневище от земли, хорошо промыть под проточной прохладной водой. Далее сырье сушат в духовом шкафу или печи при температуре 70оС.

В состав кипрея входит ряд полезных органических соединений, таких как дубильные вещества, танин пирогалловой группы, аскорбиновая кислота, марганец, слизистые вещества, провитамин А, железо, флаваноиды, эфирные масла, кумарины, сахара.

Целебные отвары и настои из кипрея в народной медицине используются как эффективное обволакивающее, ранозаживляющее, кровоостанавливающее, противовоспалительное, успокаивающее и слабительное средство.
Основным показанием кипрея являются разнообразные формы депрессии, стрессы, неврозы. Это растение отлично успокаивает и избавляет от напряжения.

Настои и отвары кипрея применяется при большом количестве заболеваний самых разных органов. В химическом составе данного растения содержится большое количество танина и слизи, поэтому его отвар очень часто применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, которые характеризуются повышенной кислотностью, а также данный настой помогает избавиться от негативных последствий дисбактериоза кишечника и нормализовать его работу.

Наличие аскорбиновой кислоты, марганца, железа характеризует данный настой как эффективное средство при борьбе с железодефицитной анемией. Кроме всего прочего, его можно использовать женщинам в случае обильных менструации, а также после родов.

Отвары и настои кипрея способствуют стимулированию сердечной деятельности, помогают оказывать мягкое воздействие на нервную систему. Очень часто они применяются при бессоннице, головных болях, раздражительности и нервном перевозбуждении.
Регулярное употребление кипрея является отличным профилактическим средством против онкозаболеваний.

Настой из листьев используется также в качестве наружного средства при заболеваниях ротовой полости, например, болях в горле, стоматите, ангине. Сухой порошок, полученный из листьев растения, благодаря своим противовоспалительным свойствам, широко используется в качестве вспомогательного средства для лечения всевозможных язв и ран. При отите и ушибах мягких тканей он применяется в качестве припарок.

Часто применяют его и как косметическое средство. Он в качестве основного ингредиента присутствует в составе различных масок для лица, а так для паровых ванночек, делаемых перед чисткой кожи. В косметологии кипрей является одним из самых основных противовоспалительных и противомикробных средств.

Соцветия и листья кипрея при запаривании имеют не только прекрасный аромат, но и огромную целительную силу, способствующую избавлению от головных болей. Это его качество нашло свое применение в русских банях. Веники, сочетающие в себе стебли кипрея и ветви березы, являются прекрасным средством, улучшающим здоровье.

Кроме того, растение показано людям, страдающим тягой к алкоголю. Регулярное употребление чая из этой травы помогает справиться с зависимостью. В случае отравлений, особенно алкоголем или солями тяжелых металлов, поможет отвар кипрея.

Противопоказаны препараты на основе кипрея беременным и маленьким детям. А их передозировка может вызвать легкое ощущение тошноты.
Совет полезен?
Поиск
Комментарии 2
написал
Очень существенная просьба в тему. Я буду премного благодарен тому, кто на мой е-мейл сбросит координаты пары-тройки мест в Подмосковье, где массово произрастает иван чай. Мой е-мейл: aviarus@mail.ru
С уважением: Николай Михайлович
написалa
Мой любимый чай. Всегда собираю его в сезон на весь год
Осталось символов: 500