Совет 1: Как передать право собственности на квартиру

Возникают ситуации, когда есть необходимость передачи своего имущества другому человеку. Сделать это можно с помощью дарственной, завещания и сделки купли-продажи. Все эти варианты имеют свои плюсы и минусы и только вам выбирать, каким из них воспользоваться в той или иной ситуации.
Вам понадобится
  • - дарственная;
  • - завещание;
  • - договор купли-продажи;
  • - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Инструкция
1
Как собственник квартиры вы вправе делать со своим имуществом все, что сочтете нужным – дарить, завещать, продавать, менять и т. п. Один из вариантов передачи права собственности - завещание. Чтобы его оформить, обратитесь к нотариусу и напишите свою волю относительно дальнейшей судьбы вашей квартиры. У завещания есть один нюанс: владельцем квартиры желаемый человек станет не сразу после его оформления, а только после вашей смерти. Минус завещания – возможность его оспаривания другими наследниками.
2
Если завещание по каким-либо причинам вам не подходит, заключите договор сделки или дарения. Дарение считается безвозмездным актом передачи нажитого добра, а по договору купли-продажи квартира перейдет в другие руки за определенную плату. В обоих случаях оформите соответствующий договор и заверьте его у нотариуса, а после - в органе по регистрации прав на недвижимость и сделок с ним.
3
Право собственности на квартиру ваш друг, родственник или партнер получит с момента, когда договор будет зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учтите, что во время заключения договора купли-продажи и дарственной тот, кто передает, или тот, кто получает квартиру, должен заплатить государству определенную сумму денег.
4
Прежде чем решить, каким именно способом вы собираетесь передать свои права собственника, проанализируйте все три варианты и подумайте, какой из них вам более выгоден и приемлем. Посоветуйтесь с квалифицированным юристом, взвесьте все «за» и «против».
5
Подумайте также о гарантиях своих прав. Если вы хотите передать квартиру своему родственнику и не хотите переживать за собственную судьбу, лучше всего оформить завещание. Так вы сможете оставаться владельцем жилья до самой смерти и не бояться, что после договора дарения вас выкинут на улицу.

Совет 2: Как передать права на квартиру

Если вы являетесь полноправным и единоличным собственником недвижимости, то вправе поступать с ней так, как захотите. Вы можете передать права на квартиру или другую недвижимость любым способом: дарением, продажей или оформлением завещания.
Инструкция
1
В том случае, если вы хотите, чтобы права на вашу квартиру или иную недвижимость принадлежали конкретному человеку или нескольким, вам следует написать завещание, в котором указать людей, которым перейдет ваше право собственности. Форма передачи права по завещанию предполагает, что это произойдет только после вашей смерти и указанные в завещании лица не станут собственниками квартиры до тех пор, пока не вступят в права наследования в соответствии с вашей волей, изложенной в этом документе.
2
Другим способом передать права на квартиру в собственность другого человека является заключение сделки по договорам купли-продажи или дарения. Имейте в виду, что любая сделка с недвижимостью будет считаться действительной только в том случае, когда она будет зарегистрирована в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость и сделок с ним.
3
Договор дарения, заключенный между близкими родственниками, предполагает освобождение от уплаты налога на НДФЛ. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (СК РФ) членами семьи и близкими родственниками являются супруги, братья-сестры, родители и дети, бабушки/дедушки и внуки. Кроме того, такой договор закон не обязывает заверять нотариально. В этом случае вам достаточно заключить прямой двухсторонний договор дарения с одариваемым лицом, которое своей подписью подтвердит согласие принять недвижимое имущество в дар.
4
Если право на квартиру передается по договору купли-продажи, и недвижимость находилась в вашей собственности менее 3 лет, то вам, как продавцу, необходимо будет выплатить в доход государства 13% от ее стоимости, указанной в договоре, за минусом 1 миллиона рублей. В случае купли-продажи права на квартиру переходят покупателю также в момент государственной регистрации договора.
5
Напишите заявление о регистрации сделки дарения или купли-продажи и выдаче свидетельства на право собственности на имя одариваемого или покупателя квартиры в органы Росреестра. К заявлению приложите подписанный обеими сторонами договор дарения или купли-продажи и документы, подтверждающие ваше право на квартиру. Также приложите квитанции об уплате госпошлины за регистрацию сделки. В срок от 10 до 30 дней со дня подачи заявления сделка будет зарегистрирована и выдано новое свидетельство.

Совет 3: Как передать права

При передаче прав меняется кредитор, условия сделки остаются неизменными. Кроме прав новый кредитор приобретает риски неисполнения должником обязательств. Передать права можно следующими способами.
Инструкция
1
Передача на основании сделки. Стороны согласовывают условия уступки права требования. Соглашение заключается в той же форме, что и сделка, права по которой передаются. Если первоначальная сделка подлежит государственной регистрации, то и соглашение об уступке также должно быть зарегистрировано. При несоблюдении формы, соглашение считается не заключенным. Передача права не обязательно должна быть возмещаемой. Однако если соглашение заключается между коммерческими организациями, безвозмездную уступку права можно расценить как дарение, что не допускается законом. После заключения соглашения, новый кредитор приобретает права и обязанности в полном объеме. Должника необходимо уведомить о необходимости исполнить обязанность новому кредитору.
2
Передача на основании закона. При реорганизации юридического лица, например, при преобразовании, слиянии к новой организации в полном объеме переходят права и обязанности ликвидированной организации (в том числе права кредитора). При разделении, выделении объем передаваемых прав определяется в передаточном акте или разделительном балансе. В силу закона к страховщику, который выплатил страховое возмещение, переходят права требования к лицу, виновному в причинении убытков.
3
На основании решения суда. Например, арендатор вправе требовать перевода на него прав по договору в случае, если ему отказывают в заключении договора на новый срок и заключении договора с иным лицом в течение года.
Обратите внимание
Права, связанные с личностью кредитора, передать нельзя. Например, требование об уплате алиментов, о возмещении вреда здоровью.
Полезный совет
В договоре может быть установлен запрет передавать третьим лицам права, в таком случае соглашение об уступке прав будет ничтожным.
Источники:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации

Совет 4: Как завещать квартиру

Завещание является односторонней сделкой, направленной на распоряжение имуществом. Последствия такой сделки возникают только после смерти завещателя. Завещание нужно составлять письменно и заверить у нотариуса.
Инструкция
1
Обратитесь к любому нотариусу. Нотариус выяснит волю лица на распоряжение квартирой после смерти заявителя.
2
Нотариус должен убедиться в дееспособности заявителя, потребует предъявить документ, удостоверяющий личность. Нотариус оценивает способность отдавать отчет в своих действиях, для этого проводит беседу, оценивает адекватность ответов. Состояние болезни, алкогольного, наркотического опьянения может препятствовать удостоверению завещания.
3
Завещание подписывается лично заявителем в присутствии нотариуса.
4
Завещатель вправе завещать квартиру любым физическим лицам, в т.ч. которые не являются наследниками по закону, или юридическим лицам. Вправе завещать квартиру целиком одному или нескольким лицам в долях.
5
Свобода завещания предполагает возможность в любое время отменить или изменить содержание завещания, составить любое количество завещаний.
Видео по теме
Обратите внимание
Нотариус обязан хранить тайну завещания до момента открытия наследства. Завещание можно отменить в такой же форме, как и само завещание. Если написано новое завещание, а старое не отменено, будут действительны условия нового завещания.
Полезный совет
Вы имеете право завещать любое имущество, в том числе, которое будет приобретено в дальнейшем, то есть квартира может быть приобретена впоследствии. Права на имущество подтверждать не нужно, никаких правоустанавливающих документов на имущество предъявлять не требуется. Однако следует по-возможности точнее идентифицировать объект, для того, чтобы при открытии завещания не возникали разногласия в толковании воли наследодателя.
Источники:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 3.

Совет 5: Как зарегистрировать право собственности на квартиру

Юридически значимые сделки с квартирой может производить только ее собственник, поэтому недвижимость всегда нужно оформлять в собственность. Для этого следует собрать ряд документов и обратиться в государственный регистрационный центр для регистрации права собственности на квартиру.
Вам понадобится
  • -выписка из кадастрового паспорта
  • -выписка из домовой книги
  • -выписка лицевого счета
  • -квитанция об уплате госпошлины за регистрацию
  • -заявление на регистрацию права собственности
Инструкция
1
Для оформления права собственности требуется выписка из кадастрового паспорта квартиры. Для оформления кадастрового паспорта обратитесь в отдел БТИ, напишите заявление. Вам назначат день, когда квартиру придет осматривать техник. На основании осмотра вам составят технические документы и изготовят кадастровый паспорт. Если в квартире производилась перепланировка, перенос стен или другие действия, то вам могут выписать большой штраф и заставят все привести в прежний вид.
2
Технические документы на квартиру действительны в течение 5 лет. По истечению данного срока для получения выписки из кадастрового паспорта снова нужно вызывать технического сотрудника БТИ.
3
После получения выписки из кадастрового паспорта, возьмите выписку из домовой книги и лицевого счета. Оплатите государственную пошлину за регистрацию права собственности.
4
Со всеми документами обратитесь в государственный регистрационный центр по единой регистрации объектов недвижимости. Напишите заявление на регистрацию прав собственности и приложите пакет документов.
5
Через определенный срок, который в разных регионах может различаться, вам выдадут свидетельство о праве собственности на квартиру.
6
Если вы покупаете недвижимость, то все указанные выше документы должен оформить продавец до совершения сделки купли-продажи, а покупатели должны только заключить договор купли-продажи с продавцом, оформить акт приема-передачи и зарегистрировать свое право собственности.
7
Поэтому, покупая квартиру, всегда сначала интересуйтесь, на каком праве продавец является владельцем жилплощади.
Видео по теме
Источники:
  • как оформить право собственности на квартиру

Совет 6: Как разменять квартиру, если отец против

Размен квартиры можно произвести несколькими способами. Наиболее простой – это когда все собственники согласны и размен проводится по обоюдному желанию. Если кто-то против размена, то процедура производится в принудительном порядке через суд.
Вам понадобится
  • - заявление в суд;
  • - документы на квартиру;
  • - выписки из БТИ.
Инструкция
1
Если вы и ваш отец являетесь сособственниками квартиры, а сособственность возникает в результате государственной регистрации прав собственности на нескольких человек и регулируется статьей 244 Гражданского кодекса РФ, то вы имеете равноценные доли.
2
Чтобы произвести размен квартиры, обратитесь в арбитражный суд. Напишите заявление, предъявите документы на квартиру и выписку из кадастрового паспорта, копию кадастрового плана и экспликацию помещения. Отметьте в экспликации способы выделения своей доли, так как принудительный размен можно произвести только в результате выдела доли в натуре.
3
К вам направят экспертную комиссию, чтобы на месте определить, возможен выдел в натуре или нет. Разделить квартиру на доли в натуре можно лишь в том случае, если она достаточно большая и все собственники смогут получить изолированную комнату, а также разделить места общего пользования или договориться об их совместном использовании.
4
Если суд постановил, что все доли разделены в натуре, то вам необходимо зарегистрировать отдельное право собственности на свою долю. Затем уведомить отца о продаже своей доли или обмене, так как в результате выдела долей в натуре, вы и ваш отец становитесь совладельцами и отец имеет право преимущественной покупки (статья 250 ГК РФ). Или он имеет право выкупить вашу долю, если вы хотите ее обменять.
5
Если раздел квартиры в натуре невозможен по причине того, что ее площадь достаточно маленькая или комнаты проходные, то суд вынесет решение о разделе жилплощади в процентном соотношении. В этом случае отец в принудительном порядке выплатит вам вашу долю в процентном соотношении от стоимости жилплощади, и вы сможете приобрести себе другую квартиру.
6
Если ваша квартира неприватизированная, то для раздела ее необходимо приватизировать и провести выдел долей указанным способом. Или подать заявление в суд о принудительном разделе. Разменять неприватизированную квартиру можно только на две жилплощади, относящиеся к государственному или муниципальному фонду. Такие суды длятся десятилетиями, не принося никаких результатов.
7
Если ваш отец является единоличным собственником квартиры, то произвести раздел в принудительном порядке невозможно. Так как собственник вправе сам решать, как распоряжаться своей собственностью и принудительно его заставить с кем-то поделиться просто невозможно.
Видео по теме
Источники:
  • как разменять квартиру с ребенком

Совет 7: Как зарегистрировать право собственности на недвижимость

Любые процедуры, связанные с изменениями собственника недвижимости, обязаны завершаться регистрацией права на нее. Государственная регистрация - это единственное доказательство существования зарегистрированного права, оспорить которое можно только в суде. Собственником недвижимости человек становится только после внесения данных о нем и его имуществе в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вам понадобится
  • - выписка из БТИ с детальным планом помещения;
  • - квитанция об уплате регистрационной пошлины;
  • - свидетельство о постановке на учет в налоговую;
  • - паспорт;
  • - документ, подтверждающий сделку с недвижимостью (договор купли-продажи, мены, дарения и т.д.);
  • - заявление супруга/супруги о согласии на совершение сделки или заявление, что участник сделки не состоит в браке.
Инструкция
1
Регистрируйте право на жилую недвижимость в случае:- наследования; - покупки;- обмена;- дарения;- строительства жилья;- при отсутствии регистрации объекта недвижимости в едином государственном реестре;- приватизации или реприватизации жилья;- аренды жилого помещения сроком больше 1 года. Регулирует процедуру регистрации Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Гражданский Кодекс РФ.
2
Для регистрации ваших прав как собственника обратитесь в отделение Федеральной регистрационной службы с необходимым пакетом документов и заявлением на регистрацию (его заполните по установленному образцу в регистрационной службе). За регистрацию не забудьте уплатить госпошлину и приложить квитанцию к пакету документов.
3
Обычно процесс регистрации занимает достаточно длительное время, так как вам нужно будет собрать большое количество документов. Хотя после их подачи свидетельство о государственной регистрации на право собственности выдают в течение месяца. На протяжении этого времени комиссия проверяет документы на их соответствие, проводит экспертизу по выявлению нарушений при передаче имущества и т.д. Если все в порядке, через месяц вы станете обладателем заветного свидетельства о государственной регистрации на право собственности, а данные о вас внесут в Единый государственный реестр прав.
4
Отказ в регистрации возможен при предоставлении неверной информации, сдаче неполного пакета документов, их неправильном оформлении, сомнениях в подлинности документов, наличии ареста на регистрируемый объект и запрете на совершение определенных сделок с недвижимым имуществом.
5
Если вам ответили отказом, обжалуйте полученное решение в судебном порядке. Обычно рассмотрением таких дел занимается арбитражный суд. Об отказе вас уведомят в день его принятия в письменной форме. В письме должны быть указаны причины отказа. Если причина отказа - нехватка документов, соберите все недостающие бумаги и отправьте их повторно на регистрацию.
Полезный совет
Перед подачей документов на регистрацию проконсультируйтесь с квалифицированным юристом, а также позвоните в местное отделение Федеральной регистрационной службы (Росрегистрацию) и уточните список необходимых документов.

Облегчить процесс сбора и сдачи документов могут посреднические фирмы, но их услуги дорого стоят, зато существенно экономят время.
Источники:
  • где регистрируется право собственности

Совет 8: Как продать дарственную квартиру

Согласно Федеральному закону 122-Ф3, договор дарения регистрируется в Федеральном Управлении государственного регистрационного центра. Одариваемый человек становится полноправным владельцем имущества и получает свидетельство о собственности на свое имя. С момента получения свидетельства он имеет право распорядиться подаренным имуществом по собственному усмотрению, продать, подарить, обменять, заложить в банковские структуры и т.д.
Вам понадобится
  • — паспорт;
  • — свидетельство о собственности;
  • -кадастровые документы;
  • — договор купли-продажи;
  • — акт приема-передачи;
  • — выписка из домовой и лицевого счета;
  • — уведомление сособственников.
Инструкция
1
Чтобы продать подаренную квартиру, заключите сделку купли-продажи в соответствии с общими правилами продажи. Обратитесь в бюро технической инвентаризации, напишите заявление на получение кадастровых выписок, предъявите свой паспорт и свидетельство о собственности.
2
Обратитесь в ЖЭУ. Выпишите всех зарегистрированных на жилплощади, получите выписку из домовой книги и лицевого счета.
3
Если вам была подарена часть квартиры, разделенной на доли в натуре, обратитесь к нотариусу, попросите составить уведомление всех совладельцев о продаже дарственной доли с указанием ваших условий продажи. Разошлите всем сособственникам нотариальное уведомление заказным письмом с описью вложения. Все совладельца имеют преимущественное право покупки (статья 250 ГК РФ), если они не воспользуются данным правом в течение 1 месяца с момента получения нотариального уведомления, то вы имеете право продать подаренную квартиру кому угодно.
4
Если вы планируете осуществить продажу самостоятельно, подайте объявления в средства массовой информации. Если вы хотите доверить продажу агентству, обратитесь к самым надежным риелторам своего города или населенного пункта.
5
Заключите с покупателями письменный или нотариальный договор купли-продажи, составьте акт приема-передачи и обратитесь в регистрационную палату для осуществления регистрации прав собственности на ваших покупателей.
6
Если вам подарили долю квартиры, разделенной в процентном соотношении, то продать ее вы не сможете, но при желании сможете получить денежные средства равные вашей доле в добровольном или принудительном порядке. Если добровольное получение вашей процентной доли невозможно, обратитесь с заявлением в суд. По постановлению суда вам выплатят всю причитающуюся сумму в принудительном порядке.
Видео по теме

Совет 9: Как передать в собственность квартиру

Передачу недвижимого имущества в собственность другого человека можно осуществить одним из четырех возможных способов. Все они имеют как достоинства, так и недостатки. Причем не только для лица, передающего, но и для получающего.

Инструкция
1
Передать квартиру в собственность другому человеку можно по завещанию. Оно должно быть нотариально заверено. Только при этом условии вы можете быть уверены, что никто не посягнет на ваше имущество. Завещание может быть переписано по желанию владельца, действительным будет считаться его последний вариант. Что касается наследника, то данный способ передачи ему жилплощади имеет некоторые уязвимые места. Во-первых, завещание может быть оспорено другими наследниками. Чаще всего это происходит, если у наследодателя есть родственники, которые по закону имеют обязательную долю. Это несовершеннолетние дети, нетрудоспособная супруга или супруг, иждивенцы. Во-вторых, распоряжаться наследством он сможет только через полгода после его получения.
2
Следующий способ – рента, т.е. договор пожизненного содержания с иждивением. Вы передаете жилье в собственность другому человеку, а взамен получаете определенное содержание и право на пожизненное проживание в своей квартире или доме. Для того, кому передается недвижимость, данный договор имеет два существенных недостатка. Во-первых, случаи его расторжения весьма нередки, а ранее потраченные деньги вернуть уже невозможно. Во-вторых, фактическое получение жилплощади происходит через неопределенный промежуток времени. Но есть и достоинство. Плательщик ренты может распоряжаться жильем сразу же после смерти человека, с которым заключен договор, поскольку он уже является его собственником. А получатель ренты может быть уверен, что будет продолжать жить в квартире. Если же плательщик ренты не исполняет свои обязанности, договор может быть расторгнут в судебном порядке.
3
Еще два способа передачи недвижимого имущества – договор купли-продажи и договор дарения. По сути оба эти варианта мало чем отличаются один от другого. Собственник лишается жилья безвозвратно. Первый вариант предусматривает в обмен за передачу квартиры получение оплаты, второй – безвозмездный. Решаясь на передачу жилья одним из указанных способов, следует учитывать тот факт, что устные договоренности соблюдаются далеко не всегда. Под давлением жизненных обстоятельств облагодетельствованное вами лицо может пересмотреть свою позицию и в отношении вас и относительно переданной ему квартиры. Поэтому используйте данный вариант только в случае, если вы абсолютно уверены в порядочности этого человека. Большой минус для одариваемого – он должен будет заплатить налог на доход физического лица, составляющий 13%. Но если он является близким родственником дарителя, то платить не придется.
Видео по теме

Совет 10: Дарственная или завещание: что предпочесть

Дарственная и завещание существенно отличаются по своей сути, однако имеют собственные преимущества и недостатки. Для дарителя или наследодателя более выгодным вариантом является завещание, для наследника или одаряемого – дарственная.
Договор дарения урегулирован Главой 32 Гражданского кодекса РФ, нормы о наследовании по завещанию можно найти в Главе 62. Вопрос о выборе конкретного способа передачи имущества обычно встает перед пожилыми людьми, которые не знают, какой вариант является более безопасным, выгодным, дешевым. Результатом во всех случаях станет переход имущества к обозначенному в документе лицу, однако срок, процедура такого перехода, права самого наследодателя или дарителя, сопутствующие расходы и некоторые другие моменты существенно различаются.

Преимущества и недостатки дарственной

В результате заключения договора дарения имущество практически сразу переходит от дарителя к одаряемому. Именно поэтому данная сделка считается более выгодным вариантом именно для получателей собственности. Они становятся полноправными ее распорядителями, несут соответствующие права и обязанности. Если даритель заинтересован в том, чтобы безопасно самостоятельно использовать данное имущество на протяжении своей жизни, то вариант с дарственной никак не гарантирует ему подобного права. Кроме того, статьями 577-578 Гражданского кодекса РФ предусмотрен строго ограниченный перечень случаев, в которых можно отказаться от дарственной или отменить ее, что также свидетельствует о выгоде получателя дара. Налоговая нагрузка при дарении близким родственникам существенно снижена, поэтому о серьезных дополнительных расходах говорить не приходится.

Преимущества и недостатки завещания

Составление завещания является более выгодным для наследодателя, поскольку в этом случае имущество переходит к наследнику только после смерти первоначального собственника. До этого момента никаких прав в отношении такой собственности наследник фактически не имеет. Кроме того, в любой момент наследодатель может составить новое завещание, которое отменяет старое в той части, в которой ему противоречит в соответствии со статьей 1130 Гражданского кодекса РФ. Именно поэтому любые негативные проявления в поведении наследника могут контролироваться завещателем, который до момента смерти является полноправным собственником такого имущества.

Для наследника же завещание характеризуется сплошными недостатками, поскольку заставляет ждать получения собственности, находясь в состоянии неопределенности. Также завещания часто оспариваются в судебном порядке, могут быть признаны недействительными, что гораздо сложнее сделать с правильно составленной дарственной при живом дарителе.

Совет 11: Основания возникновения права собственности на имущества

Право собственности можно установить в судебном порядке. Основания для такого признания бывают различные. Например, признания права собственности в порядке наследования. Даже, если вы не обращались к нотариуса для получения наследства на имущество, но владеете им и относитесь как к собственному имуществу, то можно будет признать его вашим.

Закон предусматривает такой способ принятия наследства, как фактическое принятие наследства. В этом случае вам необходимо будет доказывать в суде, что имущество фактически перешло к вам и вы им владеете. Признание права на объекты недвижимости (например, дом, квартира) происходит в суде по месту нахождения данного объекта. Если в наследство досталось, например, две квартиры, расположенные в разных городах, то придется обращаться в два суда.

Имущество можно получить также и по договору дарения. Например, квартиру можно получить в дар. При этом приобретения квартиры по договору дарения должно пройти госрегистрацию. Иногда жизненные обстоятельства складываются таким образом, что даритель не может сразу передать имущество. В этом случае закон предусматривает возможность высказать обещание подарить в будущем то или иное имущество, то есть в договоре прописывается условие, согласно котрому имущество передается не сразу, а через определенное время. Но в этом случае даритель может и отказаться от своего обещания, если его положение изменится, например, он потеряет работу или серьезно заболеет. Подтвердить передачу в дар имущества можно, если имеются доказательства дарения, например, фактическая передача сотового телефона.

Имущество может перейти к получателю также в результате заключения следующих договоров:

  • - постоянная рента;
  • - пожизненная рента;
  • - пожизненная рента с иждивением.

По данным договорам получатель ренты передает какое-либо имущество, а плательщик должен выплачивать денежные средства (ренту). Размер ренты устанавливается в договоре.  

Совет 12: Какой документ подтверждает право собственности

Собираясь приобретать недвижимость или автомобиль важно заранее подготовиться к сделке и иметь четкое представление, какие документы должны быть вам переданы после подписания договора и передачи денежных средств. Владение даже поверхностной информацией облегчит понимание процесса перехода права собственности.
Инструкция
1
Право собственности - это понятие, используемое в гражданском праве РФ для обозначения частной собственности. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, собственностью могут владеть как физические, так и юридические лица.
2
В собственности может находиться любое имущество, за исключением некоторых видов, которые в силу закона не могут принадлежать на праве собственности гражданам или юридическим лицам. Собственник имущества наделен правом владения, пользования и распоряжения, это позволяет имуществу переходить в собственность от одного лица к другому.
3
Обычному человеку очень сложно разобраться не только в действующих законах, но и самих документах на собственность. Поэтому целесообразно при приобретении недвижимости или дорогостоящего транспортного средства обратиться к юристу, так как незнание может в итоге дорого стоить.
4
Документ, подтверждающий право собственности на недвижимость (квартиру, дом, земельный участок или гараж) – это свидетельство о праве собственности, выдаваемое органом, осуществляющим государственную регистрацию сделок с недвижимостью.
5
Право собственности возникает на основании правоустанавливающего документа – договора купли-продажи, ренты, дарения, долевого участия в строительстве, свидетельства о вступлении в права наследования, решения суда и проч.
6
К правоустанавливающим документам на земельный участок, помимо ранее перечисленных, относятся акты государственных органов, постановление главы администрации о предоставление участка в собственность.
7
Право собственности на земельный участок также может подтверждаться свидетельством о праве пожизненного наследуемого владения и свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования. К вышеуказанным свидетельствам обязательно прикладываются соответствующие постановления государственных органов о передаче земельных участков.
8
Сделки с недвижимостью подлежат обязательной государственной регистрации, именно с момента государственной регистрации право собственности осуществляет переход от продавца к покупателю. На имя покупателя выдается свидетельство о праве собственности на приобретенный объект недвижимости.
9
Приобретая транспортное средство нужно помнить, что владеть им на основании доверенности нельзя. Документом, подтверждающим право собственности на автомобиль, может быть договор купли-продажи, справка-счет, договор дарения, свидетельство о вступлении в права наследования, решение суда. Паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации – это регистрационные документы транспортного средства. Регистрацию и постановку на учет осуществляют органы ГИБДД.

Совет 13: Регистрируем право собственности на жилую недвижимость

Приобретение недвижимости – это всегда событие, радостное или грустное. Но после того как первые эмоции от важной новости схлынут, встанет вопрос «как же ее оформить?». И, к сожалению, иногда регистрация превращается в кошмар.
Множество жизненных ситуаций может привести к необходимости регистрации права собственности на жилье. Съезд нескольких семей на одну жилплощадь, или, наоборот, разъезд из ставшего слишком тесным жилья. В зависимости от типа жилого помещения (частный дом или квартира) и от причины смены собственника, процедура регистрации будет различаться.

Регистрация права собственности на квартиру

Этот процесс проходит в два этапа – сбор документов для регистрации и, собственно, сама регистрация. Причины регистрации могут быть абсолютно разными, разным будет и пакет документов в каждом случае.

Документы, которые необходимы в любом случае: общегражданский паспорт нового собственника, кадастровый паспорт на квартиру (если была зарегистрирована до 1998 года), документ – основание права собственности, квитанция об уплате госпошлины. Остальной набор документов зависит от документа – основания права собственности.

Если документ-основание – договор (купли-продажи, дарения, мены и т.п.), то для регистрации права собственности необходимы еще: общегражданский паспорт второй стороны сделки; документ, на основании которого продавец или даритель владеет недвижимостью; в некоторых случаях еще нотариальные согласия супругов сторон; нотариальные доверенности; справка из органов опеки и попечительства (если в квартире прописан несовершеннолетний). Также на регистрации необходимо присутствие обоих участников сделки.

Если документ-основание – договор передачи с муниципалитетом (приватизация квартиры), то к основному набору добавьте копию ордера на квартиру, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета.

Если же регистрация происходит по причине получения наследства, или по решению суда, то никаких особенных дополнительных документов не нужно.

Второй этап – непосредственно регистрация. Для ее осуществления необходимо явиться с собранным пакетом документов в регистрирующий орган – Управление федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии.

Регистрация права собственности на жилой дом

Регистрация права собственности на жилой дом несколько отличается от регистрации квартиры. Здесь не будет приватизации жилья, но будет, в некоторых случаях, регистрация права собственности на землю, так как жилой дом неотделим от земли, на которой стоит.

Если документ-основание – договор, по которому переходит только дом, то набор документов и порядок регистрации будет тот же, что и для квартиры. Но чаще всего дом передают вместе с земельным участком, на котором он стоит. В этом случае в договоре будет описан дом и земельный участок, а в пакет документов необходимо добавить кадастровый паспорт на землю.

Самые интересные и сложные случаи бывают, когда получен в наследство старый дом. Если вы унаследовали от бабушки дом в деревне, который не был зарегистрирован последние 20 лет, то нужно первым делом найти правоустанавливающие документы на дом и, скорее всего, землю. Для этого отправляйтесь в местный архив. Там вам должны выдать копию постановления местного исполкома о передаче наследодателю земли в пожизненное наследуемое владение (право собственности в России существует с 1993 года), и копию свидетельства на землю.

Часто так бывает, что найти эти документы не представляется возможным, или в них имеется значимая опечатка, делающая их недействительными. В таком случае дорога только одна – в суд, подавать исковое заявление о признании права собственности в порядке наследования. И тут уже для доказательства вашего права на бабушкину недвижимость пригодятся любые, порой самые неожиданные документы. Список их составить нельзя, все решается индивидуально в каждом конкретном случае.
Источники:
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", гл.3
Источники:
  • Передача права собственности
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше